Опубликовано 11 июня 2023, 06:00
9 мин.

Что это такое аутизм и откуда он берётся. Объясняем простыми словами

Аутизм — расстройство психики человека, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Что это такое аутизм и откуда он берётся. Объясняем простыми словами

© Секрет фирмы

Аутизмом называют целую группу расстройств аутистического спектра (РАС) — именно так принято называть болезнь в медицинских источниках.

Проще говоря, аутизм, или РАС — это когда человеку трудно общаться с другими людьми. А ещё у него своеобразное восприятие мира и нетипичное поведение. Например, он зациклен на какой-то теме или слишком часто повторяет одни и те же действия.

Аутизм довольно распространён. Каждый 160 новорождённый в мире имеет РАС. При этом, по информации Центра по контролю и профилактике заболеваний США, в стране в 2021 году с аутизмом рождался каждый 44 младенец.

Откуда берётся аутизм

Нет какой-то одной общей для всех причины возникновения РАС. Специалисты сходятся во мнении, что расстройство может быть вызвано действием неблагоприятных генетических, экологических и психологических факторов.

Одной из распространённых причин называют наследственность. Так, согласно исследованиям, у малыша с аутизмом это же расстройство в среднем имеют 5% родственников. Поэтому для отслеживания всей цепочки наследственных причин специалисты учитывают микросимптомы РАС у каждого из родителей.

Виной возникновения РАС у ребёнка могут быть и осложнения беременности у матери. В частности, это вирусные заболевания или сложный токсикоз, ведущий к нехватке кислорода у плода и поражениям головного мозга. Или даже особый вид диабета.

Симптомы аутизма у детей

РАС проявляется по-разному. Неспециалисту бывает трудно выявить общее у пациентов с диагнозом «аутизм».

Некоторые специалисты считают, что первые проявления аутизма можно заметить уже у грудничков, но единого мнения по этому вопросу нет. После года симптомы проявляются ярче, а к двум-трём годам расстройство уже можно диагностировать.

По мере взросления симптомы могут ослабевать, а иногда и полностью исчезнуть, но в большинстве случаев они сохраняются всю жизнь.

Специалисты выделяют триаду симптомов аутизма у детей:

1. Нарушения в сфере социального взаимодействия. Ребёнок будто настроен «на свою волну», не проявляет интереса к другим детям, отказывается от общих игр и развлечений. Его сложно заинтересовать, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослым. Также он:

  • не замечает, когда родители ушли или вернулись;
  • расстраивается, когда взрослый пытается присоединиться к игре;
  • сидит в кроватке один и издаёт громкие монотонные крики;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на имя;
  • сопротивляется объятиям и поцелуям, не идёт на руки даже к родителям.

2. Нарушения в сфере коммуникации. Дети с аутизмом, как правило, учатся говорить позже сверстников и часто не используют жесты. Чтобы заявить о желаемом, они могут использовать руку взрослого как инструмент, подведя его к предмету. В тех случаях, когда речь появляется, не используют слова для общения. Хуже сверстников понимают обращённую к ним речь и выполняют просьбы. Также такие дети:

  • избегают зрительного контакта;
  • повторяют слова, не обращённые ни к кому.

3. Нарушения в поведении. Они проявляются в своеобразии, ограниченности и стереотипности интересов и деятельности. Например, ребёнок:

  • проявляет необычный интерес к бытовым предметам (кондиционер, пульт и т. д.), может надолго замирать и разглядывать их;
  • кружится вокруг своей оси;
  • очень близко подносит предметы к лицу и вращает;
  • не играет в игрушки, как обычно, а, например, интересуется лишь одной частью, крутит колесо у машинки, лопасть у вертолёта и т. д.;
  • часто много раз взмахивает руками;
  • расставляет игрушки в ряд;
  • играет с пальцами перед своими глазами;
  • пытается съесть несъедобные предметы — постельное бельё, шторы;
  • долго раскачивается из стороны в сторону, сидя на месте;
  • долго щёлкает выключателем, зажигая и выключая свет.

Помимо этой триады, есть и другие, дополнительные признаки аутизма.

Нарушение моторики

  • ходит на цыпочках;
  • нарушена оценка расстояния до предмета, это приводит к неловкости;
  • плохая координация движений, с трудом учится взбираться по лестнице;
  • не может кататься на велосипеде;
  • не может захватывать и удерживать мелкие предметы;
  • удивительная способность удерживать равновесие при общей неуклюжести;
  • проблемы с регуляцией тонуса мышц рта, слюнотечение.

Обострённая чувствительность

  • может тяжело переносить ряд раздражителей, приемлемых для сверстников: шум, музыку, запахи, прикосновения, свет и т. д. Из-за этого ребёнку сложно находиться в непривычной обстановке;
  • среди аутистов встречаются дети, совсем не чувствующие боль или с пониженной чувствительностью к ней. Бывает и наоборот, повышенная чувствительность к боли;
  • не принимает новое: шарики, свечки на торте и т. д.;
  • сопротивляется мытью, раздеванию, причёсыванию, стрижке, пристёгиванию ремнями безопасности;
  • может никак не реагировать на громкие звуки, но при этом оборачиваться или вздрагивать, услышав слабый звук.

Причинение себе вреда

  • клочьями вырывает у себя волосы;
  • стучится головой о твёрдую поверхность;
  • кусает и царапает себя, отдирает кожу.

Причиной такого поведения обычно становится любопытство или сниженная чувствительность к боли. Вред может быть серьёзным.

Нарушение чувства опасности

  • отсутствие инстинкта самосохранения;
  • не распознаёт опасные ситуации;
  • игнорирует собственный негативный опыт, стремится к опасности вновь и вновь, нарушая правила.

Расстройства пищевого поведения

  • чрезмерная чувствительность к вкусу еды, соглашается есть только определённый набор продуктов;
  • регулярные или частые поносы или запоры.

Расстройства сна

  • путает день с ночью;
  • короткие периоды сна, часто просыпается ночью;
  • трудно уложить спать.

Симптомы аутизма у взрослых

Их также делят на разные группы.

Эмоции и поведение

Эмоциональные и поведенческие симптомы у взрослых с аутизмом схожи с детскими. Это может быть повторяющееся поведение, необычно сильная реакция или её отсутствие на сенсорные раздражители (прикосновения, звук, свет, запахи). Кроме того, у взрослых людей с РАС эмоциональная реакция на разочарования или смену обстановки может выражаться сильнее.

Коммуникация

У взрослых пациентов с РАС могут быть проблемы с речью: она может быть жёсткой, похожей на робота — таким пациентам сложно менять тон голоса (например, понизить голос, если это необходимо). Речь у человека с аутизмом может быть повторяющейся, построенной с помощью одних и тех же словосочетаний. При этом словарный запас увеличен в тех областях, которыми заинтересован пациент. Он гиперфокусирован на одной сфере, хочет постоянно говорить о ней с другими.

Взрослые пациенты с аутизмом могут не понимать сигналы от собеседника, такие как жесты, мимика или язык тела. Они также избегают или не чувствуют необходимости смотреть в глаза оппоненту. При этом человек с РАС не всегда замкнут, он может любить общение.

Существует мнение, что у людей с аутизмом отсутствует эмпатия. Но, по данным ряда исследований, эмпатия у пациентов с РАС есть, им просто нужно научиться её «включать».

Координация движений

У некоторых взрослых с аутизмом, как и у детей, встречается неуклюжесть, им сложно выполнять простые задачи — например, ходить или завязывать шнурки. Этот симптом не учитывают при диагностике, так как присутствует не всегда.

Есть ряд особенностей людей с РАС, которые можно расценивать как позитивные: это удивительная концентрация, внимание к деталям, способность долго и скрупулёзно заниматься одним делом.

Классификация аутизма

Аутизм в Международной классификации болезней (МКБ) располагается в отдельной группе общих расстройств психологического развития и имеет код F84

Специалисты делят пациентов с РАС на две группы: высокофункциональные и низкофункциональные. На одном конце этой шкалы люди с сильными нарушениями, которым требуется комплексная помощь, на другом — пациенты, имеющие шансы на самостоятельную жизнь в будущем. Место на этом отрезке определяет врач.

Однако такое деление вызвало критику окружения людей с РАС. Они указали, что невербальные пациенты по этой шкале относятся к низкофункциональным, но с их мышлением и способностью коммуникации всё в порядке.

Поэтому аутизм часто делят не на клинические формы, а по степени необходимости сопровождения — от полного и постоянного сопровождения человека или частичного опекунства до полной самостоятельности.

Бывает ли приобретённый аутизм

Случается, что ребёнок развивался нормально, а потом утратил какие-то навыки, перестал говорить и интересоваться окружающими. После этого ряд специалистов ставит диагноз «приобретённый аутизм». В качестве причин обычно называют прививки АКДС, сильные стрессы, травмы головы, тяжёлые заболевания.

Однако официального подтверждения теории о приобретённом аутизме нет. Специалисты считают, что аутизм, вероятнее всего, является наследственным, а не приобретённым расстройством. По их мнению, болезни, травмы и прививки могут стать спусковым крючком, после которого заболевание начинает прогрессировать.

Страшилка про прививки возникла неслучайно. Слухи о том, что аутизм может развиваться из-за вакцинации, стали расходиться после статьи, опубликованной в авторитетном медицинском журнале The Lancet в 1998 году. Автор материала Эндрю Уэйкфилд уверял, что ослабленный вирус кори из вакцины вызывает воспаление в кишечнике, после чего возникает аутизм. Он призывал отказаться от комплексной вакцины против кори, паротита и краснухи в пользу моновакцин.

При этом Уэйкфилд за год до выхода статьи запатентовал собственную вакцину против кори. Медика уличили во лжи, его материал отозвали из журнала, а самого мужчину лишили права заниматься медициной.

История вызвала широкий резонанс среди учёных и медиков. Исследования показали, что процент распространения аутизма среди привитых и непривитых детей был один и тот же.

Как диагностируют аутизм

Не существует ин­струментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% диагностировать РАС. Необходимо профессиональное наблюдение за ребёнком. Оно может включать игры, беседы, опросы родителей о поведении ребёнка дома, об особенностях развития.

В России диагноз устанавливает врач-психиатр. Специалисты смежных профессий — педиатры, неврологи, нейропсихологи и психологи — могут привлечь внимание родных к тревожным симптомам и рекомендовать консультацию доктора.

Если родители встревожены аномалиями в поведении ребёнка, они могут пройти специальный тест на аутизм для детей раннего возраста M-CHAT-R. Он предназначен для детей 16–30 месяцев. Тест содержит 20 вопросов закрытого типа (подразумеваются ответы «да» или «нет»), в конце подсчитываются баллы, и в соответствии с полученным числом определяется степень риска.

Можно ли вылечить аутизм

Лекарственной терапии РАС не существует. Медикаменты помогают бороться лишь с сопутствующими расстройствами: снижать выраженность проблем поведения (например, гиперактивности или раздражительности), устранять нарушения сна, работы желудочно-кишечного тракта и неврологические нарушения.

Основная терапия — обучение. Для каждого ребёнка с РАС этот процесс будет индивидуальным. Кому-то необходима очень интенсивная помощь для освоения навыков речи и поведения в социуме, а кто-то может сам обучаться сложным вещам, нуждаясь лишь в небольшой поддержке.

Факты об аутизме

  • Пациенты с РАС могут иметь детей. Есть шанс, что малыши родятся без аутизма. Если РАС только у одного родителя, то шансы равны 50/50, если у обоих — то около 25%.

  • 2 апреля — всемирный день аутизма (точнее, распространения информации о проблеме). Ежегодно, начиная с 2008 года, в мире проводятся акции, просветительские и другие мероприятия, посвящённые проблеме аутизма.

  • В знак солидарности с людьми с аутизмом и их близкими, для привлечения внимания общества к проблемам РАС в мире, по инициативе фонда Autism Speaks ежегодно проходит акция «Зажги синим» (Light It Up Blue). Синий — официальный цвет организации. В странах, участвующих в акции, здания подсвечивают синими прожекторами. В РФ акция проходит с 2013 года. (autizm-1603608437.html)

  • «За последние годы был достигнут значительный прогресс в повышении осведомлённости и принятии аутизма, в том числе благодаря многим выдающимся защитникам аутизма, которые неустанно работают над тем, чтобы донести до широкой общественности жизненный опыт аутистов», — говорится на сайте ООН. (autism-day)

Пример употребления на «Секрете»:

«Ребята с аутизмом часто гораздо лучше условно здоровых сотрудников справляются с работой, связанной с классификацией, систематизацией, большими объёмами информации для запоминания. У них такие особенности мышления. И к предсказуемой коммуникации они вполне способны, особенно если она чётко регламентирована».

(Директор центра «Изумрудный город» Надежда Степунина — о том, как трудоустраивает людей с аутизмом.)