Что такое бизнес-модель. Объясняем простыми словами
Бизнес-модель — наглядное и простое для понимания представление о деятельности компании, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха задумки.
Проще говоря, бизнес-модель — это в первую очередь схематичное описание монетизации компании: из чего складывается её прибыль, какие у неё расходы и как она намеревается достичь своих целей. Такая модель наглядно показывает, что, кому и как именно продавать, а также насколько это выгодно.
Бизнес-модель нужна потенциальным инвесторам, которые изучают её, если хотят вложить деньги в ту или иную компанию. С бизнес-моделью проект запускается гораздо проще, потому что его руководители имеют представление о том, над чем предстоит работать. Стартапам бизнес-модель помогает увидеть перспективы и скрытые риски, а уже действующему бизнесу — нащупать слабые места и точки роста, чтобы скорректировать свою работу и повысить эффективность.
Пример употребления на «Секрете»
«Бизнес-модель BlaBlaCar в Польше отличается от бизнес-моделей в Испании и Франции, и они все отличаются от бизнес-моделей в Германии и Италии (о том, как они устроены, читайте здесь). Обычно мы приспосабливаемся к привычкам населения. Что и когда мы решим внедрять в России, я пока вам не могу сказать. Но рано или поздно, конечно, это произойдёт».
(Из интервью с основателем BlaBlaCar Фредериком Маззеллой.)
Нюансы
Самый популярный шаблон бизнес-модели предприятия (Business Model Canvas) разработали Александр Остервальдер и Ив Пинье. Он состоит из девяти блоков — ключевых элементов бизнеса:
- ключевые партнёры;
- ключевые процессы;
- ключевые ресурсы;
- достоинства предложения;
- отношения с клиентами;
- каналы взаимодействия;
- сегменты целевой аудитории;
- структура издержек;
- источники доходов.
Популярные виды бизнес-моделей:
-
Брокерская: предприниматель сводит продавцов и покупателей, за что взимает определённую комиссию или процент от суммы сделки. Так работают торговые биржи, биржи фриланса, маркетплейсы. Пример: eBay.
-
Рекламная: когда бизнес получает прибыль от размещения рекламы на своём ресурсе. Пример: YouTube.
-
Модель производителя: когда производитель продаёт свой продукт напрямую потребителю, отказываясь от посредников. Пример: «Кухня на районе».
-
Модель дистрибьютора: предприниматель закупает товар у производителей и реализует с собственной наценкой. Пример: Etsy.
-Франчайзинг: прибыль получают от продажи доступа к запуску успешной бизнес-модели. Пример: KFC.
-
Бритва и лезвие: основной товар продаётся дёшево, а прибыль идёт от реализации расходников. Также допустим обратный вариант. Пример: Gillette.
-
Аренда: когда помещение или продукция отдаётся во временное пользование. Пример: каршеринг.
-
Подписка: когда продаётся временный доступ к продукту. Пример: Netflix.
-
Партнёрский маркетинг. Предприниматель получает вознаграждение за продвижение чужих товаров и услуг. Пример: Aviasales.
-
Freemium. Когда доступ к основным функциям продукта для клиента бесплатный, а прибыль идёт от продажи дополнительных опций. Пример: Lingualeo.
-
Розничный продавец: ретейлер продаёт товары напрямую после покупки у дистрибьютора или оптовика. Пример: «Детский мир».
-
Агрегатор: компания предоставляет различные услуги из какой-то сферы (такси, аренда жилья) и продает свои услуги под собственным брендом. Деньги зарабатываются в виде комиссий. Пример: Uber, Airbnb.
-
Не требующий больших расходов (Nickel-and-dime): основной продукт (услуга) нацелен на покупателей, очень чувствительных к затратам. Для каждой дополнительной услуги, которая идёт вместе с этим продуктом, взимается плата. Пример: лоукостеры.
-
Лицензирование/продажа данных. Пример: Facebook продаёт данные своих пользователей третьим лицам, которые затем используют их для анализа, рекламы и других целей.
Дропшиппинг: форма продаж, когда продавец не закупает товар и не хранит его на собственном складе, а за деньги покупателя заказывает товар напрямую у производителя. Пример: AliExpress.
-
Long Tail: основная доля прибыли приходится не на продукты-бестселлеры, а на «длинный хвост» нишевых продуктов, которые сами по себе не требуют больших объёмов и не обеспечивают большой маржи. Пример: Lego.
-
Аукцион: стоимость продукта определяется не только одним продавцом, поскольку сами покупатели тоже активно влияют на конечную цену товара или услуги. Пример: WineBid.
-
Краудфандинг: финансирование того или иного проекта большим количеством частных лиц. Пример: Peeble.
-
Самообслуживание: создание стоимости в некоторой степени перекладывается на клиентов в обмен на более низкую цену. Пример: терминалы самообслуживания в «Макдоналдсе».
Факт
Самая первая бизнес-модель, которая и по сей день является базовой, — «хранитель магазина». Её суть заключается в том, чтобы открыть торговое помещение в месте скопления потенциальных покупателей.
Ошибки в употреблении
Бизнес-модель проекта или предприятия часто путают с его стратегией. Между этими понятиями есть много общего, но всё же они ощутимо различаются по смыслу. Стратегия предприятия — это всё, что связано с долгосрочным планированием, целями и способами их достижения, линией поведения предприятия. А бизнес-модель призвана описать, как конечный продукт создаётся, поставляется потребителям и монетизируется, а также то, каким образом это лучше организовать. Таким образом, процесс создания бизнес-модели — логическое дополнение и часть бизнес-стратегии.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова