Что такое банановая республика. Объясняем простыми словами
Банановая республика (англ. banana republic) — бедная страна с коррумпированным правительством и неразвитой экономикой, весь бюджет которой зависит от узкоспециализированного импорта сельхозпродукции или природных ресурсов.
Проще говоря, это депрессивное отсталое государство с сырьевой экономикой, которое полностью зависит от экспортных доходов. При этом сам экспорт часто контролируют иностранные инвесторы или ТНК, они же влияют на власть в стране.
Большинство жителей такого государства живут за чертой бедности, государственные институты практически не действуют, а доходы от экспорта достаются продажным госчиновникам, олигархам и связанным с ними людям.
Изначально термин описывал бедственное положение ряда отдельных стран Латинской Америки, но со временем стал нарицательным. Теперь выражение «банановая республика» чаще всего используют в уничижительном смысле, как символ ущербности экономики и коррумпированности власти. Так называют любую страну, где правительство действует в интересах отдельной группы лиц и не заботится о других гражданах.
При этом банановой республикой могут назвать и страну с невысоким уровнем коррупции, но с чрезмерной зависимостью от одной сферы экономики.
Пример употребления на «Секрете»
«Россия — банановая республика, и я вообще не понимаю, о какой экономике речь. Урожай бананов собрали — танцуем, неурожай — рыдаем».
(Основатель финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди — об экономике России 1990-х.)
История
У выражения «банановая республика» есть официальный автор — американский писатель О.Генри. В сатирической повести «Короли и капуста» 1904 года он описал латиноамериканскую страну Анчурию. Это бедное государство, население которого страдает от нищеты и безработицы. Правительство Анчурии практически ничего не решает — оно полностью зависит от крупного иностранного перевозчика экзотических фруктов. Все чиновники берут взятки и действуют в интересах этой компании.
У Анчурии был свой прототип — в то время О.Генри жил в Гондурасе. Он с натуры описал состояние большинства латиноамериканских республик.
Всё началось, когда в 1870 году капитан Лоренцо Доу Бейкер привёз в США первую крупную партию бананов с Ямайки — он продал её с 1000%-ной прибылью. Дешёвые и вкусные тропические фрукты приобрели огромную популярность. Американские компании начали инвестировать в небольшие латиноамериканские страны, такие как Коста-Рика, Колумбия, Гватемала или Гондурас. Они покупали там землю под банановые плантации и выращивали фрукты, пользуясь дешёвой рабочей силой.
Инвесторы подкупали местные власти, чтобы выторговать себе более выгодные условия для покупки земель, вкладывались в сельское хозяйство и транспортную инфраструктуру — строго для перевозки фруктов от плантации до границы и далее, развивая её в ущерб другим сферам жизни государств. Они полностью контролировали политиков в странах, где выращивали продукцию. Политическая напряжённость и бедность населения были выгодными для таких компаний, поэтому их также поддерживали.
Самой главной и влиятельной компанией была United Fruit Company (сейчас — Chiquita Brands International Sàrl. Жители Гондураса даже называли её El Pulpo («Осьминог»).
Факт
Также Banana Republic — это название американского бренда магазинов одежды. Изначально его основали для торговли одеждой для путешествий и сафари, но позднее компанию выкупила транснациональная корпорация Gap Inc и превратила её в модный бренд.
Статью проверила:
Юлиана Соловьёва, к. э. н., доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН