В змеином клубке. 7 признаков, что коллеги вас недолюбливают
Вы по-настоящему горите своим делом и всегда ответственно подходите к рабочим обязанностям, однако атмосфера в офисе вгоняет вас в хандру. И причина тому — недружелюбные коллеги. И как бы вы ни старались влиться в коллектив и стать душой компании, вы по-прежнему остаётесь на «скамейке запасных». «Секрет» пообщался с психологами и выяснил, какие признаки указывают на то, что коллеги вас недолюбливают, и что с этим делать.
/imgs/2022/02/04/08/5215281/15a3d7d08d87bf64fc930f176db48d5472014c06.jpg)
Когда вы подходите, коллеги тут же затихают
Менеджер по закупкам показывает секретарю милые фото своего кота. Они обе смеются и что-то бурно обсуждают, но стоит вам появиться на горизонте — в кабинете воцаряется абсолютная тишина. Коллеги не хотят вовлекать вас в шутливые разговоры и делиться личными историями.
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215115/91b5d2694e40bb9c1e87b65bd39b2602bb8ab14b.jpeg)
Причин такого поведения может быть множество: одна из них — манипуляция вами. Если ваши коллеги действительно целенаправленно замолкают при вашем появлении, а вы к такому поведению никогда не давали повода (не рассказывали начальству о коллегах, не выдавали чужие секреты), скорее всего, вами просто манипулируют. И цели этих манипуляций могут быть разные: от желания вызвать у вас чувство вины до желания самоутвердиться за ваш счёт.
В таком случае лучше перевести все ваши контакты и разговоры с коллегами-молчунами в переписку. Не подходите к их компании и не заводите с ними разговор, а все рабочие моменты решайте с помощью мессенджеров или электронной почты. Ваши энергия и нервы, которые вы потратите на выяснения причин такого поведения, точно пригодятся вам в других областях вашей жизни.
/imgs/2022/02/04/07/5215237/f04269c2c1c419c5c58c8c640e53df008765a993.jpg)
Я не рекомендую выяснять отношения с коллегами в попытках узнать, что же произошло. В реальности это лучше сделать в паре с психологом, но здесь есть нюанс: размышления о людях будут строиться на уровне предположений.
Проанализировав с психологом общую картину, стоить уделить внимание и вопросу: были ли подобные ситуации на предыдущем месте работы. Возможно, корень проблемы в вашем поведении или защитных механизмах, которые людям не нравятся, а может, дело в данной работе или в этой проблеме есть какая-то политическая подоплёка.
Действия будут различаться в зависимости от того, к каким выводам вы пришли. Если дело в ситуации на работе, то нужно понять, как эти интриги разрешить максимально позитивно. Если дело в вас и вы уже встречались с таким отношением ранее, есть вероятность, что вы создаёте впечатление заносчивого и высокомерного человека. В таком случае имеет смысл задуматься, каким способом вы можете проявить дружелюбие к коллегам. В такой ситуации будет уместна собственная инициатива: приглашение коллег на ланч, обсуждение с ними смешных шуток, организация совместного похода вечером в бар или пиццерию.
Исключение — ситуация, когда коллеги считают уместным смеяться, придумывать вам клички и дергать за образные косички. В таком случае нужно выстроить личные границы и правильно расставить внутренние приоритеты.
/imgs/2022/02/04/07/5215139/5c50807b44a710384e256087023db60d78b21b8e.jpg)
Если коллеги не обращают на вас внимания, не хотят вовлекать вас в свой юмор, делиться личными историями, можно посоветовать следующее: начать говорить людям комплименты, искренне видеть в них хорошее и обращать внимание только на положительные качества и моменты. Комплимент от чистого сердца, который вы сказали человеку (пусть он и не очень к вам расположен), на самом деле ключ к общению. Поэтому искренне дарите комплименты, и ситуация начнёт постепенно меняться.
На все ваши вопросы отвечают односложно
Коллеги никогда не ведут с вами длительных бесед. На все вопросы отвечают односложно и ни разу за знакомство не поинтересовались, как у вас дела. Общение происходит сугубо в формальном ключе.
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215149/b2a3a47b77a16cc2437e391cc90532e49ac99df3.jpg)
Попытайтесь разговорить коллегу на ту тему, в которой он разбирается. У каждого человека есть круг интересов, и он не ограничивается рабочими моментами. Важно нащупать этот вектор и проявить искреннюю заинтересованность. Когда спрашиваешь у человека о том, что его интересует, он всегда раскрывается и охотно об этом говорит.
/imgs/2022/02/04/07/5215152/075059301bf1d25814c9ef821b2e54e53aac814d.jpeg)
У многих людей есть подсознательное убеждение, что окружающие люди должны к ним хорошо относиться. В этом убеждении есть две ловушки: «должны» и «хорошо».
В ситуации, когда вам кажется, что ваши коллеги совсем не интересуются вашими личными делами, а только рабочими вопросами, важно осознать, что им в действительности могут быть неинтересны ваши личные дела. И это не означает, что ваша жизнь скучна или вы неинтересны как личность. Коллега просто занят работой.
Рабочий коллектив — это конкурентная среда. Вы конкурируете за более высокую должность или за более высокую зарплату, и в этой обстановке именно вас могут видеть главным конкурентом. И тогда неудивительно, что коллега не спрашивает, как поживает ваш корги, а держит рядом с вами ухо востро.
/imgs/2022/02/04/07/5215162/1da0cb5db0888d4bfafff8cf85105f5d043221f7.jpg)
Со своей стороны важно оставаться открытым, в меру дружелюбным, сохранять дистанцию и излишне не навязываться. Старайтесь соблюдать нейтралитет, эмоционально не преследовать, не искать тем для общения. Продолжать общение только по рабочим моментам. Сделать общение формальным, но конструктивным.
/imgs/2022/02/04/08/5215284/da96703ab474c7e96ddc1031241c88f05428b9bb.jpg)
Игнорируют ваше присутствие
Вы заходите в офис, снимаете пальто и вежливо здороваетесь с коллегами, но в ответ — тишина. Они ведут себя так, будто вас и вовсе нет. Вы не понимаете причины массового игнора и чувствуете себя провинившимся котёнком.
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215169/c19ec85f810a141239419336b8ab27b9bb5eac71.jpg)
Не обращайте на это внимания и продолжайте здороваться сами. Громко. И говорите о том, как вы рады видеть людей, потому что именно такие вещи не смогут оставить их равнодушными.
А если вы будете подстраиваться под «игнорщиков» и уподобляться их поведению — это ни к чему хорошему не приведёт. Чтобы ситуация стала развиваться, нужно быть на шаг, два, а то и три впереди. Не нужно зависеть от позиций других людей. Игнорирование со стороны других вас не должно никак волновать. И это не про то, что вы выше остальных, вы просто находитесь на другом этапе развития.
/imgs/2022/02/04/07/5215173/c052c7fc4510f5bad1ede22587ff687d72ff3d81.jpg)
Будьте внимательны к своим чувствам. Если заметили вокруг себя атмосферу недоброжелательности, игнорирования, пренебрежения и агрессивного отношения, своевременно выносите это на обсуждение. Например, в ситуации игнорирования следует прояснить: «Я заметил(а), что вы заказываете обед на всех, кроме меня. На это есть причины?» Кроме того, следует вырабатывать навыки ассертивности (способности не зависеть эмоционально от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать своё поведение и уверенно доносить своё мнение, желания, потребности и расставлять личные границы). В этом процессе вам помогут психолог, психотерапевт или специализированные курсы и тренинги.
/imgs/2022/02/04/07/5215175/590983bc0ff5573ecf2aef5b9a41c84ee0849a9a.jpeg)
В любом случае следует оставаться вежливым. Ситуация, когда коллеги «забывают» с вами поздороваться, в первую очередь показывает их уровень воспитания и такта.
Будьте нейтрально-дружелюбным: приветливо здоровайтесь, соблюдайте правила делового этикета и поддерживайте светские беседы во время ожидания лифта. Так вы покажете свой дружелюбный настрой и отсутствие желания конфликтовать с ними, и тогда напряжение в ваших взаимоотношениях пойдёт на спад.
Никогда не приглашают на мероприятия и обед
Вы обедаете в одиночестве не потому, что любите уединение, — вас просто не приглашают. Корпоративные дружеские посиделки всегда проходят мимо, и никто из коллег ещё ни разу не предложил вам обсудить новый проект за чашечкой кофе.
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215185/fea92556529052b41d428f5642b064cc37453486.jpeg)
В этой ситуации без поиска причин и мотивов такого поведения не обойтись. Вероятнее всего, коллеги видят в вас личную угрозу, чувствуют по отношению к вам ревность или зависть. И, если вы подозреваете, что это так, нужно сесть и проанализировать сложившуюся ситуацию: возможно, вы сами спровоцировали такое отношение к себе, хвастаясь особыми взаимоотношениями с начальством или более высокой зарплатой.
/imgs/2022/02/04/07/5215189/a02ea957dc22db778bfd6f3df54f309f2eb92f0b.jpg)
Степень, в которой вы пострадали от эпизода социальной изоляции, полностью зависит от того, как вы воспринимаете ситуацию. Отчасти это связано с тем, насколько ваш опыт отличается от социальных норм или от поведения, которого вы обычно ожидаете в определённой ситуации. Если вы не рассчитывали, что вас пригласят на мероприятие, то вы не будете чувствовать себя преднамеренно обделённым, когда оно пройдёт без вашего участия.
Проблема не всегда заключается в других людях. С такой же вероятностью это можете быть вы, ваше поведение или ваши предубеждения и ценности, которые коллеги не разделяют и потому не желают проводить с вами время. Проанализируйте, хотите ли вы ломать себя, чтобы быть удобным для других? Переосмыслите, а стоит ли подстраивать себя под чужие интересы ради обеденного перерыва?
С вами не соглашаются, даже когда вы объективно правы
Постоянная и необъективная критика в ваш адрес — явная причина, что человек вас недолюбливает. Даже если вы предложите гениальную бизнес-идею или сделаете безупречно свою работу, он всё равно найдет, к чему придраться. Его личная неприязнь к вам сильнее здравого смысла.
/imgs/2022/02/04/08/5215283/4f7fecd1ae86b0dca48311397863d69c92c7a95d.jpg)
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215194/5ce9bad9dfbbf8d69a9580dd2405eac42108c03d.jpg)
Необходимо оставить человека на какое-то время с его «правильным» мнением, не доказывая свою правоту. Смысла в этом нет. Пусть и говорят, что в споре рождается истина, однако, если вы понимаете, что человек твёрдо стоит на своем мнении и не готов уступать, примите его право на это. Значит, ему зачем-то это нужно.
Не стоит обижаться и во что бы то ни стало навязывать свою точку зрения. Вашей собственной уверенности должно быть достаточно, чтобы спокойно принять эту ситуацию. А попытка продавить другого человека и доказать свою правоту, когда он сам к ней не готов, ещё больше оттолкнёт от вас оппонента, а сам диалог ни к чему не приведёт. Поэтому в любой ситуации сохраняйте баланс и достоинство.
/imgs/2022/02/04/07/5215197/d51cdd78b3a1aa97834e7e2cc5e20ccf4058260a.jpg)
Задокументируйте поведение коллег относительно конкретной ситуации, где, по вашему мнению, с вами обошлись несправедливо. На рабочем месте подобное поведение внутри коллектива может навредить выполнению поставленных задач, а также нанести урон вашей команде или компании в целом. Используйте эту ситуацию как возможность обсудить данную проблему с руководством, чтобы избежать её повторения в будущем.
Вас задирают, как школьника
Казалось бы, школьные годы остались далеко позади, но в рабочей среде вы по-прежнему ощущаете себя героем второсортного фильма про подростков. Над вами подшучивают, смеются, а некоторые коллеги и вовсе придумывают обидные прозвища. В такие моменты вам хочется притвориться больным и поскорей вернуться домой.
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215205/da4d06289164d10345883d395ecafa40e2e56c72.jpeg)
В этой ситуации необходимо брать инициативу в свои руки и устанавливать личные границы. В разговоре с обидчиком вам помогут следующие фразы: «Мне неприятно то, что ты говоришь. Я не буду общаться с тобой в подобной манере», «Что ты имеешь в виду, называя меня так? Проясни, пожалуйста».
Или если вы не хотите разговаривать с этим человеком, то так и скажите: «Я сейчас занят и не могу с тобой разговаривать. Не отвлекай меня, пожалуйста».
Говоря подобные фразы нейтральным голосом и эмоционально не вовлекаясь в данную ситуацию, вы не даёте вашим обидчикам повода продолжать травлю.
/imgs/2022/02/04/08/5215245/e3f0b56c4c03b7eff00c26c2b8f0313ab45e9172.jpg)
Вы не можете изменить других людей, это вне зоны вашего контроля. Но вы можете изменить свою реакцию. Не принимайте насмешки и нападки на свой счёт. Оставайтесь нейтральным. Сосредоточьтесь на рабочих процессах, а не на личностях. Если человек в первую очередь сосредоточен на том, чтобы всем понравиться, и ставит неформальные отношения выше своего профессионализма и удовлетворения своих собственных потребностей, то это свидетельствует о его низкой самооценке. Используйте подобную ситуацию как возможность укрепить свои навыки самоуважения, стрессоустойчивости и самообладания.
Если ситуация повторяется и поведение коллег становится токсичным и мешает вашей работе, то зафиксируйте любые проявления агрессии коллег в вашу сторону. Это веский повод обсудить и решить проблему с руководством.
На вас постоянно жалуются руководству
Коллеги контролируют каждый ваш шаг и каждое действие, чтобы потом донести на вас руководителю. Они знают всё: сколько раз за день вы отошли от рабочего места, взяли в руки телефон и как долго на самом деле длился ваш обеденный перерыв. Возникает ощущение, что они нарочно хотят убрать вас из коллектива.
Что делать
/imgs/2022/02/04/07/5215233/352e8e08777d9bedec9a96f4d85fe0c054dd06df.jpeg)
Если коллеги необоснованно жалуются на вас начальнику, это отличный повод научиться тактично отстаивать свою точку зрения. Если вы уверены в своей правоте, то отстаивайте свою точку зрения без агрессии. Навык ведения переговоров на равных позволит вам донести до руководства истину и оставить о себе положительное впечатление, а преувеличенные жалобы или откровенная ложь ваших коллег со временем вскроются.
/imgs/2022/02/04/07/5215235/3746f82edcc325227d1fe7e9924a5c4574db1d1c.jpg)
Будьте с руководством в открытом диалоге и сохраняйте хорошие взаимоотношения. Выработать их легко, если вы чётко выполняете свою работу и знаете, как создать о себе правильное впечатление. Заслужив доверие босса, вы можете не бояться необоснованных жалоб от коллег. С условием, конечно, что вы действительно порядочно и добросовестно относитесь к своим должностным обязанностям.
Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)