Опубликовано 13 октября 2024, 07:07
8 мин.

Что такое анархия и почему она «мать порядка». Объясняем простыми словами

Анархизм — система взглядов и общественно-политическое течение, построенное на принципах личной свободы и отсутствия власти. Последователи анархизма верят, что люди могут сами без участия государства организовывать свою жизнь.

Что говорит теория анархизма

Теория анархизма включает 5 основных принципов:

  • Неприятие политических институтов. Анархисты считают, что государство, правительство и другие политические структуры ограничивают свободу людей и служат интересам правящей элиты. Поэтому они выступают за ликвидацию этих институтов и замену их свободными объединениями граждан.

  • Отказ от иерархий. Сторонники этой системы взглядов исходят из того, что люди равны от рождения и никто не вправе властвовать над другими. Идеал анархистов — общество без начальников и подчинённых.

  • Самоорганизация и самоуправление. Анархисты убеждены, что люди способны самостоятельно, без указаний «сверху» решать общие проблемы и налаживать совместную жизнь. Координировать действия они предлагают через добровольные союзы и объединения, где все вопросы решаются сообща на основе консенсуса.

  • Неограниченная свобода личности. Каждый волен жить и действовать как пожелает, если не нарушает такое же право остальных.

  • Взаимопомощь. Анархисты призывают людей поддерживать и защищать друг друга без принуждения. Свободное общество, по их мнению, должно строиться на отношениях взаимовыручки, а не на законах и полицейских мерах.

Выбирая определение для своего отношения к государству, идеологи анархизма XIX века взяли нейтральный термин «анархия» как «отсутствие власти» в противовес охлократии — «власти толпы». Последний и подразумевал беспредел — то есть власть спонтанно возбуждённой неорганизованной толпы, выдвигающей разнообразные противоречивые требования.

История анархизма

Идеи анархизма возникли в глубокой древности вместе с первыми государствами и появлением жёстких вертикалей власти.

Истоки анархизма видны в воззрениях древнегреческого философа Зенона, разработавшего учение античных стоиков. Он писал о свободной общине без правительств, где все люди равны — богатые и бедные, мужчины и женщины.

Читайте на тему:

Представители раннего христианства также видели в государстве силу, чуждую человеку, и источник насилия. В этом смысле анархизм созвучен христианской доктрине, согласно которой Иисус Христос действовал исключительно личным авторитетом и по принципу доброй воли.

По-настоящему подстегнуло идеи анархизма становление капиталистического общества.

Читайте на тему:

Хотя «анархизм» и «анархия» часто употребляются в качестве синонимов «хаоса» и «беспредела», ни один теоретик анархизма XIX века не был сторонником абсолютного безвластия. Мечтая свергнуть буржуазно-капиталистический строй, теоретики анархизма видели в этом способ покончить с социальным неравенством.

Анархическая утопия Уильяма Годвина

В 1793 году Уильям Годвин сформулировал классический постулат анархизма о том, что власть противоречит человеческой природе, а правительство — главный источник насилия и пороков.

Он предложил концепцию децентрализованного устройства общества, основной единицей которого были бы приходы — автономные общины.

При этом Уильям Годвин не рассматривал прямую демократию, считая правление большинства потенциально одной из форм тирании. Переход к равенству он видел в техническом прогрессе, который со временем сократит рабочего дня до получаса и освободит общество от разделения на богатых и бедных.

Анархические принципы Пьера Прудона

Французский публицист и социолог Пьер Жозеф Прудон первым открыто назвал себя анархистом и разработал основные идеи учения.

Прудон предложил идею «положительной анархии», то есть когда люди делают то, что они сами желают делать, и в результате этого возникает порядок. По Прудону, в этом случае система уравновешивает себя сама.

Знаменитое выражение «Анархия — мать порядка» принадлежит Прудону. Он использовал этот парадоксальный лозунг, чтобы подчеркнуть: то, что обычно называют «порядком», на самом деле является источником насилия и хаоса в обществе. А подлинный общественный порядок возможен только в условиях анархии, то есть отсутствия иерархии.

Как и Годвин, Прудон выступал против революции. Оба считали, что человечество должно выйти из-под власти государства естественным путём.

Эгоистический анархизм Макса Штирнера

Немецкий философ Макс Штирнер разработал концепцию индивидуалистического анархизма. Все социальные институты, включая мораль, нормы права и собственность он считал «призраками», которым не обязательно подчиняться.

По Штирнеру, человек только тогда свободен, когда не ограничен никакими рамками, включая нормы поведения.

Суть его взглядов лучше всего передаёт фраза: «Человечно это или бесчеловечно, либерально или не либерально, но это хорошо, если ведёт к моей цели и если удовлетворяет меня».

Штирнер видел в существовании государства попытку заставить людей пренебрегать личным благом во имя блага многих.

Отрицая государство, он сводил всю социальную организацию общества к «союзу эгоистов». Фактически этот «союз» представлял собой нескончаемую борьбу эгоистов друг с другом для лучшего удовлетворения их потребностей.

Воинствующий анархизм Михаила Бакунина

Философ, социолог и революционер Михаил Бакунин был одним из основоположников радикального анархизма. Он лично поучаствовал во многих революциях XIX века и национальных восстаниях в Европе, выступал за освобождение личности и общества силовыми методами.

Осуждая патриотизм как идеологию «рабства и ненависти», Михаил Бакунин оправдывал революционное насилие.

Программными пунктами его анархо-коллективизма были:

  • установление самоуправления «снизу вверх» на базе рабочих ассоциаций (земледельческих и ремесленно-фабричных артелей);
  • распространение атеизма;
  • установление общества равенства и справедливости;
  • формирование коллективной собственности и свободного товарообмена;
  • свободный труд без эксплуатации.

По мысли Бакунина, общественное воспитание (нравственный прессинг всего коллектива) и убеждение помогут развить в людях чувство справедливости. Он был уверен, что такой подход сможет заменить наказания. Тогда воспитательные и образовательные учреждения сделают ненужными администрацию и полицию.

Анархо-коммунистический идеал Петра Кропоткина

После смерти Михаила Бакунина в 1876 году лавры одного из главных мировых теоретиков анархизма перешли к князю Петру Кропоткину. Доработав идею анархизма, он вывел теорию анархо-коммунизма.

К началу ХХ века именно эта концепция почти безраздельно господствовала в анархическом движении Европы.

Анархизм, по мнению Петра Кропоткина, — это «система безгосударственного социализма». По его мысли, самоуправляющаяся производственная ком­муна должна была стать основной ячейкой обще­ства будущего.

Такое общество, сбросив власть капитала, сможет распределять все материальные и нематериальные блага, все средства производства, ресурсы и товары каждому по его индивидуальным потребностям.

Рассматривая эгоизм эволюционным тупиком, он полагал, что нравственность образуют три качества — общительность, справедливость и самопожертвование.

От других теоретиков анархизма Кропоткина отличает гуманизм взглядов и попытка вывести позитивную программу анархизма. Он ставил цель не только построить новое общество, но привести человека к высотам духовных.

Анархизм на практике

Представители анархизма несколько раз пытались воплотить свои идеи на практике. Обычно это происходило во время очередной волны экономической и политической нестабильности в Европе.

Все начинания потерпели неудачи.

Диггеры Джерарда Уинстэнли (1649–1650)

Одной из первых попыток реализовать анархический идеал на практике был эксперимент английского идеолога-утописта Джерарда Уинстэнли. Он был убеждён, что человек может быть свободен только в обществе без собственности и политической власти.

В 1649 году он вдохновил сельскую бедноту начать распашку «ничейных» пустошей Южной Англии. Его последователей прозвали диггерами (копателями). Взяв в руки лопаты и мотыги, диггеры основали коммуну, призывая всех жителей Англии последовать их примеру. Диггеры верили, что тогда частная собственность на землю постепенно исчезнет и они построят в Англии более свободное и справедливое общество.

Чем всё закончилось. Призывы диггеров, по сути глубоко революционные, перепугали английские власти. В результате преследований колония диггеров была уничтожена, а само движение распалось.

Парижская коммуна (1871)

После того как в 1871 году армия Наполеона III потерпела поражение в войне с Пруссией, а правительство заключило невыгодный для Франции мир, парижская улица ответила восстанием. Республиканская оппозиция смогла захватить Законодательный корпус (проще говоря, парламент) и провозгласили Парижскую коммуну, первое в мире пролетарское государство.

Коммуна объявила себя независимой от центрального правительства. Должностные лица в ней избирались населением и получали зарплату на уровне рабочих. Коммуна стремилась облегчить положение трудящихся и ограничить власть капитала. Например, коммунары запретили ночную работу, отменили штрафы и вычеты из зарплаты, установили мораторий на выплату долгов.

Чем всё закончилось. Триумф коммунаров продлился всего 72 дня и завершился жестокой расправой на парижских улицах, когда правительственные войска разгромила коммуну. В результате большая часть центра Парижа превратилась в руины, впечатлившие современников.

Революционный анархизм в Испании (1936–1939)

После начала гражданской войны в Испании анархо-синдикалисты смогли захватить почти всю промышленность в двух крупных провинциях Испании — Каталонии и Арагоне. Предприятиями там управляли рабочие коллективы в лице профсоюзов.

Читайте на тему:

Рабочие коллективы, организованные по принципам производственного самоуправления и прямой демократии, смогли наладить работу предприятий в условиях войны и экономической блокады. Они не только сохранили производство, но и в ряде случаев увеличили его объёмы, внедряли технические новшества, улучшали условия труда.

Чем всё закончилось. Внешняя поддержка укрепила коммунистический режим Франко, развернувшего борьбу против ассоциаций испанских анархистов. Многие анархисты были расстреляны, а центральная власть в провинциях — восстановлена.

Критика анархизма

Основные аргументы критиков анархизма:

  • нежизнеспособность и утопичность идей
  • склонность к нигилизму (хаосу и насилию);
  • пагубность идеи ничем не ограниченной свободы каждого человека;
  • игнорирование человеческой природы;
  • непризнание общественных связей и норм;
  • притягательность для маргиналов и радикальных членов общества.

Критики видели неосуществимость общественного идеала последователей анархизма в их отстаивании свободы человека. И считали, что на практике этот постулат приведёт к бесчинству и безнаказанности толпы.

Так философ Николай Бердяев заметил, что вера анархизма, будто из хаоса естественным путём может родиться гармония ведёт в никуда: «Притязание на безграничную свободу личности, не ведающей над собой никакой власти, разрушает личность и погружает её в безликий хаос».

Анархизм в Европе сегодня

Читайте на тему:

Хотя у современных анархистов идея революции и насилия отошла на второй план, они не отказались от мечты получить больше личной свободы, потеснив государство.

Греческие анархисты столкнулись с мирными демонстрантами и полицией по борьбе с беспорядками на площади Синтагма в центре Афин, Греция, 20 октября 2011 год

Греческие анархисты столкнулись с мирными демонстрантами и полицией по борьбе с беспорядками на площади Синтагма в центре Афин, Греция, 20 октября 2011 год

Методы борьбы современных анархистов — протесты и поиск лакун в системе государственных институтов. Например, сквоттинг, то есть захват заброшенных зданий.

Идеи анархизма процветают в Европе. Там анархистским организациям принадлежат целые кварталы, преобразованные в коммуны. Самый известный пример сквоттинга — датская Христиания в центре Копенгагене. Во время Второй мировой войны там размещались казармы военных. После войны район долго стоял заброшенным.

В начале 1970-х годов там поселились хиппи, анархисты и сейчас этот квартал — самоуправляемое и маргинальное «государство внутри государства».


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.