Дейв Логан. Что должен знать каждый лидер, который хочет привести команду к успеху
Заветы американского социологаДейв Логан — социолог, профессор Анненбергской школы коммуникации при Университете Южной Калифорнии и один из самых известных бизнес-коучей в мире. Его книгу «Лидер и племя» The New York Times включил книгу в список бестселлеров 2008 года, американский Forbes назвал Логана «человеком, меняющим парадигмы». На днях Логан выступил в Москве с открытой лекцией для топ-менеджеров крупнейших российских компаний. «Секрет» публикует пересказ этой лекции
Дейв Логан — социолог, профессор Анненбергской школы коммуникации при Университете Южной Калифорнии и один из самых известных бизнес-коучей в мире. Его книгу «Лидер и племя» The New York Times включил в список бестселлеров 2008 года, американский Forbes назвал Логана «человеком, меняющим парадигмы». На днях Логан выступил в Москве с открытой лекцией для топ-менеджеров крупнейших российских компаний. «Секрет» публикует пересказ этой лекции.
Что такое племена и чем они различаются
Любая компания предполагает коллективный труд людей, которые своими знаниями и навыками дополняют компетенции друг друга, однако испытывают разные чувства по отношению к своей работе, коллегам и общему делу. Те, кто думают, что «вся жизнь - дерьмо», принадлежат к племени первого уровня. По статистике, которую приводит Логан, основываясь на результатах исследований, проведённых среди 24 000 сотрудников 20 крупных компаний, таких сотрудников немного. Они агрессивно относятся к окружающим, никому не доверяют и не стремятся к успеху.
На втором уровне находятся те, кто думают, что именно их жизнь — «полное дерьмо». Они уверены, что их недооценивают, поэтому стараются делать как можно меньше, и таких сотрудников в среднестатистическом коллективе почти четверть. На третьем уровне, вероятно, находится почти половина всех ваших работников: это успешные индивидуалисты, которые убеждены, что они круты и являются главным двигателем прогресса, хотя на самом деле это не так. Их индивидуальные успехи выделяются лишь на фоне коллег, однако не двигают бизнес вперед. На четвертом уровне — люди, объединённые общей миссией и верой в идею. Команды, состоящие из преимущественно людей четвёртого племени, создают инновации и строят крупные бренды. Племена пятого уровня — это те, кто уверен, что «жизнь прекрасна». Их цель — изменить весь мир.
В каждой компании могут быть племена всех типов, однако общий вектор определяет большинство. Люди пятого племени преобладали в Apple, когда компания сделала iPhone главным гаджетом во всем мире, а также в Alibaba и eBay, когда они изменили парадигму мировой торговли. Задержаться на пятом уровне надолго сложно даже самой инновационной компании: для этого необходимо производить революцию идей примерно раз в два года. Однако перевести своих сотрудников на уровень выше — задача каждого руководителя.
Узнайте, кто из какого племени
Для руководителя это довольно простая задача: у вас есть отчёты по работе каждого из ваших подчинённых. Однако, их будет недостаточно, если вы не наблюдательны или редко появляетесь в офисе. Обычно племена включают от 20 до 150 человек, которые схожи по духу и мировосприятию. Одиночки, которые ни с кем не общаются и не стремятся проявить себя, скорее всего принадлежат к племени первого уровня. У членов племени второго уровня будут довольно низкие показатели продуктивности, в разговоре с ними, вы быстро поймете, что их мало что интересует. Это тип людей, который вечно всем недоволен и любит жаловаться. Представители третьего уровня любят рассказывать о своих успехах и сами постараются привлечь ваше внимание. Если вам выпала удача руководить командой четвертого уровня, вы поймёте это сразу по общему настроению и любви к работе.
Станьте своим для каждого
Сегодня авторитарные методы управления уже не работают, хотя во многих российских компаниях они до сих пор считаются самыми эффективными. Молодое поколение сотрудников, которые хотят работать на фрилансе, обладая творческой свободой и не желая иметь ничего общего с директивным подходом, стремятся сразу попасть в компнии четвёртого и пятого уровней, в то время как большинство компаний управляется лидерами третьего уровня. Такие начальники устанавливают жёсткую иерархическую систему управления, игнорируя культуру взаимоотношений. Именно таким лидером является нынешний лидер США Дональд Трамп. Он покорил толпу, говоря на грубоватом и очень простом языке толпы, став «своим» для самой массовой части населения, в то время как Хилари Клинтон пыталась выстроить точечную коммуникацию с представителями племён четвёртого, пятого и частично третьего уровней.
Научитесь говорить на языке разных племен
Лидер должен уметь общаться на языке каждого уровня: разговорить сотрудников первого уровня, выслушать жалобы сотрудников второго уровня и рассказы об успехах тех, кто оказался на уровень выше. Если у компании возникла проблема, то племенам второго уровня нужно будет показать, что они «в деле», и вы на них очень рассчитываете. Дайте им понять, что ситуация должна вскоре измениться, потому что такое положение вещей больше терпеть нельзя. С племенами третьего уровня говорите на языке лидеров: «Я уже знаю, как исправить ситуацию». У племён четвёртого можно спросить совет: «Коллеги, что мы должны сделать, чтобы улучшить положение?».
Рассаживайте двоечников
Рассаживайте подальше друг от друга тех, кто думает, что «жизнь — дерьмо». Объединившись, они занимают позицию глухой враждебности и уже не готовы вступать в диалог. Сажайте сотрудников рядом с теми, кто на уровень их выше. Людям второго уровня давайте задачи, которые можно выполнить быстро — это вызовет у них ощущение востребованности. Сотрудники третьего уровня любят делиться своим опытом и руководить, поэтому они отлично поладят с теми, кто оказался на уровень ниже. В конце концов, работники второго уровня начнут думать, что они так же круты. Человеку третьего уровня надо доверять проекты, с которыми он один не справится и вынужден будет искать команду. Взаимодействуя с коллегами, они поймут, что круты не только они, и у вас сложится команда четвертого уровня, готовая создавать и реализовывать новые идеи.
Проводите совещания втроём
Постоянно знакомьте людей между собой, чтобы они не замыкались внутри своих тусовок. Проводите совещания втроём, а не вдвоём: это прямая коммуникация и возможность познакомиться ближе с теми, с кем вы работаете. Для тех, кто находится на первом уровне — это возможность поверить, что коллеги не агрессивны по отношению к ним и готовы к сотрудничеству. Для второго уровня — возможность повысить свою самооценку. Для третьего — поделиться идеями, которые могут оказаться ценными. Для четвертого — порадоваться успехам компании.
Научитесь ставить задачи
Одна из проблем компаний заключается в том, что у них нет продуманных стратегий развития. Когда спрашиваешь директоров таких компаний, в чём заключается их стратегия, они обычно отвечают, что их цель — превратить свой продукт в лучший на рынке. Но это не стратегия, а мечта, и большинство компаний не может объяснить, как они собираются её достичь. Талант настоящего лидера заключается в том, чтобы вызвать лояльность сотрудников не столько к себе самому, сколько к идеям, которыми он горит, и показать пути их достижения. Поэтому будьте реалистичны в своих запросах: не обязательно придумывать что-то новое, достаточно комбинировать, чтобы это «новое» изобрести.
Знайте, кого и как поощрять
Если вы будете хвалить ваших топ-менеджеров третьего уровня, вряд ли это даст вашей компании сильный толчок: они и так знают, что они круты на фоне всех остальных. А вот отмечать достижения работников первого и второго уровня просто необходимо — это послужит для них хорошей мотивацией. По возможности отправляйте своих сотрудников на стажировки и поощряйте обмен специалистами, потому что мультикультурализм — не пустое слово. Зачастую самыми успешными лидерами становятся люди, которые родились в одной стране, а успеха добились в другой: они знакомы с разными подходами к бизнесу и бизнес-моделями, умеют общаться с разными типами людей.
Фотография на обложке: melis / Shutterstock