secretmag.ru
Опубликовано 20 февраля 2017, 21:25

Что вы там пишете: Как наказывать сотрудников за посты в соцсетях

Кто сказал, что тирания — что-то плохое

Половина компаний контролирует аккаунты сотрудников в соцсетях. 18% работодателей фиксируют моральный облик работников в интернете, следят за матерной лексикой и эротическими фотографиями. Около 16% компаний запрещают сотрудникам публиковать отрицательные отзывы о работодателе и другую информацию, порочащую компанию или её клиентов. По данным рекрутингового проекта Jobvite, 55% сотрудников HR-отделов могут поменять решение о приёме на работу после мониторинга публичных аккаунтов потенциального сотрудника. «Секрет» попросил предпринимателей и руководителей рассказать, как поведение сотрудников в соцсетях влияло на их бизнес и какие меры контроля и воздействия они применяли.

Что вы там пишете: Как наказывать сотрудников за посты в соцсетях

Половина компаний контролирует аккаунты сотрудников в соцсетях. 18% работодателей фиксируют моральный облик работников в интернете, следят за матерной лексикой и эротическими фотографиями. Около 16% компаний запрещают сотрудникам публиковать отрицательные отзывы о работодателе и другую информацию, порочащую компанию или её клиентов. По данным рекрутингового проекта Jobvite, 55% сотрудников HR-отделов могут поменять решение о приёме на работу после мониторинга публичных аккаунтов потенциального сотрудника. «Секрет» попросил предпринимателей и руководителей рассказать, как поведение сотрудников в соцсетях влияло на их бизнес и какие меры контроля и воздействия они применяли.

В США решением споров между работниками и работодателями по поводу личных аккаунтов в соцсетях занимается специальный правительственный орган — Национальный совет по трудовым спорам. Он защищает подчинённых от увольнения и штрафов, если компания недовольна негативными сообщениям в соцсетях о, например, неоплачиваемых сверхурочных, невыносимых условиях работы или другой справедливой критикой. На сторону работодателя совет встаёт в том случае, если работник раскрывает коммерческую тайну, порочит репутацию компании или переходит на личности. В России такой комиссии нет, так что разбираться с сотрудниками-критиканами придётся самому. Есть и хорошие новости — можно установить практически любые правила.

Наталья Сторожевая, гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», вспоминает скандал, который случился в компании одного из её клиентов: менеджеры по продажам крупного FMCG-бренда опубликовали в соцсети «ВКонтакте» снимки с новогодней вечеринки. На одной из фотографий главный бухгалтер танцевала с сотрудником из производственного блока. Фото увидел муж бухгалтера, устроил ей скандал, а она, в свою очередь, разругалась с продажниками: по её мнению, они должны были попросить разрешения на публикацию. Конфликт привёл к напряжённым отношениям между отделами — главный бухгалтер мстит и подолгу не подписывает договоры, счета, контракты.

Второй случай: корпоратив в компании — дистрибьюторе сантехники закончился игрой на раздевание. В соцсетях появились снимки обнажённых сотрудников, которые прикрывали интимные места флажками с корпоративной символикой и папками с логотипами своих клиентов. Глава компании не оценил чувство юмора подчинённых и уволил всех в один день.

Ещё одна история от Сторожевой: глава филиала производственной компании категорично высказался о событиях на Донбассе в своём аккаунте и, как выражается Сторожевая, «обобщал негативные характеристики украинцев». Его высказывания привели к конфликту — у половины коллег оказались украинские корни. Сначала все кулуарно выясняли отношения, а затем начали вредить рабочему процессу, вражда продолжается до сих пор.

Сергей Ожегов, гендиректор компании «СёрчИнформ», тоже рассказал пару историй об опыте своих клиентов: три сотрудника службы сбыта большой компании — производителя алкоголя сняли видеоролики, в которых высмеяли компанию, руководство и особенности работы. Они распространили записи через соцсети и канал на YouTube, разослали видео коллегам. Когда служба безопасности перехватила ролики, специалисты отследили движение файлов и нашли организаторов «вброса». Записи заставили удалить из соцсетей, но репутация компании всё равно пострадала. Совет директоров не стал увольнять сотрудников — всё обошлось выговором и штрафами.

Сотрудники другого клиента «СёрчИнформа» вышли на работу в выходной день, якобы чтобы завершить дела, но на самом деле пришли на режимный объект, сфотографировались на фоне секретной установки и поделились фотографиями в соцсетях. Обнародование этих данных могло привести к расторжению контракта с крупным заказчиком. Поскольку в компании запрещалось даже находиться в этом помещении, снимки заставили удалить, а сотрудников уволили за грубое нарушение регламента.

Похожие истории происходят часто в самых разных коллективах, поэтому в некоторых компаниях принято разрабатывать правила и рекомендации для персонала, чтобы в общем доступе не оказались неудачные шутки, разрушающие имидж фирмы, конфиденциальные данные, фото, фейковые посты и недостоверная информация.

Акционер «Рекламной группы РФ» Иван Пелло рассказал, как потерял контракт с крупной федеральной розничной сетью, которая была важным клиентом для его компании, и после этого составил свод правил поведения сотрудников в соцсетях и заставил кадровиков мониторить личные аккаунты сотрудников.

Всё началось с того, что руководитель маркетингового отдела стал публиковать в аккаунте компании во «ВКонтакте» и Instagram селфи с работы и фотографии с переговоров. Он делал это, чтобы налаживать отношения с клиентами. Около 5% всех заказов приходило только благодаря «ВКонтакте», и примерно четверть всех клиентов приняли решение работать с компанией только благодаря сообществам в соцсетях.

Однажды он опубликовал пост с текстом «Сегодня круто работаем, закрыли сделку на несколько миллионов, а сами [работы] отдали на подряд ребятам из Саратова». Проблема была в том, что руководство Рекламной группы РФ обещало клиенту, что всю работу сделают штатные сотрудники компании. Когда менеджер по проекту компании-партнёра увидел пост и сообщил о нём своему руководству, контракт был расторгнут. «Рекламной группе РФ» пришлось заплатить неустойку за разглашение конфиденциальной информации — 100 000 рублей.

Вот список запретов и рекомендаций, который составил Иван Пелло вместе с коллегами, чтобы больше не допускать таких проколов

  1. Запрет на мат и ругательства.
  2. Запрет на негативное упоминание или осуждение клиентов.
  3. Запрет на публикацию конфиденциальной информации о клиентах.
  4. Запрет на упоминание имён сотрудников клиентов или партнёров без их согласия.
  5. Запрет на обсуждение себестоимости проектов.
  6. Запрет на аморальное поведение на работе (алкоголь, наркотики, секс, ругательства матом или намёки на них).
  7. Запрет на публикацию фраз «Я прогулял работу» / «Вместо работы я...».
  8. Рекомендация публиковать фразы «Я люблю trade-compani.ru за…», «В рекламная-группа.рф есть...».
  9. Рекомендация публиковать новости с конференций и других мероприятий из сферы рекламы.
  10. Обязательное наличие сотрудника в закрытом сообществе и чате отдела в «ВКонтакте».
  11. Запрет на ругательства в чатах сотрудников.
  12. Запрет на осуждение компании в официальных сообществах.
  13. Рекомендация поддержки сообществ комментариями и репостами.
  14. Отсутствие запрета на обсуждения в группах конкурентов.
  15. Запрет на участие в группах порнотематики (кроме снимков ню и сообществ типа mavrin).
  16. Запрет на любые нарушения закона «О рекламе» в социальных сетях.
  17. Указание геолокации при публикации фотографий из Амстердама (если на фотографии изображено курение марихуаны).
  18. Желательно упоминание сайтов рекламная-группа.рф, trade-compani.ru в своих аккаунтах.
  19. При возникновении вопросов по данному списку адресовать их в закрытый чат сотрудников.

Пелло говорит: сначала сотрудники посчитали это вмешательством в личную жизнь, но после разговора с руководством согласились, что многие заказчики принимают ключевое решение после просмотра страниц сотрудников потенциальных партнёров. Пелло не стал увольнять проштрафившегося маркетолога, и он до сих пор публикует новости о некоторых клиентах, рассказывает об успешных заказах и добавляет участников сообществ по бизнесу в список друзей. Пелло утверждает, что это принесло бизнесу несколько проектов на сумму более 10 млн рублей.

Диджитал-рекрутер компании DigitallHR Ксения Чижикова рекомендует составлять таблицу ценностей компании и знакомить с ней сотрудников сразу, как только они присоединяются к команде. Лучше, чтобы на эту тему с новым человеком общался его куратор или HR-менеджер: «Руководитель не может ограничить личную свободу сотрудника — например, заставить его придерживаться корпоративного стиля в личных аккаунтах. Зато он может донести, что всё, связанное с компанией, особенно коммерческая информация, всегда фиксируется внутренними документами и об этом никому нельзя рассказывать».

«Соцсети — это витрина компании, самопрезентация её сотрудников и руководителя», — говорит гендиректор HR-маркетплейса JungleJobs Евгения Дворская. Она считает, что контент обязательно нужно отслеживать и наказывать сотрудников за неисполнение правил, чтобы избежать репутационных рисков. Но прежде, чем карать, важно прописать правила упоминания компании в интернете и донести их до работников: «Запретить публиковать "пьяные" фотографии с корпоративов невозможно, но запретить ставить хештег организации или писать, что человек её представляет, — можно».

Фотография на обложке: Jianan Yu / Reuters