Что такое консюмеризм. Объясняем простыми словами
Консюмеризм — культ потребления, стремление иметь много вещей, покупать товары известных торговых марок и т. п.
Другое название — потребительство. Ещё один, просторечный, вариант — потреблудие, когда человек очень много работает и/или влезает в долги только для того, чтобы покупать всё больше и больше.
В основе консюмеризма лежит идея о том, что счастье и благополучие человека зависят от количества материальных ценностей.
Консюмеризм тесно связан с перепотреблением (избыточным потреблением или сверхпотреблением) и шопоголизмом (или омниоманией) — непреодолимым желанием что-либо покупать вне зависимости от реальных потребностей и возможностей.
Рост потребления способствует экономическому росту, но наносит большой ущерб окружающей среде из-за перерасхода ресурсов, необходимых для производства.
Пример употребления на «Секрете»
«Россияне постепенно переходят от необузданного консюмеризма к рациональному потреблению. Правда, пока речь идёт о жителях городов-миллионников».
(Генеральный директор компании PayU Полина Добриян — в колонке о том, что кризис обуздал потребителей-экстремалов.)
Нюансы
Изначально консюмеризм — это общественное движение по защите прав покупателей.
Оно зародилось в США в 60-х годах XX века. Тогда впервые были сформулированы права потребителей на информацию, выбор, защиту и т. п. — был введён «Билль о правах потребителя».
После организации по защите прав потребителей появились во многих странах, стали появляться законы и госрегуляторы, которые ограничивают и наказывают недобросовестных производителей и продавцов. Это привело в том числе к появлению так называемого потребительского экстремизма.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова