Что такое фудшеринг. Объясняем простыми словами
Фудшеринг (от англ. food share — «делиться едой») — движение по спасению еды, которое помогает организациям и людям перестать выбрасывать еду, а нуждающимся — получать её бесплатно.
Проще говоря, магазины и общепит регулярно выбрасывают продукты с истекающим сроком годности или сроком реализации, повреждённой упаковкой и т. п. То же самое делают люди, которые купили или приготовили слишком много и не успевают съесть. С помощью специальных сайтов или соцсетей можно отдать/забрать такую еду. Это и есть фудшеринг.
Цель фудшеринга — снизить количество продуктов питания, попадающих на свалку. Так активисты пытаются бороться с загрязнением окружающей среды и неэффективным использованием ресурсов, а заодно решать проблему питания малоимущих.
Примеры употребления на «Секрете»
«Фудшеринг — сравнительно недавно пришедшее в Россию движение «спасения еды». Речь идёт об онлайн-сервисах и группах в соцсетях, где пользователи могут бесплатно или за небольшую плату передавать нуждающимся продукты с истекающим сроком годности. Хотя рынок фудшеринга в России пока в зачаточном состоянии, в 2018 году, благодаря усилиям активистов, удалось спасти 7000 т еды. К 2024 году масса спасённых продуктов может достичь 1 млн т стоимостью 85 млрд рублей».
(Из новости о том, что россияне ежегодно выбрасывают сотни миллиардов рублей в виде еды.)
«Магазинам невыгодно перерабатывать продукты, потому что за это нужно платить. В свою очередь, фудшеринг требует от торговых сетей временных и денежных затрат на организацию».
(Из новости о «выбрасывании пищи на ветер».)
Нюансы
Первоочередная задача фудшеринга именно в том, чтобы еда не пропадала. Поэтому не так важно, какой уровень дохода и социальный статус у тех, кто её забирает и съедает, — это могут быть бездомные, малоимущие, студенты, обычные семьи, люди, которым некогда готовить и др. Главное — привлечь внимание к проблеме, как много еды оказывается выброшенной и почему это плохо: еда на свалке разлагается и выделяет метан и углекислый газ, которые усиливают парниковый эффект.
На раздачу записываются в комментариях или через личные сообщения на сайте местного фудшеринг-сообщества или в группе в соцсетях. Кто первый написал, тот и получает.
Но иногда раздающие ставят условия, например: «Для тех, кто не забирал еду в течение недели». Это делается для того, чтобы привлечь к участию в движении и накормить как можно большее число людей. Также это попытка ограничить тех, кто пытается перепродавать доставшиеся бесплатно продукты.
История
Фудшеринг возник в Германии в 2012 году по инициативе экоактивистов Валентина Турна — журналиста, режиссёра фильма «Отходы», и Рафаэля Фельмера — автора эксперимента «5 лет без денег». Они создали сайт foodsharing.de, на котором любой желающий может поделиться едой или забрать её.
В России фудшеринг появился в 2015 году, когда активисты в Москве и Санкт-Петербурге запустили свой проект по примеру немецкого сообщества. По данным сайта foodsharing.ru на ноябрь 2021 года, с начала существования проекта спасено почти 550 т продуктов. В сообществе проекта около 50 000 человек.
Проект работает по модели B2C: участники забирают еду в кафе, столовых и магазинах, сотрудничающих с сервисом. Кроме этого, существует модель C2C — разнообразные группы в соцсетях, где обычные пользователи просто делятся друг с другом оставшейся едой. Также в России действует так называемый банк продовольствия — благотворительная организация, которая занимается сбором пищевых продуктов от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся. Это Фонд продовольствия «Русь».
Помимо бесплатной раздачи неликвидных продуктов, стали появляться [приложения-маркетплейсы] (https://secretmag.ru/selfie/sesh-menya-polnostyu-kak-startap-ne-dayot-propast-lishnei-ede.htm), позволяющие кафе, ресторанам, пекарням, магазинам и т. п. продавать товары с истекающим сроком годности со скидками.
Проблема
Развитие фудшеринга в России ограничено действующими законами. В частности, ведётся обсуждение освобождения продуктовых пожертвований от НДС.
«Сейчас передача продукции связана с издержками для торговых сетей: компании должны уплачивать налоги, в итоге это обходится дороже, чем их утилизация», — пояснил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
При передаче на благотворительность продукции платить НДС необходимо, но стоимость переданного нельзя [вычесть] (https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-vychet-i-vozvrat-nds-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm) из [налоговой базы] (https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-nalogovaya-baza-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm) по налогу на прибыль. В итоге налоги могут составлять до 40% стоимости товара.
Продукты с истекшим сроком годности продавцы вообще не могут ни продавать, ни отдавать — за это грозит штраф (ст. 14.4 КоАП РФ), возвращать производителю непроданные излишки со сроком годности менее 30 дней также запрещено. Выбросить в обычный мусорный бак просрочку нельзя — её необходимо уничтожить, причём делать это должны специальные лицензированные организации.
При этом утилизация просроченного всё равно обойдётся дешевле, чем отдавать продукты на благотворительность в последние дни срока годности или срока реализации.
В итоге, по [данным исследований] (https://www.rbc.ru/business/04/10/2019/5d94824e9a7947147992cf07), в России каждый год по разным причинам выбрасывают 17 млн т пищевых отходов. Продукты питания составляют почти 30% от всех ТКО, которые образуются в стране.
Cтатью проверил:
Юрий Ляндау, д.э.н., профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова