Опубликовано 27 сентября 2024, 08:00
17 мин.

Что такое движение чайлдфри и почему его хотят запретить в России. Простыми словами

Чайлдфри (от англ. child-free т. е. «свободный от детей») — в узком смысле идеология, построенная на сознательном отказе от деторождения. Причины для этого могут быть самые разные, от вынужденного отказа по состоянию здоровья до нелюбви к детям вообще. Пропаганда такого образа жизни, по мнению властей РФ, угрожает демографии и традиционным ценностям, поэтому «движение» чайлдфри в России хотят запретить.

Что такое движение чайлдфри и почему его хотят запретить в России. Простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik, alexandercho/Freepik, Freepik, Freepik

У термина «чайлдфри» довольно много трактовок, далеко не все из которых верные. Например, часто их путают с детоненавистниками (чайлдхейтерами), хотя это далеко не обязательная составляющая этой идеологии.

Основной признак чайлдфри — человек может иметь детей, но не хочет и сознательно отказывается их заводить по тем или иным причинам.

История термина «чайлдфри»

Люди, сознательно отказавшиеся иметь детей и даже заводить семью, встречались и раньше. Например, к ним относят Платона, Исаака Ньютона, Леонардо да Винчи, Коперника, британскую королеву Елизавету I, Коко Шанель, Фридриха Ницше.

Но прежде это было скорее исключением из правил и индивидуальным выбором человека, под который не пытались подвести идеологию и распространить среди единомышленников.

Всё изменилось в ХХ веке.

Достоверно неизвестно, где и когда появилось именно движение чайлдфри. Предпосылки его зародились с широким распространением средств контрацепции во второй половине XX века. Впервые в истории человек получил возможность осознанно выбирать, заводить детей или нет. И нашлись те, кто ответил на этот вопрос отрицательно.

Считается, что это слово возникло в 1970-х годах в США в рамках деятельности ныне не существующей Национальной организации для не-родителей США.

Термин childfree ввели в противовес слову childless — бездетный. Долгое время бездетность была буквально клеймом — таких людей в обществе было принято жалеть и считать их неполноценными.

Идеологи чайлдфри решили, что в некоторых случаях правильнее называть таких людей не «обделёнными детьми», а «свободными от детей», подчёркивая их выбор. Также используются термины «сознательная бездетность» или «добровольная бездетность» (англ. childless by choice, voluntary childless).

Более широкую известность это понятие обрело в 1990-е годы стараниями американской школьной учительницы Лесли Лафэйетт. Она создала интернет-сообщество под названием The Childfree Network, целью которого была борьба с разными видами дискриминации бездетных людей и семей.

В частности, одним из требований последователей Лафэйетт была отмена привилегий для людей с детьми.

У сообщества было 33 отделения в разных штатах и около 5000 участников в США. В дальнейшем движение стало популярным в Европе и Австралии.

Сейчас о своей принадлежности к чайлдфри открыто заявляют некоторые современные знаменитости. Среди них Киану Ривз, Леонардо Ди Каприо, Джаред Лето, Опра Уинфри, Дженнифер Энистон, Кэмерон Диаз.

История чайлдфри в России

В России чайлдфри заявили о себе в 2004 году. Тогда в Сети появилось одноимённое сообщество, на первых порах объединившее около 500 интернет-пользователей. Примерно в то же время слово «чайлдфри» в русском написании появилось в Википедии.

В 2012 году появилось «Движение чайлдфри в России». Его основал активист Эдуард Лисовский. Его группы в социальных сетях рассказывали об этой идеологии и агитировали людей.

Ряд этих групп впоследствии заблокировали по требованию прокуратуры, увидевшей в них признаки экстремизма и пропаганды ненависти к традиционным семейным ценностям. В 2022 году Лисовский покинул Россию.

Достоверно неизвестно, сколько людей в России причисляют себя к движению чайлдфри, однако в 2018 году доля бездетных женщин в стране была около 8%. Сейчас частота бесплодных по тем или иным причинам (в том числе по здоровью) браков колеблется от 17% до 24%. Критический для демографии показатель — 15%.

Почему чайлдфри хотят запретить в России

У чайлдфри всегда были натянутые отношения со сторонниками традиционной семьи. В многочисленных дискуссиях обе стороны обменивались оскорблениями и уничижительными терминами.

Однако долгое время вопрос чайлдфри не стоял на повестке дня как деструктивный, хотя демографические тенденции всё больше беспокоили российское правительство. В 2020-х годах Россия оказалась в демографической яме, глубиной сопоставимой с 1990-ми.

По статистике, россиянки стали рожать в среднем меньше двух детей. А этого не хватит даже для того, чтобы поддерживать численность населения.

Для такой ситуации есть много объективных причин, от последствий низкой рождаемости в 1990-х до экономической обстановки. Но депутаты решили, что идеологический компонент тоже недооценивать нельзя. И встали на путь борьбы с ним.

Первыми законопроект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри разработали и внесли башкирские депутаты весной 2022 года.

Законопроект вызвал много дебатов и критики со стороны правозащитников и даже представителей Русской православной церкви. Патриарх Кирилл выражал беспокойство, что законопроект приведёт к запрету информации о монашеском образе жизни, исключающем рождение детей. В итоге законопроект трижды перерабатывали, но так и не приняли.

Между тем обсуждение запрета только набирало обороты. В плане опасности для общественного здоровья и семейных ценностей движение чайлдфри сравнивали с ЛГБТ* («Международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено). А депутаты прямо предлагали приравнять чайлдфри к экстремистам. И даже запретить само это слово.

В июне 2024 года стало известно, что в Госдуме готовят новый законопроект о запрете пропаганды чайлдфри и приравнивании этой идеологии к идеологиям экстремистской направленности.

В июле депутат Госдумы Султан Хамзаев предложил ввести в России штрафы за дискредитацию семейных ценностей.

23 сентября Правительство РФ официально поддержало разработку закона о запрете чайлдфри с оговоркой, что его требуется доработать.

В частности, рекомендовали уточнить понятие «отказ от деторождения» — чтобы избежать неоправданного отнесения к пропаганде ситуаций, когда от деторождения отказываются:

  • по религиозным соображениям;
  • по медицинским причинам;
  • в случае изнасилования.

И уже 25 сентября депутаты от «Единой России» внесли соответствующий проект на рассмотрение в Госдуму. Авторами инициативы стали председатель ГД Вячеслав Володин, председатель СФ Валентина Матвиенко, депутаты и сенаторы.

О чём говорится в законопроекте

Документ предлагает отнести к деструктивному (требующему удаления) контенту пропаганду чайлдфри, то есть информацию, которая формирует негативное отношение к семье и детям и призывает отказаться от деторождения. За распространение такой информации предлагается ввести штрафы, аналогичные штрафам за пропаганду ЛГБТ* и смены пола.

Пресс-конференция «Феминизм и чайлдфри - новая угроза национальной безопасности?», 2022 год

Пресс-конференция «Феминизм и чайлдфри - новая угроза национальной безопасности?», 2022 год

Штрафы за нарушение могут составить до 400 000 рублей для физических лиц, до 800 000 рублей для должностных лиц и до 5 млн рублей для юридических лиц.

Также распространение такой информации станет основанием для внесения сайта в единый реестр запрещённой информации Роскомнадзора.

Это значит, что соответствующие страницы будут заблокированы для просмотра в России. А владельцы соцсетей будут обязаны самостоятельно вести мониторинг и удалять деструктивный контент, чтобы не нарваться на большие штрафы.

Фильмы, в которых пропагандируют бездетный образ жизни, также не смогут получить прокатное удостоверение в России.

Что говорят юристы

Юристы увидели определённые риски в предложенном законопроекте. В частности, опасения вызывает чрезмерно широкая интерпретация его формулировок.

Если законопроект примут без уточнений, что конкретно считать деструктивной информацией и частью идеологией чайлдфри, под запрет могут попасть:

  • реклама средств контрацепции;
  • «женские» форумы с обсуждением тягот материнства и родов;
  • даже посты в соцсетях, где о факте отсутствия детей будет упомянуто в позитивном контексте.

А в сериалах, кино и рекламе останется мало вариантов допустимых сюжетов о семьях.

Партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай также обратила внимание, что законопроект без уточнений вступает в противоречие с Конституцией, гарантирующей гражданам РФ свободу убеждений и признающей идеологическое многообразие в государстве. А также потенциально — с законом об охране здоровья, гарантирующем женщинам самостоятельность в принятии решения о материнстве.

Правда, позже один из соавторов проекта Валентина Матвиенко уточнила, что хоть движение чайлдфри, по её мнению, должно быть запрещено законодательно как «зарубежный враждебный проект», но права женщин, которые не хотят или не могут иметь детей, государство нарушать не будет.

Тонкий момент состоит в том, что здесь практически буквально с водой можно выплеснуть и ребёнка. Запрет пропаганды чайлдфри без конкретных уточнений, что считать пропагандой, может привести к тому, что врачи будут бояться давать женщинам медицинские советы, которые можно трактовать таким образом.

Асия Дмитриева
член Ассоциации юристов России

Предупреждение со стороны медицины о защищённом сексе никак не может быть рассмотрено как пропаганда чайлдфри, так же как и диагноз «бесплодие». Это очень казуистический момент, и носители идеологии чайлдфри могут злоупотребить этим.


судебный эксперт, владелец юридического бюро «Палюлин и партнеры»

Вопрос отсутствия детей не по идейным соображениям, а по медицинским, на настоящий момент нуждается в проработке. В настоящей редакции закона (судя по открытым источникам) рекомендации не рожать при непроходимости маточных труб или сердечно-сосудистой недостаточности тоже попадают под «пропаганду бездетности», хотя при ряде заболеваний роженица может умереть. Также врачи запрещают рожать при заражении роженицы ВИЧ-инфекцией или краснухой до 18 недели беременности.


Читайте на тему:

Виды чайлдфри

Чайлдфри стало частью целой группы социально-философских течений, объединённых под названием «антинатализм» — то есть «антирождение». Последователи этой идеологии считают размножение неэтичным по разным причинам. Чайлдфри бывают следующих видов:

  • Отказники. Это люди, которые откладывают принятие окончательного решения, заводить или не заводить детей, и «ситуационно» пока живут без них. Иногда они после нескольких лет раздумий всё-таки решают перестать быть чайлдфри.
  • Откладыватели. В теории они не против детей, а на практике для того, чтобы они решились на деторождение, должно сложиться очень много благоприятных факторов (от среднего дохода до жилищных условий). В итоге частенько они дожидаются момента, когда не могут завести детей уже по физиологическим причинам, и решают закрыть этот вопрос для себя вовсе.
  • Аффексьонадо — люди, которым просто нравится свободный бездетный образ жизни, и они не готовы менять его ради детей. Они могут не испытывать никакой неприязни к детям, но считать, что это «лишние проблемы» и лучше с ними не связываться.
  • Чайлдхейтеры — идейные противники детей, детоненавистники. Испытывают неприязнь и к детям, и к процессу беременности, деторождения, грудного вскармливания. Часто именно они становятся наиболее громкими агитаторами за идеи чайлдфри, однако не стоит приравнивать их ко всему движению.

Почему становятся чайлдфри

Мотивация не заводить детей у последователей этой идеологии может быть самой разнообразной. Однако сразу нужно подчеркнуть: для того чтобы считаться чайлдфри, это решение должно быть добровольным, а не вынужденным.

Хотя многие с первого взгляда сознательные решения на самом деле имеют в своей основе тот или иной страх, вынуждающий так поступить.

Демографический переход

Некоторые чайлдфри заявляют о себе как о сознательных и ответственных гражданах, которые своим отказом от размножения вносят лепту в будущее и отодвигают тот момент, когда Земля «начнёт страдать от перенаселённости».

Социологи говорят о распространении бездетности как прямом следствии глобального демографического перехода.

Из-за развития медицины у человечества значительно снизилась смертность, из-за чего стало больше людей, доживающих до весьма преклонных лет, а также больше людей, откладывающих рождение первого ребёнка на всё более поздний возраст.

В результате существовавшее раньше равновесие «высокая смертность — высокая рождаемость» сместилось к равновесной же модели «низкая смертность — низкая рождаемость». Это привело к «демографическому старению» населения земли и переходу от модели воспроизводства «размножение» к «замещению поколений».

При этом в течение XX века произошёл гиперболический рост населения Земли — от 2–2,5 млрд человек в первой половине XX века до 7 млрд к началу XIX века.

Младенцы в одном из дворов родильного дома, Париж, Франция. начало 1930-х годов

Младенцы в одном из дворов родильного дома, Париж, Франция. начало 1930-х годов

Многие исследователи считают, что дальнейшее сохранение темпов роста населения представляет угрозу планете, которая сможет вместить максимум 12–14 млрд человек. Причём, по мнению профессора НИУ ВШЭ Анатолия Вишневского, уже по достижении 10 млрд человек возможно наступление глобального голода, истощения невозобновляемых ресурсов и катаклизмов.

Однако есть нюанс: идеи чайлдфри в основном нашли своих последователей в благополучных странах, от перенаселённости вовсе не страдающих. А демографический взрыв идёт за счёт Африки, Индии, Китая и арабских стран, где многодетность остаётся нормой, а чайлдфри мало.

То есть распространение отказов от деторождения приводит не к снижению рождаемости на планете вообще, а к замещению одних народов другими.

Материальный вопрос

Широкую популярность идеи чайлдфри обрели в конце XX — начале XIX века, в период, который с исторической точки зрения можно считать пусть и непростым, но в сравнении с прошлым весьма спокойным и благополучным. У многих людей значительно выросло материальное состояние, появились ресурсы на психотерапию, поездки в другие страны, свой бизнес, своё жильё.

Но, как ни парадоксально, улучшение условий привело не к беби-буму, как бывало раньше, а совсем наоборот.

Современный человек из стран с развитой экономикой часто стремится стать ответственным родителем. Среднего россиянина сегодня уже пугают рассказы бабушек и дедушек о том, как рожали в поле, жили впятером в одной комнате и ходили в школу пешком за 10 километров.

В противовес этому он видит примеры благополучных и богатых семей, где ребёнку принято давать всё самое лучшее. И зачастую — высокую конкуренцию за место в вузах и на рынке труда.

Аналогичная ситуация и в развитых странах Азии (Япония, Южная Корея), где средний возраст матери всё больше сдвигается к отметке «за 30», а молодые люди часто не хотят не то что заводить детей, но и вообще встречаться с кем-либо.

В США и Европе при кажущемся финансовом благополучии также всё больше людей отодвигают рождение ребёнка всё дальше и дальше, боясь, что не смогут его обеспечить.

«Подавляющее большинство женщин откладывает рождение детей не вполне по доброй воле, как бы ни пытались они сами это представлять. В западном обществе объективно создалась ситуация, когда оно не в состоянии обеспечить женщине выполнение материнских функций, и это ставит большой вопрос: а являются ли так называемые развитые страны действительно развитыми, если женщина экономически не может позволить себе многодетность?» — задаётся вопросом эксперт Института социально-политических исследований РАН Виктор Левашов.

В итоге будущие родители начинают предъявлять к себе завышенные требования и откладывают деторождение до того момента, пока их самих не будет удовлетворять собственное материальное положение: наличие своего жилья достаточной площади, возможность обеспечить ребёнку платную школу, платную медицину, платные кружки или даже машину и квартиру на совершеннолетие — в зависимости от высоты требований.

А если не получается — отказываются от детей вовсе, опасаясь, что не смогут дать им всё это. В то время как куда менее обеспеченные люди зачастую спокойно рожают, рассчитывая на помощь родственников и государства, и предпочитают решать проблемы по мере их поступления.

Психологическая неготовность

Тут идеи чайлдфри упали на благодатную почву неврозов и психологических травм.

Психологические причины решения не иметь детей могут быть очень разнообразны, указала психолог Анна Крючкова. Некоторые из них лежат на поверхности, другие могут быть спрятаны в глубине и не осознаются. Среди них может быть:

  • собственное неблагополучное детство, когда родители не справлялись со своими обязанностями;
  • психотравмы;
  • опыт жестокого обращения в детстве, отказа родителей от детей.

Всё это может оставить тяжёлый след и убить желание рожать своих детей.

Анна Крючкова
психолог

Часто причина в том, что родителям было не до ребёнка: они работали и приносили домой деньги, а не внимание. Так нередко бывает в неполных семьях. И ребёнок растёт с ощущением, что он помеха, особенно если что-то идёт не так. «Если бы не ты, я бы...» — часто в момент усталости и раздражения матери говорят что-то подобное детям. Итог: человек делает вывод, что дети — помеха работе, успешной карьере, материальной стабильности и счастливой жизни.

А иногда глубинные страхи связаны с тем, как человек воспринимает мир: если мир для него слишком опасен и ужасен, чтобы привести в него новую, уязвимую и беззащитную жизнь, то родить означает обречь на страдания, считают чайлдфри.


Мешает думать о своих детях и такое качество, как перфекционизм. Люди, которым в детстве чего-то «недодали», часто одержимы идеей стать лучшей версией своих родителей для собственных детей. Но представление об «идеальном родителе» часто расходятся и с тем, что люди видят в своих и чужих семьях, и с тем, что они видят в себе. А если не получается быть идеальным — лучше не быть никаким, решают они.

Кроме того, с раздвиганием границ молодёжного возраста до 35 лет всё больше людей относят себя к так называемым кидалтам — «взрослым детям». Они не чувствуют в себе взрослости и ответственности, психологической готовности стать родителем, вместо этого продолжая видеть себя в позиции ребёнка.

В целом причин может быть и больше, но надо понимать, что в отличие от многих других проблем, с психологическими можно и нужно работать. Правда, результат тут всё равно зависит от желания человека что-то сделать со своим взглядом на мир.

Анна Крючкова

Как показывает история, попытки принудительно обязать всех рожать или, наоборот, массово ограничить количество детей в семье приводят к тяжёлым социальным конфликтам, увеличивают количество психотравм у следующих поколений. Однако в некоторых ситуациях женщины приходят на психотерапию по совершенно другим вопросам, а в итоге меняют свою позицию и в отношении детей. В других случаях — просто происходит переоценка ценностей и приоритетов.

Когда женщина не хочет или не может сама рожать по каким-то причинам, то если её позиция изменится, она может усыновить ребёнка: статистика по отказным детям у нас в стране очень неблагоприятная, хотя за последние годы число сирот в детдомах и сократилось.


Физиологические причины

Далеко не всем удаётся легко зачать детей естественным путём и выносить ребёнка без угрозы для здоровья — по самым разным причинам, начиная от болезней репродуктивных органов и кончая противопоказаниями со стороны других систем организма.

При некоторых заболеваниях выбор перед матерью стоит буквально между собственной жизнью и здоровьем и возможностью иметь детей, но став при этом в лучшем случае инвалидом.

Люди воспринимают эту проблему по-разному:

  • Одни тратят годы жизни и много денег на то, чтобы вылечиться от бесплодия и всё-таки иметь своих биологических детей, в крайнем случае от суррогатных матерей.
  • Другие решают, что не в генах счастье, и вместо этого усыновляют детей из приюта.
  • Третьи смиряются, хотя эта тема продолжает оставаться для них болезненной.
  • А четвёртые испытывают облегчение. И лишь последних можно отнести к чайлдфри.

При этом иногда люди могут заявлять о себе как о чайлдфри, маскируя тем самым реальные проблемы в репродуктивной сфере и вынужденную бездетность. Обсуждать это до сих пор считается табу, а социальное давление, особенно на женщин, достаточно велико.

Поэтому некоторые считают меньшим из зол ответить на бесконечные бестактные вопросы «когда же уже дети» заявлением, что детей «нет и не будет по идеологическим соображениям».

Генетические причины

Генетика — наука, до сих пор полная загадок. Никогда нельзя предсказать, каким образом перемешаются гены в том или ином случае. И бывает так, что собственный набор хромосом человека категорически не удовлетворяет — настолько, что он решает сделать всё, чтобы прервать свою генетическую линию.

За подобное поведение предусмотрена даже шуточная (хотя и невесёлая) премия — Премия Дарвина. Так называют виртуальную антипремию, которую каждый год вручают тем, кто наиболее глупым способом погиб, не оставив потомства, или потерял способность иметь детей и тем самым «избавил генофонд человечества от своих генов».

Однако далеко не всегда такие люди разделяют идеологию чайлдфри. Решив не размножаться или даже пройдя процедуру стерилизации по медицинским показаниям, они всё ещё могут усыновить детей и реализовать себя как родители.

Феминизм и эмансипация

Долгое время женщина находилась в обществе на вторых ролях и не имела многие из современных прав, в том числе права на образование, работу во многих сферах, голосование и участие в политической жизни, распоряжение своим телом и своим имуществом.

Женская эмансипация и феминизм в ХХ веке сделали многое для того, чтобы это изменилось. Но при этом традиционные роли женщины как матери и хозяйки подверглись серьёзному пересмотру. И для многих стали ассоциироваться с архаизмом и подчинённым, бесправным положением.

Сейчас у женщин есть возможности зарабатывать деньги и жить самостоятельно, при желании даже не в браке. При этом никуда не девается социальное давление, которое видит в ней одновременно и работника, и потенциальную мать, и предъявляет много противоречивых требований.

Поэтому часто деторождение отодвигают до момента, когда будет построена карьера. Но к тому времени, как женщина реализует себя как специалист, она оказывается перед непростым выбором: бросить всё достигнутое ради ребёнка или продолжить работать и потерять шанс на свою семью. И иногда такие женщины делают выбор в пользу карьеры, становясь чайлдфри.

Нередко к такому выбору подталкивает и работодатель, которому невыгодно терять работника и платить женщине за декретный отпуск. Множество случаев и незаконных увольнений, и незаконных отказов в вакансии связано именно с этим страхом. Именно поэтому в Трудовом кодексе есть целый ряд статей, отдельно защищающих права женщин на деторождение и отсутствие дискриминации по этому признаку.

Читайте на тему:

Не сложившаяся личная жизнь

Бывает так, что по базе человек как раз очень не против детей. Но против того, чтобы заводить их от нелюбимого человека, от ненадёжного партнёра или без партнёра вовсе.

Увы, встретить «того самого» или «ту самую» везёт не всем. В России, например, по данным Всероссийской переписи населения 2021 года, число одиночек впервые превысило число семей и составило более 40% от всех домохозяйств. И это серьёзный демографический вызов, который одним лишь распространением идей чайлдфри не объяснишь.

При этом довольно много родителей-одиночек, которые вынужденно или по собственному решению растят ребёнка без партнёра. Но такая ситуация выглядит не слишком привлекательной для женщин.

Так что в данном случае отказ от роли матери-одиночки можно расценивать как идейно-вынужденный образ жизни чайлдфри.

Эгоизм

Дети — это счастье не для всех, решают аффексьонадо. Так называют людей, которые сознательно выбирают бездетность просто потому, что им это удобно.

Они делают выбор в пользу того, чтобы спокойно строить карьеру, путешествовать в любое удобное для себя время, вставать и ложиться, когда хочется, а не по графику ребёнка, и вообще вести образ жизни человека, который никому, кроме себя и иногда партнёра, ничем не обязан.

Для таких людей характерны индивидуализм, эгоцентризм и нонконформизм. Они считают, что жить нужно моментом, а не соображениями о вкладе несуществующих пока потомков в далёкое будущее. И на предложение завести детей смотрят как на предложение выстрелить себе в ногу и добровольно взвалить на себя ярмо.

Ранний опыт родительства

Бывает, что человек примеряет на себя опыт родительства в неестественных условиях: очень рано или в отношениях, которые должны были складываться совсем по-другому.

Так бывает, например, когда ребёнка с раннего возраста заставляли быть «нянькой» для младших братьев или сестёр и тем самым лишали детства и нормального психологического развития.

А иногда несвоевременную и тяжёлую функцию «взрослого в семье» приходится брать и по отношению к собственным родителям, если они страдают алкоголизмом, психическими проблемами или серьёзными проблемами со здоровьем, которые мешают им выполнять свою роль. В психологии это называется «парентификация».

В итоге человек, вырастая, избегает повторения подобных сценариев, считая, что своё уже получил. Или застревает на долгие годы в ситуации, когда он вынужден ухаживать за недееспособными родственниками, не имея возможности построить собственную семью. По сути, место «ребёнка» в эмоционально-психологическом плане у таких людей уже занято, и на своих биологических детей ресурса просто не остаётся.

Кого нельзя считать чайлдфри

Чайлдфри нельзя считать людей, которые не имеют детей не в результате собственного выбора, а вынужденно в результате состояния здоровья или жизненных обстоятельств.

Например, есть ряд диагнозов, которые в принципе не исключают возможность зачатия и деторождения, но подразумевают, что это несёт для роженицы серьёзные риски для жизни и здоровья.

Также нельзя относить к чайлдфри тех, кто не имеет детей в результате бесплодия. Для таких людей это не их выбор, а их беда, и чтобы преодолеть этот диагноз, зачастую требуются немалые усилия, которые они предпринимают.

При этом ни те ни другие не исключают для себя возможность иметь детей в случае решения их проблемы или рассматривают как альтернативу усыновление.

Так что чайлдфри можно считать только фертильно здоровых людей, которые могут иметь детей, но принципиально не хотят и делают все, чтобы этого избежать.

Также не стоит применять термин «чайлдфри» к тем людям, которые не хотят детей не вообще, а на конкретном жизненном этапе, но строят планы на семью в обозримом будущем.