Опубликовано 14 октября 2021, 22:12
4 мин.

Что такое должная осмотрительность. Объясняем простыми словами

Должная осмотрительность — это поиск информации о контрагенте, необходимой для проверки его благонадёжности.

Что такое должная осмотрительность. Объясняем простыми словами

Проще говоря, проявление должной осмотрительности — это когда компания или ИП проверяет своих контрагентов прежде, чем заключить с ними сделку. Или перед тем, как подписать договор с партнёром, поставщиком или клиентом.

Уделяя внимание такой проверке, предприниматели снижают вероятность судебной тяжбы с ФНС из-за претензий в связях с сомнительными исполнителями.

Пример употребления на «Секрете»

«Я не понимаю, почему предприниматели не проявляют должную осмотрительность при работе с контрагентами. Это чревато неудобными вопросами налоговой (в большом количестве), потерей времени (в большом количестве) и финансовыми потерями».

(Сооснователь онлайн-сервиса для предпринимателей «Кнопка» Евгений Кобзев — об ошибках начинающих бизнесменов.)

Нюансы

В законах такого термина нет, но это не мешает ему повсеместно встречаться на практике. Формулировка «Должная осмотрительность» впервые появилась в постановлении Верховного суда в 2006 году и с тех пор регулярно всплывает в спорах между налоговиками и представителями бизнеса по поводу доначисленных налогов.

Компаниям и ИП приходится быть очень внимательными к контрагентам. Это их обязанность. В ст. 10 Гражданского кодекса есть прямое указание на это: «Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются». В то же время Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» гласит: «Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».

Даже самая ответственная компания, которая работает строго по закону и исправно платит налоги, может столкнуться с претензиями со стороны налоговой инспекции, если свяжется с недобросовестным контрагентом. Чтобы этого избежать, нужно убедиться, что это не фирма-однодневка и не формальное юрлицо, а реальное предприятие, которое действительно исполняет свои особенности и обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения договора.

Если действовать «без должной осмотрительности и осторожности», такое сотрудничество может обернуться отказом в вычетах, отменой льгот, доначислением налогов, штрафами, пенями и т. д. Так государство борется с незаконными налоговыми схемами. Даже если компания действительно не знала о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности.

Избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, если компания докажет, что сама в схеме не участвовала и со своей стороны сделала всё возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.

Признаки подозрительного контрагента

Налогоплательщику, решившему сотрудничать с очередным контрагентом, следует проверить его на легитимность, реальность осуществляемой деятельности и надёжность. В письме от 12 мая 2017 года ФНС указала, что для подтверждения своей осмотрительности необходимо проверить и задокументировать как можно больше информации о партнёре, в том числе:

  • данные о регистрации и история изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • настоящий юридический адрес, который не относится к местам массовой регистрации;
  • сведения о фактическом местонахождении складских, производственных, торговых и других площадей;
  • отчёт о финансовой деятельности за последние три года;
  • связи с лицами, которые имеют отношение к компании, прежде всего собственников и руководителей.

Вот примерный список того, что должно насторожить:

  • отсутствие государственной регистрации или регистрация по утерянному паспорту на недееспособное лицо;
  • отсутствие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений, действующего расчётного счета;
  • отсутствие данных о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • недавняя дата регистрации фирмы;
  • юридический адрес компании — адрес массовой регистрации;
  • фактическое нахождение не совпадает с юридическим адресом;
  • отсутствие информации о том, где расположен офис компании, её склады, точки продаж, производственные помещения, оборудование, транспорт, персонал;
  • сдача нулевой отчётности или её непредставление;
  • подписание документов по сделке не уполномоченным на то лицом;
  • отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности, персонала или основных средств;
  • в руководстве контрагента дисквалифицированные лица;
  • директор контрагента руководит более чем пятью юрлицами;
  • участники контрагента участвуют более чем в десяти юрлицах;
  • негативная информация в СМИ;
  • есть долги по налогам;
  • коды ОКВЭД компании не совпадают с тем, чем она по факту занимается;
  • плохая судебная история: с компанией регулярно судятся партнёры из-за того, что она не выполняет свои обязательства;
  • у контрагента нет ресурсов, чтобы выполнить обязательства по договору;
  • отсутствие собственного сайта и рекламы в СМИ;
  • сделку обсуждали и заключали без участия руководства поставщика и покупателя.

Минимальный пакет документов, который нужно получить у контрагента, должен выглядеть так:

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • устав;
  • копия ИНН;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего документы.

Эти данные нужно будет сверить с информацией из открытых источников.

В зависимости от ситуации могут понадобиться:

  • сведения о выданных лицензиях, членстве в саморегулируемых организациях и среднесписочной численности;
  • бухгалтерская отчётность с отметкой налоговой инспекции;
  • информация о наличии других ресурсов (оборудования, производственных мощностей, транспорта и т. д.) для выполнения сделки.

Все получаемые о контрагенте данные лучше хранить в форме отдельных документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скриншотов страниц онлайн-ресурсов, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей), подшивая их в дело (досье).

Проверить контрагента можно самостоятельно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов.

Статью проверила:

Что такое должная осмотрительность. Объясняем простыми словами

Камила Султанова, руководитель практики налогового консультирования и споров коллегии адвокатов «Адвокат премиум»