secretmag.ru
Опубликовано 09 мая 2024, 22:00
10 мин.

Что такое болонская система образования и почему она не нужна России. Объясняем простыми словами

Болонская система — двухуровневая система высшего образования, которая построена на единых стандартах обучения для учебных заведений разных стран. Названа в честь Болонского университета, где в 1999 году десятки стран подписали соглашение о создании единых образовательных стандартов. Всего участниками болонского процесса стали 49 стран, включая Россию. Однако с 2022 года страна отказывается от болонской системы.

Что такое болонская система образования и почему она не нужна России. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», freepik/rawpixel.com

Проще говоря, болонская система — это когда обучение делится на бакалавриат и магистратуру.

Раньше, до середины нулевых, в российских вузах студенты учились пять или шесть лет и получали диплом специалиста. В рамках болонской системы обучение разделилось на две части: первая длится четыре года и называется бакалавриат, вторая — это магистратура, обучение в которой длится в течение двух лет.

Причём магистратура — это не обязательная вещь. Выпускник бакалавриата может либо отправиться работать, либо продолжает обучение. При этом он вправе выбрать другую специальность или поступить в магистратуру в вуз другой страны.

Выпускник магистратуры может продолжить обучаться и дальше и поступить в докторантуру (в России — аспирантуру). Это завершающий этап системы образования, после которого можно получить учёное звание доцента. Но, конечно, преимущественно студенты останавливаются на двух уровнях образования.

История болонской системы

В 1998 году в Париже прошла встреча в честь 800-летия Сорбонны — местного университета. На этой встрече присутствовали министры образования Франции, Италии, Германии и Великобритании. Они подписали Сорбонскую декларацию — документ, который определил единые стандарты образования в Европе.

Спустя год, в 1999 году, в итальянском городе Болонья министры образования из 29 стран обсуждали перспективы дальнейшего развития Сорбонской декларации. По итогу встречи политики договорились о создании нового документа — Болонской декларации о создании «Зоны европейского высшего образования».

Кто участвует в Болонском процессе

Участники Болонского процесса и декларации «Зона европейского высшего образования»: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Тогда же сформировались основные принципы болонской системы:

  • Три ступени образования. Первая — бакалавриат, вторая — магистратура и третья — аспирантура-докторантура. Каждая следующая возможна только после окончания предыдущей.
  • Признание квалификации. Это означает, что все дипломы и сертификаты, которые студент получил в одной стране, будут признаны в другой стране, которая тоже участвует в болонской системе.
  • Мобильность. Студент или преподаватель может начать учёбу или работу в одном учебном заведении, а потом перевестись в другое.
  • Модульный формат обучения. Каждый год обучения в вузе разделен на четыре модуля, а не на два семестра, как это было в советской системе образования.
  • Оценивание учащихся с помощью кредитов (проще говоря, баллов). Каждый предмет стоит определённое количество кредитов, в зависимости от сложности. Чтобы студента перевели на следующий курс, ему нужно набрать не менее 180 кредитов за один предмет (а для магистра не менее 300). Это называется ECTS (European Credit Transfer System).
  • Приложение к диплому. Это список дисциплин, которые изучал студент. В приложении указывается, сколько часов шла дисциплина и какую оценку получил выпускник.

Россия в болонской системе

В 2003 году Болонскую декларацию подписала и Россия. Считалось, что советской системе образования нужна модернизация в соответствии с духом времени.

Модернизация высшего образования началась не сразу. Потребовалось несколько лет перед тем, как президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении в систему высшего образования страны бакалавриата и магистратуры.

Не все остались довольны таким раскладом. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий был уверен, что такая система образования не свойственна для России и лишь снизит качество образования в стране.

Садовничий настаивал, что зарубежные стандарты могут разрушить сложившиеся школы высшего технического и естественнонаучного образования. Благодаря усилиям ректора в МГУ для многих специальностей сохранялась квалификация «специалист». Некоторые другие вузы также её сохранили.

Другие эксперты говорили о том, что болонский процесс нужен только для стран Евросоюза в качестве инструмента усиления евроинтеграции, а для России он малоэффективен и бесполезен.

Тем не менее, несмотря на критику самой идеи, вузы России стали переходить от специалитета к системе бакалавра.

К диплому о высшем образовании действительно стали прикладывать приложение, где указаны все предметы, которые проходил студент, темы курсовых работ и тема дипломной работы с оценками. При специалитете такого не было — студенту выдавали только главную страницу диплома, где отражена квалификация.

Однако не прижился формат обучения по модулям. Многие вузы не стали уходить от понятных и знакомых всем семестров. Студенты и сейчас учатся по два семестра: осенний и весенний, а по итогу сдают промежуточные сессии.

Аналогичная ситуация и с кредитами на оценки. Многие российские вузы вместо 180 кредитов для бакалавра и 300 для магистратуры используют 100-балльную систему оценивания. За семестр студенты должны набрать определенное количество баллов (например, 50–69 — это удовлетворительно, 70–85 — хорошо, а 86–100 — отлично), чтобы получить зачёт по предмету или допуск к зачёту или экзамену.

И даже этой системы придерживаются не все вузы.

Некоторые учебные заведения не используют никаких баллов, а «по старинке» оценивают знания в формате дифференцированного зачёта (т.е. с оценкой) и обычного зачёта/незачёта, промежуточных аттестаций, коллоквиумов и т. д.

Можно сказать, что не все преимущества болонской системы (о них подробнее рассказываем ниже) образования были использованы в России — особенно это касается международного сотрудничества. Далеко не все вузы смогли встроиться в систему международной кооперации и поучаствовать в программах обмена.

Бакалавриат — это «неоконченное высшее»?

Существует мнение, что бакалавриат — это «неоконченное высшее». Часто к выпускникам-бакалаврам на рынке труда относятся предвзято, считая, что молодые специалисты просто не доучились, а преподаватели вузов настойчиво рекомендуют идти в магистратуру, чтобы «доучиться».

На деле же бакалавриат — это оконченное высшее образование. Да, это первая ступень академической квалификации по болонской системе, но тем не менее разговоры о неоконченном высшем образовании некорректны.

Преимущества болонской системы

Плюсы болонской системы образования выделяют следующие.

Мобильность

Благодаря единому стандарту программы в разных вузах выстроены по похожей схеме. Это позволяет без каких-либо сложностей и проблем продолжить обучение по той же или смежной специальности в другом вузе или даже другой стране.

Обучение по международным программам

Во время обучения российский студент может уехать за рубеж в вуз и провести там пару семестров. Сделать это можно по одной из студенческих программ. А потом вернуться и продолжить обучение вместе с родным курсом без необходимости «нагонять».

Возможности работы на международном рынке

Получив диплом российского университета, новоиспеченный специалист может попробовать силы на международном рынке труда, и у работодателя не возникнет сомнений в наличии у него хорошего образования.

Но это справедливо не для всех специальностей и вузов.

В некоторых областях смотрят на рейтинги учебных заведений, в других большее внимание уделяют опыту работы или качеству выполнения тестового задания, а в третьих даже с красным дипломом и докторской степенью всё равно придётся переучиваться с учётом местных стандартов и требований профессии.

Гибкость образования

Студент может завершить обучение в бакалавриате по одной специальности, в магистратуру поступить на вторую специальность, а в аспирантуру на третью. Эта возможность позволяет человеку исправить ошибку, связанную с поспешным и неправильным выбором первой специальности. Либо, наоборот, человек может стать настоящим профессионалам своего дела, завершив три ступени образования в одном направлении.

Недостатки болонской системы

Но при всех положительных моментах есть и серьёзные минусы болонской системы образования. Расскажем о них подробнее.

Формат вступительных экзаменов

В частности, это упор на тестирование во вступительных экзаменах. В России это вылилось в систему Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Специалисты в области образования годами критикуют этот подход. Они указывают, что тесты не способны показать истинный уровень подготовки студента, ведь ответы на них можно просто зазубрить, при этом ничего не понимая в предмете.

Помимо этого, пока школьники пытаются решать и заучивать тесты, то зачастую они не успевают проходить не вошедшую в экзамены часть школьной программы, теряется системный и межпредметный подход к обучению.

Большая конкуренция при поступлении

Этот минус прямо вытекает из преимуществ болонской образовательной системы. Абитуриентам приходится конкурировать за бюджет не только на местном, но и на международном уровне со студентами-иностранцами.

Качество образования

Деление на бакалавриат и магистратуру многие вузы ставили под сомнение: долгие годы считалось, что за четыре года невозможно подготовить настоящего профессионала.

Были вопросы и к магистратуре. Студентам-бакалаврам, поступившим в магистратуру, часто давали не новые и углублённые знания, а читали похожие лекции бакалаврской программы. Возможно, для студентов, которые получили диплом по другой специальности, в этом и был какой-то смысл, но для для продолжающих обучение по профилю — вряд ли.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков полагает, что магистратура «не состоялась» из-за недостатка кадровых, инфраструктурных и образовательных ресурсов. При этом число реализуемых в России магистерских программ неадекватно высоко. «В 451 из 489 государственных вузов реализуются программы магистратуры. Так не бывает, не может быть такого количества магистерских программ», — считает министр.

Выход России из болонской системы

В мае 2022 года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков объявил, что Россия планирует выйти из болонской системы образования.

«К болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», — сказал министр.

Через месяц всё решилось как бы само собой: российские вузы попросту исключили из болонской системы образования.

По словам заместителя главы Минобрнауки Дмитрия Афанасьева, это произошло из-за поддержки ректорами спецоперации России на Украине. Россия была готова к этому и уже планировала создание собственной системы высшего образования, сообщил тогда спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Глава государства Владимир Путин во время послания к Федеральному собранию в начале 2023 года предложил вернуться к специалитету. Президент страны заявил, что нужен синтез лучших практик СССР и опыта последних десятилетий.

Что теперь происходит с системой высшего образования в РФ

В мае 2023 года Владимир Путин подписал указ о «совершенствовании системы высшего образования». Он предполагает эксперимент с уровнями образования после исключения из болонской системы.

Система образования России теперь будет состоять из трёх ступеней:

  1. Базовое (или основное) высшее образование со сроком обучения от 4 до 6 лет.
  2. Специализированное высшее образование, куда войдут магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка.
  3. Аспирантура.

В соответствии с указом новую систему сначала два года будут обкатывать в шести вузах:

  • Балтийский федеральный университет им. Канта (Калининград);
  • Московский авиационный институт (МАИ);
  • МИСиС (Москва);
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Санкт-Петербургский горный университет;
  • Томский госуниверситет.

«Вузы и направления подготовки были отобраны с учётом потребностей индустрии и затронули все сферы — от социально-экономической до педагогической», — пояснили в Минобрнауки.

Пока сложно говорить о промежуточных итогах пилотного проекта. Тем не менее мнения начинают формироваться.

«Теперь вузы сами могут регулировать сроки подготовки, определяя их под конкретных работодателей. Поэтому становится гораздо больше практико-ориентированных предметов», — отмечает начальник отдела методологии департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки Татьяна Попова.

Впрочем, у этого есть и минусы: «наметился сдвиг в практику за счёт базовых знаний». Сейчас ведомство размышляет, как закрепить в новых программах обязательность теоретической подготовки.

Ректор МАИ Михаил Погосян анонсировал, что с 2025 года в его вузе больше не будет набора по программам бакалавриата и магистратуры: все абитуриенты будут поступать только по трекам БВО (базовое высшее образование) и СПВО (специализированное высшее образование).

«Со сроками обучения на БВО всё достаточно определённо. Инженеров, в которых заинтересованы производственники, мы готовим 5,5 года. Именно такой срок обучения выбирают и корпорации для своих целевых студентов. А вот сроки специализированного ВО надо рассчитывать под конкретные задачи», — сообщил ректор.

Мнения о болонской системе

Виктор Садовничий, ректор МГУ:

«Когда вводилась болонская система, я был резко против и до сих пор являюсь противником. Пятилетняя система готовила специалистов-фундаментальщиков, когда можно было курсовую сделать серьёзно, на кафедре проявить себя и так далее. Бакалавриат, с одной стороны, создаёт дополнительные возможности — быстро окончить [вуз] и выбирать дальше путь: "От тебя, мол, зависит". Но наш менталитет немножко другой».

Олег Смолин, первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы, академик Российской академии образования:

«Бакалаврское образование пригодно для профессий, скажем так, с относительно низкой квалификацией. Введение этой системы точно навредило инженерам, скорее навредило педагогам, которым резко сократили специальные предметы, её не допустили в медицинские профессии. Болонская система подразумевает сокращение количества специальных занятий на 40%. Поэтому бакалавр по сравнению со специалистом хуже подготовлен».

Алексей Лопатин, завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок КНИТУ-КАИ:

«К сожалению, в России основные положения болонского процесса так и не были выполнены, хотя практически во всех вузах реформы бурно имитировали. Поэтому все разговоры о том, что болонская система нам не подходит, — выдумки. Невозможно оценить влияние того, что так и не было сделано».

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г. В. Плеханова:

«В глобальном масштабе перед российским высшим образованием стоят задачи отказа от положений западно ориентированной болонской конвенции и перехода на новую систему квалификаций, дифференциации сроков обучения по различным направлениям подготовки. Будет изменяться сама национальная система высшего образования. Первоочередными целями подготовки кадров, конечно же, останутся задачи достижения научно-технологического суверенитета страны».


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.