«Вопрос конкурентоспособности экономики». Как российская госпрограмма поможет утолить кадровый голод в IT
Минцифры России объявило о запуске проекта «Цифровые профессии»: теперь востребованную IT-специальность можно получить за половину стоимости, остальное доплатит государство. В программе, которую реализуют в рамках нацпроекта «Цифровая экономика», участвуют крупнейшие вузы и образовательные платформы страны. Для кого предназначен этот проект и как в нём принять участие, «Секрету фирмы» рассказала Нина Яныкина, ректор Университета 2035 — оператора программы.
— Зачем государство поддерживает «Цифровые профессии» и какие задачи должен решить проект?
— Программа «Цифровые профессии» должна обеспечить рынок труда квалифицированными IT-кадрами здесь и сейчас. Разговаривая с работодателями на совершенно разных уровнях, будь то малый, средний или крупный бизнес, государственные органы власти или университеты, некоммерческие организации, мы постоянно слышим о колоссальной потребности в IT-специалистах. Оценки разнятся, но в масштабах страны количество незакрытых вакансий достигает от 500 000 до миллиона ежегодно.
С развитием технологий модели компетенций постоянно расширяются и усложняются. Спрос на профессионалов в сфере IT, особенно на программистов, специалистов по работе с искусственным интеллектом и большими данными, растёт во всех регионах.
Сегодня обеспечение отраслей необходимыми кадрами — это вопрос конкурентоспособности национальной экономики. Президент страны поставил задачу по достижению цифровой зрелости ключевых отраслей, социальной сферы, госуправления. Цифровая трансформация — один из приоритетов развития, а для этого нужны хорошо подготовленные кадры.
К решению этого вопроса мы подходим комплексно. С одной стороны, каждый год в вузах увеличивается бюджетный набор на IТ-специальности: в этом году он составил 80 000 человек, а к 2024 году увеличится до 120 000 человек ежегодного приёма. С другой — высококлассные специалисты нужны уже сегодня. Поэтому государство и выделяет ресурсы — чтобы материально поддержать граждан, которые хотят получить IT-профессию.
_ С 50%-ной скидкой благодаря проекту «Цифровые профессии» можно получить специальности: _
- Data Science.
- Веб-аналитика.
- Product Manager.
- Мобильная разработка.
- Технологии анализа данных.
- Тестирование ПО.
- Технологии искусственного интеллекта.
- Веб-разработка и пр.
Это программы дополнительного профессионального образования, дающие возможность освоить новую профессию качественно и в относительно короткий срок: продолжительность обучения — от 250 часов.
Принять участие в программе может каждый гражданин РФ старше 16 лет, не достигший пенсионного возраста, у которого есть диплом о среднем профессиональном или высшем образовании. Нужно просто выбрать программу на сайте цифровыепрофессии.рф, и государство компенсирует 50% стоимости обучения.
Программа «Цифровые профессии» нужна, чтобы в ускоренном режиме насытить рынок труда востребованными кадрами. Одновременно это и социальная поддержка — государство помогает гражданам, которые стремятся получить новую профессию и в итоге больше зарабатывать.
Рынок дополнительного онлайн-образования стремительно растёт. Принять решение самостоятельно, выбирая из всего многообразия программ, достаточно сложно, особенно если человек в этой теме не разбирается. Поэтому суть проекта «Цифровые профессии» ещё и в том, что государство субсидирует качественное обучение. Все программы проекта проходят экспертизу, мы отбираем только лучшие вузы, учебные центры, компании и образовательные платформы. Приступая к обучению, слушатель получает качественный образовательный продукт, причём за половину его стоимости.
— Какие направления в приоритете? Можно ли сказать, что те или иные компетенции вы поддерживаете в большей мере?
— Мы постоянно анализируем рынок труда, спрос на специалистов, компетенции, востребованные в различных отраслях. Тесный контакт с работодателями также помогает нам выделить главные направления работы. Например, в этом году приоритет целенаправленно выстроен вокруг изучения языков программирования — не менее 144 часов в рамках каждой учебной программы приходится именно на эту тему.
Кроме того, в фокусе востребованные специальности. Это работа с большими данными, искусственный интеллект, BIM-проектирование, разработка мобильных приложений и сложных цифровых продуктов.
Это в том числе требование времени: очень многие компании, особенно сейчас, в период пандемии, уходят в «цифру», занимаются цифровой трансформацией своих бизнес-процессов. Люди стали получать больше товаров и услуг онлайн, соответственно, нужны специалисты, которые будут разрабатывать для этого современные цифровые платформы.
— Что нужно знать потенциальному участнику программы? Какие есть нюансы и перспективы?
Действует только одно правило: участие в проекте можно принять один раз за учебный год. Других ограничений нет — можно вернуться в следующем году и выбрать новую образовательную программу.
Например, в проекте могут принять участие те, кто в 2020 году прошёл обучение по программе «Цифровые сертификаты». Это прообраз проекта «Цифровые профессии» — короткие программы по 72 часа, которые рассматривались как «точка входа», первый шаг в освоении специальности.
Если в прошлом году человек прошёл вводный курс по созданию цифровых продуктов, осознал, что это его и он хочет в этой профессии развиваться, то в этом году у него появляется возможность пройти более системную подготовку, освоить новые навыки, которые помогут в его профессиональном развитии.
В целом мы придерживается логики «век живи — век учись». Де-факто у нас нет выпускников: есть те, кто постоянно находится в нашем периметре и регулярно использует возможности, которые предоставляет федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика».
Мы приветствуем lifelong-learning — обучение на протяжении всей жизни — и стараемся дать каждому слушателю максимум возможностей для образования, развития и самореализации, помочь ему соответствовать времени и контексту, в котором он живёт. В этом и заключается миссия Университета 2035.
— Давайте попытаемся представить портрет студента: кого вы ждёте на программе?
— Это могут быть совершенно разные люди. Обычно на такие программы приходит много выпускников технических и IT-университетов, которые, например, учились на смежной специальности и пришли за дополнительными навыками. Бывает, что выпускники имеют определённую академическую базу, а на курсы приходят за практикой, проектной работой и непосредственным погружением в профессию.
Другая часть аудитории — это взрослые люди, которые уже реализовали себя в какой-либо области, не связанной с IT. Они приходят либо за дополнительными компетенциями, ведь цифровые технологии проникают сегодня во все сферы деятельности, либо стремятся радикально сменить профессию. Здесь могут быть люди различных возрастов с самым разным бэкграундом.
И, наконец, это могут быть действующие IT-специалисты, которым необходимо движение по горизонтали, расширение профессиональных возможностей. Например, изучение другого языка программирования или нового направления в сфере IT. Эти категории мы выделяем исходя из предыдущего опыта. Время покажет, каких слушателей будет больше.
— Особый сегмент участников — это руководители, которые хотят «во всём разобраться», чтобы потом внедрять информационные продукты и управлять процессом цифровой трансформации. Какие программы им можно посоветовать?
— У нас есть как минимум две программы: одна нацелена на формирование компетенций продакт-менеджера, другая — проджект-менеджера. Это две важные руководящие позиции в сфере IT, обе программы мы рекомендуем данной категории слушателей в первую очередь.
Однако не стоит думать, что руководители должны учиться только на программах для руководителей. Чтобы разбираться в бизнес-процессах, управлять командой, которая ведет разработку IT-продукта, чётко ставить задачи, распределять ресурсы и осуществлять контроль, нужно знать основы технологии, понимать, как это работает. Поэтому абсолютно все представленные у нас программы подходят для руководителей. Всё зависит от того, в какой сфере нужно «добрать» навыки и компетенции.
В параллель для руководителей есть ещё две достаточно интересные инициативы в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Первая — это проект CDO (Chief Data Officer) для подготовки руководителей, которые принимают решения на основе данных, этот проект реализуется Университетом 2035 совместно с Университетом «Иннополис». Вторая — проект с РАНХиГС (Российской академией народного хозяйства и госслужбы), где готовят CDTO (Chief Digital Transformation Officer) — руководителей цифровой трансформации. Программа предназначена для госслужащих, федеральных и региональных чиновников различных уровней.
— Обучение по программе «Цифровые профессии» происходит онлайн. Не снижает ли это качество учебного процесса?
— На мой взгляд, будущее всего образования — за гибридными формами преподавания. Но при этом есть направления подготовки, где исключительно цифровой формат взаимодействия преподавателя и ученика не снижает качество обучения специалиста. К информационной сфере это относится самым непосредственным образом, доказательство тому — множество различных онлайн-программ для изучения IT-технологий и языков программирования, которые сейчас есть на рынке.
Для нас важно — возвращаясь к тезису про социальную функцию государства, — что онлайн-образование подходит всем, у кого есть компьютер и доступ к интернету. Это имеет большое значение для людей, которые уже работают: многие хотят поменять свою карьерную траекторию, но должны получать новую профессию без отрыва от основной деятельности. Тем, кто учится в университете, тоже необходим комфортный формат обучения.
Еще один важный момент — онлайн-образование стирает территориальные границы и делает образование доступным для любого человека вне зависимости от региона проживания. В Санкт-Петербурге, Татарстане, Владивостоке или Республике Тыва, Вологде или Томске у вас есть возможность получить образование в той образовательной организации, по той программе, которая подходит вам больше всего. Для этого больше не нужно ехать в питерский ИТМО, «Иннополис» в Татарстане или подмосковный МФТИ. Онлайн-формат снижает издержки на обучение, что, конечно же, очень важно для наших слушателей.
— Вы обозначили, что обучение в рамках проекта расширяет профвозможности специалистов и карьерные перспективы. Как вы считаете, может ли программа способствовать миграции кадров в другие регионы?
— Напрямую такая задача не ставится, хотя мы, конечно, наблюдаем определённую трудовую миграцию. Люди переезжают туда, где им комфортно жить и работать. Однако 2020 год показал, что можно прекрасно работать на московскую компанию и при этом жить, например, в Тверской области — в своём доме с садом и огородом, наслаждаясь природой, решая большие, серьёзные задачи и получая хорошую зарплату.
Тут стоит затронуть аспект, связанный с утечкой кадров за рубеж. Конечно же, такие риски есть. Российские университеты дают прекрасное образование, которое позволяет людям успешно работать в сфере IT. Наши айтишники очень высоко котируются на международном рынке, и многие западные компании созданы выходцами из нашей страны.
IT-специалисты не скованы языковой и национальной спецификой, которая важна в других профессиях, они могут применять свои компетенции практически где угодно — программный код пишется одинаково в любой точке земного шара. Фактор дистанционной занятости много значит и здесь. Человек может жить в России, но при этом работать в зарубежной компании или участвовать в международных проектах. Сегодня наши работодатели конкурируют с мировыми компаниями за лучших специалистов, они должны думать, как обеспечить привлечение и удержание талантов. Компании делают это по-разному. И что очень важно, во многих регионах эта проблема тоже осознаётся. Местные власти учатся воспринимать IT как зону ближайшего развития, стараются создавать комфортные условия для развития бизнеса и производства, для удержания кадров. И некоторым губернаторам это вполне удаётся.
Поэтому, возвращаясь к теме дефицита IT-специалистов, можно сказать, что трудоустройство в России имеет достаточно много преимуществ именно сейчас, когда специалисты нарасхват, когда мы увеличиваем контрольные цифры приёма на бюджет в вузы, запускаем программу «Цифровые профессии». Развивая сферу IT, мы перекрываем риски утечки кадров, создаём условия для развития экономики и бизнеса.
— Часто ли на вашу программу приходят люди с ограниченными возможностями? Ведь они могут выиграть от участия в ней, как никто другой. Есть ли для них дополнительные льготы и возможности?
— На этот год отдельного квотирования у нас не предусмотрено, но к нам на программу люди с ограниченными возможностями тоже приходят, поэтому мы будем отдельно глубоко и серьёзно прорабатывать этот вопрос.
— Вы говорили о дополнительных бюджетных местах в вузах, это подготовка специалистов «на перспективу». Не столкнутся ли они через несколько лет на рынке со специалистами «здесь и сейчас», которых выпустит программа «Цифровые профессии»? Не получится ли так, что рынок будет перенасыщен?
— Это извечный вопрос: что лучше — быстро отучиться и пойти работать или выбрать длительную программу и шесть лет получать профессию. Это разные уровни образования. Чтобы в стране возникла критическая масса специалистов, которые способны решать профессиональные задачи в IT и высокотехнологичных сферах деятельности, нужны и те и другие. Классическая университетская подготовка тоже необходима — это постановка мышления, формирование способности комплексно подходить к решению задач. И сегодняшние выпускники краткосрочных программ в будущем могут продолжить своё образование.
Что касается рынка труда, то мы уже сейчас можем посмотреть, как такие специалисты конкурируют. Например, есть человек с базовым геологическим образованием, который прошёл курс по разработке IT-продуктов, и выпускник Московского физико-технического университета с профильной подготовкой в сфере IT. Чьи перспективы лучше? Конечно же, все будет зависеть от запроса конкретного работодателя. Но с учётом дефицита специалистов, который мы наблюдаем сейчас и который будет только расти, я думаю, места на рынке хватит всем.
Для нас крайне важно восполнить нехватку кадров, заложить основу кадрового потенциала с помощью любых мер, какие только возможны. Мы постоянно анализируем модели компетенций, которые есть в разных организациях, чтобы понять, какие специалисты на каких уровнях будут востребованны.
Могу точно сказать, что разнообразие очень большое. Если какое-то столкновение между разными волнами специалистов и возможно, то лишь локально, на уровне разовых историй, когда работодатель будет выбирать из двух кандидатов на одну позицию. На уровне страны работы хватит для всех — рынок сам разведёт спрос и предложение, люди будут иметь возможность трудоустраиваться в соответствии с выбранной профессией.
Здесь нужно отметить ещё один важный момент. Наша программа нацелена не только на формирование критической массы специалистов, способных решать определённые задачи. Это уже история про команды разработчиков и IT-бизнесы, которые смогут создать качественный, уникальный в своем роде IT-продукт.
Насыщая рынок профессионалами, мы создаём условия для перехода экономики на иной качественный уровень. Появление новых продуктов и новых бизнесов автоматом создаст запрос на новых специалистов.
Это уже, по сути дела, экосистема, которая обеспечивает своё развитие и воспроизведение спроса. Так что все специалисты, которых мы сейчас готовим, будут востребованы.
— По какому принципу отбираются учебные заведения и образовательные программы, если говорить о соотношении между академичностью и практикоориентированностью?
— Изначально мы ставили перед собой цель отобрать лучших из лучших на рынке онлайн-образования среди вузов, платформ и образовательных провайдеров, которые имеют наибольший опыт в подготовке IT-специалистов. Отбирали лидеров. Этот входной фильтр для образовательных организаций, как мне кажется, сработал достаточно хорошо. Мы собрали на одной площадке, доступной для любого гражданина страны, все ведущие вузы и IT-компании, которые готовят специалистов на программах дополнительного профессионального образования.
Справка В программе «Цифровые профессии» участвуют «СберУниверситет», «Яндекс.Практикум», Университет «Иннополис», ИТМО, 1С, Центр образовательных компетенций НТИ, «Нетология», онлайн-университет Skypro (от Skyeng), «Инвольта Образование», МЦК «Цель» и другие.
Сейчас в программе участвуют 46 организаций, а в каталоге проекта представлены более 100 программ. Мы постоянно проводим экспертизу и, если понимаем, что программа достойна гражданина нашей страны и того, чтобы государство покрыло 50% от её стоимости, также включаем её в каталог.
— Какие ещё программы подготовки IT-кадров и развития цифровых компетенций реализуются в рамках нацпроекта «Цифровая экономика»?
— Мы уже сказали про высшие учебные заведения, где увеличивается количество бюджетных мест, и специальные проекты для руководителей. Помимо этого, в программы традиционных направлений, ранее не связанных с IT, например медициы, педагогики и др., в качестве дополнительного компонента включаются образовательные модули по IT, программированию, появляется возможность получения второго диплома в сфере информационных технологий.
Университет «Иннополис» специально обучает цифровым компетенциям в нецифровых отраслях экономики — это здравоохранение, образование, сельское хозяйство, строительство, транспорт и многое другое. В рамках нацпроекта существует программа повышения квалификации для преподавателей вузов и колледжей.
Отдельно реализуется очень важная программа повышения квалификации учителей информатики в школах. Языки программирования и сама отрасль развиваются довольно бурно, и людям, которые учат детей, необходимо быть на фронтире того, что происходит.
В ближайших планах — бесплатное обучение языкам программирования школьников старше 14 лет на онлайн-курсах. Сейчас Университет 2035 совместно с Минцифры России реализует пилотный проект, в котором участвуют Белгородская, Нижегородская и Пензенская области, Татарстан и Саха (Якутия). С 2022 года проект планируется расширить на все регионы России. Эта работа является частью фронтальной стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года.
Наконец, есть ещё одна крайне важная тема — развитие цифровой грамотности. Речь идёт, например, об информационной безопасности, о том, как отличать фейковую информацию от реальной, навыках использования цифровых технологий и поведении в интернете. Это отдельный проект, с которым можно ознакомиться на сайте готовкцифре.рф. Сервис сформирован консорциумом из 30 крупнейших компаний и организаций, занимающихся цифровой безопасностью, в их числе НАФИ, «Сбер», «Ростелеком», «Мегафон» и другие. На портале собраны короткие видеолекции и небольшие образовательные модули, которые помогают оценить собственную цифровую компетентность и больше узнать о возможностях новой онлайн-среды. Это ещё одна инициатива государства, направленная на массовое распространение цифровых навыков.
Фото: ru.depositphotos.com