Опубликовано 08 июня 2024, 21:48
9 мин.

Что такое инклюзия и как она проявляется в образовании и бизнесе. Простыми словами

Инклюзия — процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в активную общественную жизнь. Чаще всего инклюзию связывают с образованием, однако инклюзивными бывают и бизнес, спорт, культура и т. д. Когда мы говорим об инклюзивных пространствах, то имеем в виду, что все люди в равной степени — инвалиды и неинвалиды — имеют к ним одинаковый доступ.

Простыми словами, что вы будете делать, если захотите сходить в кино? Очевидно, вы купите билет, придете в кинотеатр, захватите по пути попкорн, спокойно зайдете в кинозал и начнете просмотр.

А теперь представим человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который передвигается на коляске. Что будет делать он, если он захочет в кино? Сложности могут начаться с момента выхода из дома. Например, у дома может не оказаться пандуса. Другой вопрос: как попасть в автобус, особенно если там давка?

А насколько просто будет попасть в кинотеатр? И ещё один, возможно главный, вопрос: как будет воспринимать его общество? Будет стесняться его? Жалеть?

Так вот, инклюзия — это когда любой человек, в том числе с инвалидностью, может легко сходить в кино. Без лишних сложностей и внимания со стороны окружающих.

Инклюзия — это не только про пандусы и перила, но и про более внимательный подход к людям с особыми потребностями. В инклюзивном обществе человек с особенностями не обуза и не проблема: от него не отводят глаза, не стесняются его и не бросаются к нему на помощь, если она не нужна.

Инклюзивное общество признает проблемы в виде барьеров по отношению к лицам с особыми потребностями и стремится уравнять в возможностях всех людей, здоровы они или больны.

Сколько людей с инвалидностью в России и в мире

По данным ВОЗ за 2023 год, в мире около 1,3 млрд человек (16% населения, то есть каждый шестой человек) имеют инвалидность или имеют ограничения по здоровью. Около 100 млн из них — дети.

В России, по данным Росстата, в 2023 году насчитывалось около 11 млн людей с инвалидностью (около 8% от общей численности), из них 722 000 — дети.

При этом только 17% инвалидов в России никогда не сталкивались с ограничениями при покупке товаров и услуг, в обучении, трудоустройстве, развитии и поддержании социальных связей.

На каких принципах строится инклюзивное общество

Все принципы инклюзивного общества прописаны в Конвенции о правах инвалидов, которая была принята ООН в 2006 году. Россия ратифицировала её (то есть признала, что обязуется выполнять) в 2008 году.

Основные принципы конвенции звучат так: ✔️ создавать условия недискриминации инвалидов и равенства возможностей (дискриминация — ограничение прав человека или группы людей по определённому признаку); ✔️ уважать особенности, достоинство и личную самостоятельность каждого человека; ✔️ обеспечить равенство между мужчинами и женщинами; ✔️ делать среду доступной.

Что такое инклюзивное образование

Многие десятилетия подход к инвалидности предполагал, что дети с ОВЗ не должны посещать обычные школы. Считалось, что им нужны специальные учебные заведения, отдельные педагоги и мероприятия.

То есть именно ребёнок с инвалидностью становился проблемой, которую нужно было решить, чтобы она не мешала другим учащимся.

С течением времени ситуация менялась незначительно.

Детей с ограниченными возможностями пытались интегрировать в общую среду (не путать интеграцию и инклюзию). Однако, если ребенок, например, не мог выполнять какие-либо учебные задания из-за своего нарушения, то проблему снова искали не в том, как лучше организовать учебный процесс, а в самом ребёнке.

В инклюзивном образовании другой подход. Неважно, какого человек пола, вероисповедания и какие проблемы у него есть со здоровьем, он может посещать обычные школы, колледжи и университеты, а не специализированные.

То есть

  • отдельные учебные заведения для людей с ограниченными возможностями,
  • специальные классы в обычных школах,
  • обучение детей с особенностями в обычных классах, но без достаточной поддержки — всё это не инклюзивное образование.

Инклюзия — это когда есть возможность обучать всех детей независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, интеллектуальных и других особенностей развития.

Что нужно для инклюзивного образования

👨🏼‍🦽 Оборудование. Учебное заведение должно быть оборудовано пандусами и подъёмниками. Также нужны системы дополнительной коммуникации — планшеты и компьютеры, на которых ребенок сможет учиться и выполнять задания. Кроме этого, в школе должны быть специальные надписи, учебники и пособия для незрячих или слабовидящих детей, которые пользуются шрифтом Брайля.

🧑🏼‍🦽 Cлужба сопровождения. Учителям нужна поддержка и помощь от специальных педагогов, логопедов, психологов. С их помощью педагоги могут модифицировать учебные программы и задания для конкретного ребёнка.

Также необходимы тьюторы — это такая педагогическая должность. Тьюторы могут быть в штате инклюзивного учебного заведения или работать на фрилансе. Тьютор выступает в роли посредника между учебным заведением и учащимися. Он помогает ученику разобраться в программе, знает всех преподавателей и может познакомить ученика с ними. На переменах тьютор поддерживает школьника в процессе общения со сверстниками и сопровождает во время перемещений по школе при необходимости.

👨‍👩‍👦‍👦 Дополнительная работа со всеми сотрудниками школы. Инклюзия предполагает, что потребности детей в школе будут понимать все: от учителей до гардеробщицы и охраны.

Например, если школьник имеет проблемы с речью и использует специальный планшет, то учителя, во-первых, должны давать ребенку больше времени на ответ, а во-вторых, научить одноклассников играть вместе с этим ребенком, коммуницировать и понимать его.

Преимущества инклюзии в образовании

1. Детям легче адаптироваться к людям. Как правило, дети-инвалиды исключены из общественной жизни и часто им не хватает простого общения. Они ограничены лишь родными, специалистами и сверстниками с похожими проблемами, но практически не коммуницируют с другими детьми. Инклюзия же позволяет им развиваться вместе со сверстниками.

2. Здоровые дети учатся принимать сверстников, которым повезло меньше. Между учениками появляется взаимопонимание. По результатам некоторых исследований, в инклюзивных школах ученики более толерантны и терпимы друг к другу, в школах практически отсутствует случаи буллинга, травли и издевательства над детьми.

3. Перспективы для детей с ОВЗ расширяются. Инклюзивное образование предоставляет ребёнку доступ к общим учебным ресурсам и опыту, а это открывает перед ним больше возможностей для личностного и профессионального роста.

4. У детей растёт уверенность в себе. Ощущая себя как равных участников образовательного процесса, они убеждаются, что они ничем не отличаются от других детей и становятся более уверенными в своих способностях и навыках.

Проблемы инклюзивного образования

Одна из главных проблем инклюзивного образования в некомпетентности персонала. Хороших специалистов, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов, логопедов, которые имеют профильное образование и могут обучать и сопровождать детей с особыми потребностями в общедоступных учебных заведениях либо нет совсем, либо крайне мало.

Например, иногда обычным школам пытаются дать детей с особенностями развития, но при этом не обеспечивают учебное заведение никакими дополнительными вещами: оборудованием, обучением персонала, дополнительными ставками для тьюторов.

В этом случае учителя, не имея дополнительной подготовки по работе с детьми-инвалидами, не представляют, как вести себя в таких обстоятельствах, а поэтому не могут научить этому других школьников.

К тому же часто преподаватели относятся снисходительно к ученикам с особыми потребностями, поэтому оценка их знаний часто необъективна.

Также сложности бывают и с родителями обычных детей. Многие родители не хотят, чтобы в классах появлялись ребята с особенностями. В этом случае школа должна уметь вести диалог, обсуждать сложные и неудобные вопросы, разруливать конфликты.

Ещё одной проблемой инклюзивного образования считают моральный дисбаланс у учащихся. Например, одни инвалиды будут хорошо чувствовать себя рядом со здоровыми детьми, а другие же могут тяжело воспринимать свои недостатки, видя рядом с собой здоровых детей.

Как работает инклюзивное образование в России

По закону все российские школы должны быть инклюзивными. Но на деле таких учебных заведений на сегодняшний день немного. Хотя их число растёт.

Вице-премьер России Татьяна Голикова в 2021 году говорила, что 56% детей-инвалидов получают образование в общеобразовательных школах «со встроенной инклюзивной структурой».

Директор Федерального центра по развитию инклюзивного образования Светлана Алёхина считает, что пока преждевременно говорить о готовности всех наших школ в любое время принять любого ребенка. По её оценке, в России пока лишь каждая четвёртая школа может считаться инклюзивной.

«Мы только-только начинаем понимать, из каких «кирпичиков» складывается инклюзивное образование. Это большая работа — индивидуальная и системная. Но иногда один ученик с особенностями трансформирует всю среду школы, в которую приходит. Школы учатся быть гибкими с точки зрения среды, специальных сервисов, компетенций учителей, форм обучения. Это всегда совместная работа школы и родителей. Она в инклюзии и определяет результат», — говорит Алёхина.

В высшем образовании инклюзию системно развивают с 2016 года. К 2022 году благодаря этому количество студентов-инвалидов в вузах увеличилось с 19 000 до 34 000.

В каких ещё сферах развивается инклюзия

Инклюзия в культуре

Современные музеи, библиотеки, театры и т. д. оборудованы специальными лифтами для людей с ограниченными возможностями и пандусами. Для слабовидящих людей музеи размещают в залах тактильные копии известных картин.

Московский музей современного искусства «Гараж» стал участником проекта Guide Dog Friendly. Это первый в России проект, цель которого — объединить и расширить список организаций, в которых рады в том числе незрячим людям с собаками-поводырями.

Еще одним инклюзивным проектом стал «Жест в музее»: гиды проводят экскурсии на жестовом языке в Пушкинском музее, Третьяковской галерее и т.п.. Главная цель проекта — сделать музеи доступными для глухих.

Отдельную нишу занимает инклюзивный театр. В спектаклях играют актёры с различными особенностями: с нарушениями слуха, зрения, с синдромом Дауна и ДЦП и т. д. Первым инклюзивным театром эксперты называют московский Театр мимики и жеста. Сегодня в России десятки инклюзивных театров.

Инклюзия в бизнесе

Инклюзивность становится актуальной и в бизнесе: компании постепенно внедряют инклюзивные стандарты корпоративной культуры. Это значит, что они стремятся создать такую рабочую среду, в которой каждый сотрудник имеет все возможности для успеха. Также инклюзивность проявляется и в заботе о нуждах клиентов с ОВЗ.

«Яндекс »

IT-гигант адаптирует сервисы для людей с ограниченными возможностями. Они могут зачитывать вслух содержимое экрана, позволяя незрячим пользователям воспринимать интерфейс на слух.

В «Яндекс Go» есть тариф «Специальный» для людей, которые не могут ходить. Они могут вызвать микроавтобус с подъёмником для инвалидных кресел.

Также благодаря «Яндекс Картам» можно узнать данные о доступности организаций. Сервис собирает информацию о том, есть ли у организации пандус, туалет с поручнями, лифт, автоматическая дверь и т. д.

«Сбер»

Компания уже около восьми лет занимается вопросами доступности своих услуг для людей с ОВЗ. Сервисы взаимодействия с банком адаптируют под разные группы клиентов так, чтобы всем было удобно ими пользоваться. Например, незрячие люди могут пользоваться банкоматами, подключив к ним наушники и получив голосовые подсказки.

В 6000 отделений «Сбера» глухим доступны консультации на русском жестовом языке. А на новых банкоматах появится брайлевский ввод ПИН-кода.

«Сбер» также принимает работников с инвалидносью.

Например, в штате есть незрячий тестировщик Павел Попко. Он помогает сделать приложение и веб-версию «Сбербанк Онлайн» доступными и удобными для людей с проблемами по зрению. Павел тестирует ресурсы, направляет на доработку, объясняет, что должно получиться на выходе. И так — пока продукт не станет удобным.

МТС

Оператор создал проект «МТСкомпания для всех». Он направлен на развитие инклюзивной среды и культуры. Компания нанимает соискателей с инвалидностью и особенностями здоровья, создаёт им доступную среду и дружелюбную атмосферу. Более 70% сотрудников холдинга готовы стать для новых сотрудников наставниками и помощниками.

«ВкусВилл»

Сеть магазинов «ВкусВилл» реализует проект «Вкусная работа», трудоустраивая людей с ментальными особенностями и создавая для них адаптированные рабочие места.

Инклюзией заняты не только корпорации, но и малый бизнес. В 2021 году в Санкт-Петербурге открылось инклюзивное кафе «Огурцы». В нём наравне с профессиональными поварами и бариста работают взрослые люди с особенностями развития психики и интеллекта. Это концепция и миссия кафе.

Факт

McKinsey выяснил, что в среднем на 25–30% растёт прибыль в компаниях, которые следуют принципам инклюзии.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.