Опубликовано 02 октября 2023, 08:00
11 мин.

Что такое коррупция и можно ли её победить. Объясняем простыми словами

Коррупция — преступное злоупотребление служебным положением ради получения какой-то выгоды (денег, имущества, услуг и т. д.) вопреки законным интересам общества. Самое популярное коррупционное нарушение — взятка.

Что такое коррупция и можно ли её победить. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik/jannoon028, bearfotos, freepik, kstudio

Проще говоря, когда пьяный водитель платит гаишнику, чтобы тот не составлял протокол о нарушении, они оба совершают коррупционное преступление. Интересам общества и государства здесь противоречит отсутствие наказания для провинившегося: пьяный водитель подвергает опасности граждан, а государство не получает в казну деньги в виде штрафа.

К коррупции по российским законам относятся:

  • использование служебного положения и злоупотребление полномочиями;
  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • коммерческий подкуп;
  • любые другие действия по использованию своих должностных функций в целях получения выгоды для себя или других людей.

Выгода бывает:

  • в виде денег;
  • в виде ценностей;
  • в виде имущества;
  • в виде услуг имущественного характера (например, ремонт).

Виды коррупции

Существует множество классификаций коррупции в зависимости от критериев, например:

  • по видам субъектов: государственная, политическая, судебная, криминальная и коммерческая;
  • по направленности: внешняя и внутренняя (в пределах одной организации);
  • по видам взаимодействия: системная (организованная на высшем уровне), деловая (власть и бизнес), бытовая (граждане и чиновники);
  • по типам эшелонов власти: высшая и низшая;
  • по виду заинтересованности взяткодателя: вымогательство (требование со стороны коррупционера) и сговор (предложение взятки);
  • по степени распространённости: эпизодическая, систематическая и клептократия (когда коррупционеры контролируют власти страны).

Пример традиционной коррупции — взятка деньгами от гражданина чиновнику или от бизнесмена представителю власти.

Есть более сложные формы, например кумовство, фаворитизм и «крышевание»; сговоры в сфере инвестиционных проектов и госзакупок; предоставление монополии на определённый вид коммерческой деятельности.

Оценки коррупции в разных странах

Взяточничество в различных регионах сравнивается с помощью Индекса восприятия коррупции (ИВК), который составляют разные экспертные организации/

Согласно ИВК, в 1980–1985 годах наименее коррумпированными были страны Западной Европы, США, Япония, Израиль, Сингапур, Великобритания и её бывшие колонии — Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР.

Социалистические страны были «крепкими середнячками».

При этом на карте не было обширных коррупционных областей, скорее точки: в Европе максимальный уровень коррупции был в южных странах — Италии и Португалии, в Южной Америке — Мексика и Боливия, в Азии — Бангладеш и Индонезия, в Африке — Нигерия и Уганда.

К 2003 году картина глобально не изменилась: Западная Европа, Североамериканский и Тихоокеанский регионы оказались в списке наиболее благополучных.

Италия осталась одной из наиболее коррумпированных стран в Европе. Мздоимство в этой стране выходит ещё из Древнего Рима.

В Латинской Америке на первое место вышел Парагвай, но Мексика и Боливия также остались в списке проблемных. Сохранились «центры коррупции» в Африке, Азии. В этих регионах глобальной причиной такого неблагополучия является бедность.

В странах бывшего СССР наименьший уровень взяточничества оказался в Эстонии, Литве и Беларуси. Наиболее коррумпированными оказались Молдова и Азербайджан.

Причины коррупции

На уровень коррупции в государстве влияет бесчисленное множество факторов. Среди них:

  • Уровень экономического благополучия в стране: чем он выше, тем меньше склонность чиновников прибегать к незаконным методам получения прибыли. Неслучайно самые коррумпированные страны — одни из беднейших.

  • Тип экономики: сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции. А плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

  • Форма власти: считается, что в демократических странах уровень коррупции ниже, так как у чиновников нет таких широких полномочий и такой оторванности от рядовых граждан, как при авторитарных режимах. Высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику — всё это также характерно для диктатуры и способствует взяточничеству.

  • Большой бюрократический аппарат — чем он сложнее, тем больше возможностей открывается для коррупции. То же самое касается географического фактора: огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле над деятельностью чиновников на местах.

  • Недостаток собственных природных ресурсов и борьба за них или изначальный достаток, но узкоресурсное потребление в экономике.

  • Правовые огрехи: отсутствие ясной законодательной базы, слишком час­тое изменение экономического законодательства, игнорирование норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки.

  • Социально-культурные причины: низкий уровень образования населения (и понимания законов), наличие клановых структур, традиции кумовства и, как следствие, снисходительное отношение общества к взяточничеству.

Также исследователи отмечают религиозный аспект: наиболее благополучные страны являются преимущественно протестантскими.

Коррупция в президентских республиках в целом выше, чем в парламентских (возможно, из-за трудоёмкости процедуры импичмента), а также выше в государствах с федеративным устройством по сравнению с унитарными.

Влияние и последствия коррупции

Иногда коррупция играет позитивную роль, и тому есть исторические примеры. Например, исследователи отмечают, что она помогла при формировании рыночной экономики в России в начале 1990-х или в решении проблемы голода населения в КНДР (чиновники закрывали глаза на нарушение запрета иметь свои огороды).

Но на длинной дистанции она наносит существенный ущерб экономическому росту и развитию общества в целом.

Экономические последствия:

  • снижается конкуренция;
  • растут издержки при ведении бизнеса;
  • растёт теневая экономика, налоговые потери;
  • ухудшается инвестиционный климат.

Политические последствия:

  • общество меньше доверяет власти;
  • исчезает реальная политическая конкуренция;
  • политические и судебные институты теряют эффективность;
  • страдает международный престиж страны.

Влияние коррупции на общество:

  • рост социального неравенства и напряжённости;
  • усиление организованной преступности;
  • толерантность к взяточничеству;
  • дискредитация права в целом у населения.

Интересно, что россияне считают коррупцию далеко не самой важной национальной проблемой: в опросах 2010-х годов она не поднималась выше 4-го места.

Борьба с коррупцией

В борьбе с коррупцией исследователи видят несколько путей:

  • ужесточение законов и контроль за их исполнением;
  • создание независимой системы правосудия;
  • экономические механизмы: например, повышение зарплат для должностных лиц, отказ от госрегулирования рынка для создания конкуренции и уменьшения размера потенциальной прибыли от коррупции.

При этом повышение заработков в государственном секторе не приводит к немедленному снижению коррупции, а работает в долгосрочной перспективе.

Исследователи подчеркивают, что нужен комплекс мер, а не какая-то одна.

В Сингапуре, одной из наименее коррумпированных стран мира, воплотили все вышеперечисленные пункты, а также ввели этические стандарты для чиновников. Причём поспособствовало этому вовсе не общество, а политическая воля лидера власти. В Швеции также ввели налоговые льготы и субсидии, а также открыли доступ для общества к государственным документам.

Доктор социологических наук, кандидат экономических наук Юрий Латов считает, что полностью искоренять коррупцию нет смысла, так как для этого придётся затратить бесконечные усилия при неимоверных затратах. Поэтому необходимо найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери.

Роль гражданского общества и СМИ в борьбе с коррупцией

Свободу и независимость прессы, развитые институты демократии и гражданского общества называют залогом если не победы над коррупцией, то значительного её снижения.

Отчасти это так — таким образом работает демократическая модель антикоррупционной политики. Её основа — тщательно продуманное антикоррупционное законодательство, широкое общественное неприятие коррупции и контроль за бюрократией совместными усилиями политической оппозиции, независимого правосудия и многочисленных организаций гражданского общества.

В основе авторитарной модели антикоррупционной политики лежат воля высшего политического руководства, религия и почитание традиций. Например, в Саудовской Аравии не принято кичиться нажитым богатством и поощряется желание делиться тем, что имеешь.

То есть наличие гражданского общества и свободной прессы для успеха в борьбе со взяточничеством не обязательный атрибут. К тому же, если снять контроль над прессой можно достаточно быстро, то занятие общественным правосознанием — дело многих лет.

Российские экономисты Виктор Полтерович и Владимир Попов отмечают, что в постсоветских странах назвать успешной борьбу с коррупцией сложно и одна из причин этого — быстрая демократизация:

«Граждане, подавляющее большинство которых не интересуется политикой <...> получают право голоса <...>. При слабом правопорядке это создает почву для торговли голосами и расцвета политической коррупции <...>. В таких условиях демократия превращается в рынок голосов, парламентарии отражают интересы лоббистов, должности и решения покупаются и продаются <...>. В слабых (нелиберальных) демократиях возникают и слабые правительства, подверженные давлению лоббистских организаций и популистских групп; чиновники и законодатели становятся продажными и легкоуправляемыми».

Международные усилия по борьбе с коррупцией

В 2003 году ООН приняла Конвенцию против коррупции, которую считает «эффективным и действенным инструментом борьбы с этим злом». 188 стран взяли на себя обязательства искоренять это явление. Каждые два года державы — участники этого договора встречаются для обзора и обсуждения способов улучшения ситуации со всемирным подкупом.

РФ ратифицировала этот документ, а кроме того, имеет Национальную стратегию противодействия коррупции от 2010 года.

Бытует мнение, что статью 20 Конвенции ООН о незаконном обогащении чиновников Россия не приняла. Но это не так: Минюст отмечал, что в стране есть соответствующий закон о контроле за расходами лиц, замещающих государственные должности. Это отражается в тех самых декларациях, которые ежегодно подают чиновники. Правда, в 2023 году депутатам и сенаторам разрешили не публиковать свои декларации — сведения об их заработке решили показывать в форме статистики и обезличенно. Но по желанию слуга народа может раскрыть всю информацию.

Есть масса других международных программ, участником которых РФ являлась, — например, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В 2023 году Госдума денонсировала документ.

Коррупция в цифровую эру

Цифровые технологии позволяют усилить контроль за доходами и расходами должностных лиц и сделать их работу максимально прозрачной.

Именно для публичности внедряется модель электронного правительства. Она позволяет минимизировать личные контакты с чиновниками — при личных встречах вымогать и предлагать взятки проще.

Социальная помощь становится преимущественно цифровой и более адресной: в РФ, в частности, маткапиталы и пособия можно получить через госуслуги с минимальной ролью чиновников, что минимизирует как злоупотребления со стороны представителей госаппарата, так и махинации со стороны населения.

Цифровые следы помогают правоохранителям вычислять преступников и заниматься отслеживанием перемещений бежавших за границу коррумпированных чиновников и их капиталов с помощью специальных соглашений с другими странами.

Кроме того, любые сведения, переведённые в «цифру», можно как открыть, так и засекретить: например, продвижение очереди на жильё или вышеупомянутые сведения о доходах.

Серьёзные коррупционные риски несёт и доступ к персональным данным граждан. Да и взяточники уже научились принимать подношения в режиме онлайн, через анонимные счета, открытые на чужие имена банковские карты и даже при помощи биткоинов.

По мнению ряда исследователей, технологии не следует считать панацеей для борьбы с коррупцией.

Статистика

В РФ за 2022 год зарегистрировали:

  • 5540 фактов получения взятки,
  • 4716 фактов дачи взятки,
  • 1914 фактов злоупотребления полномочиями.

Десятью годами ранее, в 2012-м, статистика выглядела так:

  • 6576 фактов получения взятки,
  • 3182 факта дачи взятки,
  • 4077 фактов злоупотребления полномочиями.

В 2008 году только 40% россиян считали, что полное искоренение взяточничества поможет им решать проблемы. 15% заявили, что им, наоборот, станет сложнее жить, а около трети опрошенных утверждали, что это на них существенно не повлияет.

Россияне в 2018 году называли наиболее коррумпированными сферы медицины (23%), полиции, ГИБДД и ЖКХ (по 16%), судебной системы и прокуратуры (14%). Почти четверть опрошенных ВЦИОМ (24%) была убеждена, что во взяточничестве погрязло всё общество.

В 2023 году каждый пятый бизнесмен (21%) пожаловался на коррупцию.

Мнения

Гэри Стэнли Беккер, экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года:

«Если мы ликвидируем государство, мы ликвидируем коррупцию».

Владимир Путин, президент РФ:

«Это одна из проблем наших, но она традиционная и связана в том числе с историей. <...> В то же время вопросы, связанные с коррупцией, напрямую стыкуются с развитием экономики, рынка. <...> Бороться с коррупцией надо последовательно и настойчиво — и санкции повышать, и чтобы наказание было неотвратимо».

Дмитрий Медведев, экс-президент РФ:

«Корни этого явления [коррупции] лежат в том, что значительная часть населения просто плюёт на соблюдение законов».

История коррупции и борьбы с ней

Коррупция — древнейшая проблема человечества. Упоминания о ней есть и в священных книгах:

  • «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Библия, Исх. 23:8, Втор.16:19).

  • «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (Коран, 2:188).

Продажность судей вызывала особую озабоченность, поскольку это приводило к незаконным решениям и перераспределению имущества: «Руки их искусны творить зло; правитель подарков требует, судья принимает взятки, и сильные волю свою диктуют — так извращают они правосудие» (Библия, Михей 7:3).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII века. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России случилось в царствование Ивана III. Его внук Иван IV Грозный впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за взяточничество.

Живший в XV–XVI веках итальянский политик Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с чахоткой (туберкулёзом): сначала её трудно распознать, но легче лечить, а запущенный случай распознать легко, но вылечить трудно.

После революции в РСФСР издали декрет «О взяточничестве», в котором предусмотрели уголовную ответственность на срок не менее 5 лет.

В современном мире победить коррупцию не только не удалось — она переросла в системное явление и приобрела разные формы, из-за чего вычислять преступников стало крайне сложно. Граждане США, например, считают взяточничество одной из главных проблем страны.

Факты

  • В России исторически коррупцию делили на два вида: взятки за совершение законных действий называли мздоимством, а за незаконные — лихоимством.

  • Термин «коррупция» происходит от латинского corrumpere («растлевать»), а также corruptio («подкуп», «продажность»; «порча», «искажение», «разложение»; «растление»).

  • 9 декабря в мире отмечают Международный день борьбы с коррупцией (учреждён ООН).

  • 1995 год стал «годом коррупции» по версии газеты Financial Times.

Пример употребления на «Секрете»

«По закону деньги и имущество, конфискованные в рамках дел о коррупции, поступают в бюджет Социального фонда РФ. Новая норма позволит фонду меньше держать на балансе абсурдно роскошного жилья и конвертировать его в деньги, нужные для всяких социальных выплат».

(Из материала от 1 августа 2023 года.)