Отмена отмены. «Сигма-бой» и другие русские явления, мемы, песни и люди, наделавшие шума на Западе
В сознании многих иностранцев на месте России до сих пор белый шум и «клюквенные» стереотипы. Тем ярче проявляются российские артисты, дизайнеры, мемы и явления, когда удаётся прорвать стену неприятия и заинтересовать зарубежную публику. Пока политики «отменяют» всё русское, обычные люди едят русский салат, носят русский маникюр и сходят с ума по русским песням, вроде порвавшего чарты трека «Сигма-бой». Кто и как заразил иностранную публику «вирусом русскости» — в нашей подборке.
© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik, bearfotos/freepik
Гоша Рубчинский
Гоша (Георгий Александрович) Рубчинский — дизайнер, фактически познакомивший Запад с миром постсоветской уличной моды и сделавший из неё тренд.
Свою первую коллекцию «Империя зла» он выпустил в 2008 году, а уже в 2016-м прогремел на Лондонской неделе моды с коллекцией «Раб» и вошёл в список 500 наиболее влиятельных людей в модной индустрии.
Секрет его успеха на Западе — в непохожести ни на кого и в смелости показывать русскую эстетику как эстетику — неприлизанную, неинстаграммную, но сурово-стильную.
Гоша Рубчинский ворвался в мир гламура и неприспособленных для жизни вычурных платьев от лучших модных домов со свежим взглядом. Усталым от трендов людям он предложил вернуться к старому-доброму «нормкору» — и на это возник спрос.
Вот ещё несколько фактов о дизайнере:
- Его модели — «чёткие пацаны и пацанессы с окраин».
- Его фирменная фишка — надписи на кириллице, которые начали носить зарубежные звёзды и блогеры (в то время как в России долгое время считались крутыми надписи на латинице).
- Он делал коллаборации с брендами Burberry, Fila, Reebok, Adidas, Kappa.
- В одежде из коллекций Рубчинского засветились Джастин Бибер, Рианна, Рита Ора, Кристен Стюарт, Кайли Дженнер, Канье Уэст.
- Его личный бренд просуществовал вплоть до 2018 года, но закрылся не из-за того, что Гошу перестали любить западные модники. Тогда он понёс репутационные потери на фоне обвинений в приставании к подростку, хоть и оправдался, что просьба прислать фотографию была связана с кастингом в лукбук.
С конца 2023 года Гоша Рубчинский — главный дизайнер Yeezy, модного бренда, основанного американским рэпером Канье Уэстом. Он продолжает создавать образы, вдохновлённые Россией, несмотря на попытки «отмены» всего русского на Западе.
Катя Лель и тренд slavic girl
В конце 2023 года в моду на Западе вошёл так называемый «славянский шик».
Девушки из соцсетей повально одевались в меха и объёмные шапки, заматывались в пуховые платки, натягивали на ноги сапоги на шпильке, накручивали волосы в кудри и скрывали глаза за тёмными очками, как у «жён олигархов» в 1990-е.
Фото и видео с образами в этом стиле дополняли хэштегами slavic girl и slavic bimbo.
Но по-настоящему вирусным трендом тик-тока стали танцы в таких образах под песню Кати Лель «Мой мармеладный». Не очень понятно, почему трек почти двадцатилетней давности, хорошо отлежавшись, произвёл такое впечатление на западных тиктокеров и инстаграмщиц, но он стал стойкой ассоциацией с трендом, который дошёл даже до британской королевской семьи.
В конце 2023 года «Мой мармеладный» кратковременно вошёл в топ-5 мирового чарта Spotify, обойдя даже Тейлор Свифт и Канье Уэста.
Катя Лель
© Коллаж: «Секрет фирмы», Ivanov Sergey / East News, AA / ABACA / Abaca / East News
До этого всплески любви к русскому стилю и шапкам-ушанкам тоже случались. Так, например, задолго до «Мармеладного» в соцсетях танцевали под песню Жени Любич Russian Girl
В России, даром что не задавали этот тренд специально, с удовольствием его подхватили. Зимой 2024 года русский сегмент соцсетей тоже полнился видео красавиц в шубах, платках и меховых шапках, которые обнимали медведей или ели красную икру с шампанским на фоне снегов, церквей и Красной площади.
Возможно, русские женщины просто соскучились по образам «дорого-богато», которые после нулевых клеймили все модные критики. И вспомнили, что шубы из меха — это не только красная тряпка для защитников животных и анекдотичный подарок мужа, но ещё и просто тепло и красиво.
«Русский маникюр» и другие бьюти-практики
Русских девушек за рубежом безошибочно вычисляют в толпе, даже когда они стараются слиться с ней. И дело не в сильном акценте или нарочитом «русском шике» с шубами и золотом даже на тропических курортах. Россиянки могут стараться одеваться неброско, «по-европейски», но их выдают детали: ухоженные руки, выразительные ресницы и другие бьюти-хитрости, которыми часто пренебрегают женщины из других стран.
Но подглядеть у русских мастериц не против и западные красавицы. Ещё в конце 2021 года в США и Европе начал набирать популярность бьюти-тренд под названием «русский маникюр». Так называют обычный и привычный в РФ нам аппаратный или обрезной маникюр с ухоженной кутикулой и покрытием лаком.
Всё началось со статьи в итальянском модном журнале Vogue. В ней эксперты расхваливали качество маникюра в салонах, где работают русские мастера ногтевого сервиса, и рассказывали, почему кутикуле уделяют особое внимание и удаляют её вместо того, чтобы просто сдвигать палочкой.
Русский маникюр
После этого к зарубежным мастерицам из России образовалась очередь из желающих попробовать трендовый маникюр. А соцсети начали полниться восторженными отзывами по хэштегу #russianmanicure.
Секрет успеха — не только в том, что аппаратный маникюр, который успешно освоили российские мастерицы, более безопасен для кутикулы и носится дольше, но и в том, что российские мастера, как правило, мастера на все руки в прямом и переносном смысле слова. Как правило, они очень тщательно подходят к работе, клиентоориентированы, знакомы с разными техниками и могут сделать не просто маникюр, но и полноценный нейл-арт.
Если европейки и американки обычно делают маникюр как чисто уходовую процедуру, то для российских женщин это целый ритуал. Тут тебе и медитация на 2−3 часа, что мастер колдует над руками, и интересный разговор, и стиль — а выбор цвета и формы ногтей часто согласуется с настроением, новым платьем, планами на вечер или отпуск.
И как оказалось, европейским, американским и даже азиатским женщинам тоже нравится получать на выходе красивые ногти и заряд хорошего настроения, достаточно было просто попробовать.
Так что «русский маникюр» до сих пор в трендах, а мастера из России пользуются большим спросом, несмотря на высокие цены.
Ирина Шейк и руZZкий салат
Ирина Шейк — одна из русских красавиц, которые нашли своё счастье и свой карьерный путь за рубежом, не потеряв при этом поклонников и в России. И в последнем были для неё и плюсы, и минусы.
Модель была замужем за популярным голливудским актёром Брэдли Купером. И их считали настолько красивой парой, что, когда они развелись, а Брэдли заметили в компании Леди Гаги, поклонники просто-напросто осадили аккаунт последней, забрасывая её тысячами сообщений на русском с требованиями «вернуть Брэдли Ирине». Ну и попутно безудержно флудя, так что на некоторое время Instagram-страница (социальная сеть, запрещённая и заблокированная в России, принадлежит Meta, признанной экстремистской) последней стала русскоязычным форумом, где пользователи со всего мира обменивались рецептами борщей.
Но в 2022 году попытка Ирины Шейк позаигрывать со своей аудиторией едва не обернулась её полной отменой. А виной тому стал ещё один русский — салат, вариация любимого на постсоветском пространстве «оливье».
Ирина Шейк
© Коллаж: «Секрет фирмы», face to face/FaceToFace/REPORTER, KamranAydinov/freepik
Началось всё с ерунды: модель выложила фотографию салата с майонезом, легкомысленно подписав её «Rusianzz on wednaday». То есть, «русские в среду», или «русский салат в среду».
Возможно, Шейк без всякой задней мысли намеренно неправильно написала слово «russians» (а это слово в 2022 году стало само по себе триггером) с двойной Z. Коверкать слова и озвончать окончания — этот тренд жив в Рунете ещё со времён «падонгофф».
Однако на Западе и Украине Ирину немедленно начали обвинять в том, что она «поддерживает Путина и СВО» (Z совпадет с одним из символов спецоперации РФ).
Около 20 000 комментариев на английском, украинском и русском языках призывали на голову модели 33 несчастья и требовали от крупнейших брендов разорвать с ней все контракты. И армия защитников, как во времена Гага-кейса, прийти на помощь не смогла — Instagram к тому времени уже заблокировали в России.
Но нет худа без добра — в том числе благодаря этому кейсу на Западе вспомнили о том самом «русском салате» и обнаружили, что он не так уж и плох. Правда, его начали массово переименовывать — например, на саммите НАТО, где обсуждали угрозу со стороны России, его подавали как «Традиционный». И, говорят, размели весь.
Тату, Витас и другие звёзды, чьи треки выстрелили
Будем честны, большая часть российской эстрады остаётся для зарубежного слушателя незнакомой. И дело даже не в том, что наши звёзды сильно уступают музыкально — большинство солистов и коллективов просто не занимаются серьёзным продвижением у западной публики, не выпускают треки на иностранных языках, а во время зарубежных гастролей делают ставку на русскоязычную же эмиграцию.
Но время от времени и этот культурный «пузырь» прорывает. И тогда отдельные треки и исполнители «выстреливают» и обретают вирусную популярность за рубежом.
В разное время это случалось с исполнителями самых разных жанров. Вот лишь самые известные из них:
- Группа «Тату» с треком «Нас не догонят» 2001 года. У песни есть англоязычная версия, которая попала в мировые чарты в 2002 году и заняла первое место в хит-параде Billboard Dance Club Songs. На фоне этой популярности девушки даже отправились на «Евровидение-2003», но заняли в конкурсе только третье место.
- Витас с песней «7 элемент» 2001 года. В России он запомнился больше по более раннему треку «Опера № 2», но «7 элемент» оказался более живучим. В 2016 году эту песню неожиданно вспомнили в США: в интернете завирусилось выступление Витаса с исполнителем EDM Тимми Трампетом. Всего за 10 дней трек прослушали 20 млн человек.
- «Руки Вверх!» с «Песенкой» покорили мировые чарты в начале 2000-х, но не сами, а посредством немецкой группы ATC. Для Сергея Жукова стало сюрпризом, когда у него попросили продать авторские права на эту песню. В иностранном переложении песня Around The World стала мегахитом, по которому затем сделали кучу каверов, до сих пор разрывающих дискотеки.
- Little Big* со своей песней UNO так и не узнали, был ли у них шанс победить в «Евровидении» 2020 года — тогда из-за пандемии COVID-19 музыкальный конкурс отменили. Но хит-то остался — и сделал группу известной на весь мир. Клип на эту песню стал самым просматриваемым за всю историю песен, участвовавших в «Евровидении», собрав свыше 160 млн просмотров.
*Солист Little Big Илья Прусикин признан иноагентом в России.
Юра Борисов и его номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»
За время существования престижных кинопремий «Оскар» и «Золотой глобус» зрители привыкли, что это премия прежде всего для Голливуда, где фильмы из других стран могут претендовать разве что на награду «Лучший фильм на иностранном языке». Российские картины, к слову, несколько раз брали «Оскар» в этой категории (в последние годы скорее по политическим причинам), но российские режиссёры и тем более актёры ни разу даже не номинировались.
Но совершенно неожиданно в 2024 году лёд тронулся — и это несмотря на то, что всё русское до сих пор находится под неофициальным или официальным запретом во многих недружественных странах. Фильм «Анора», взявший главную награду Каннского кинофестиваля, привлёк внимание к российским актёрам, снявшимся в этой ленте.
Слева направо: Юрий Борисов, Майки Мэдисон и Марк Эйдельштейн
Особенно зарубежную публику впечатлила игра Юры Борисова. Он получил номинацию на «Золотой глобус», но уступил Кирану Калкину.
Но почти сразу его номинировали снова, уже на «Оскар» как «Лучшего актёра второго плана».
Незамеченным не остался и его молодой коллега Марк Эдельштейн, которого на Западе уже прозвали «русским Тимоти Шаламе». Его вместе с Борисовым выдвинули на получение британской премии BAFTA. Также он имеет шанс разделить с Борисовым «Оскар» в номинации «Лучший актёрский состав»
«Сигма-Бой»
В октябре 2024 года в европейские чарты неожиданно ворвался трек двух российских школьниц-блогерок Betsy (Светланы Чертищевой) и Марии Янковской.
Бесхитростная песенка девочек о мальчике (сигма-бое), с которым хотят танцевать все девчонки, но лирическая героиня не так проста и её «добиваться будешь год», стала настоящим вирусом в соцсетях.
Под неё снимают танцевальные видео, по прослушиваниям она обгоняет музыкальных корифеев вроде той же легендарной Тейлор Свифт.
Betsy, Мария Янковская
Песня попала на четвёртое место в рейтинге 100 лучших клипов в «YouTube Music Россия». И это при том, что на неё ещё нет даже официального клипа.
Сингл даже прозвучал на хоккейном матче чешской «Спарты» в Праге. А футболисты итальянской «Атланты» в своём аккаунте смонтировали видео с российским хитом.
Сигма — относительно недавно возникшее в интернете обозначение мужчин, которые не вписываются в традиционную классификацию и иерархию с «альфа-самцами», «бетами» и «омегами». Сигмы как бы стоят вне этой парадигмы и ни от кого не зависят, а их поведение может сильно отличаться от принятого в обществе.
Типичные сигмы, по мнению интернет-юзеров, — это актёр Киану Ривз, Тайлер Дёрден в исполнении Брэда Питта из фильма «Бойцовский клуб» и миллиардер Илон Маск. А ещё сигма-боем во время последней прямой линии в декабре 2024 года назвали Владимира Путина.
Кроме того, исполнительницы в своём видео обыгрывают и другое значение «сигмы» — это мимический жест выражения одобрения, когда одновременно хмурят брови и с улыбкой надувают губы «уточкой». Это выражение списано с лица Кристиана Бэйла в фильме «Американский психопат».
Секрет успеха «Сигма-боя» в довольно прилипчивом «качающем» ритме и припеве, где явно слышны русские народные мотивы, положенные на электронную музыку. Ну и конечно, танец с запоминающимися и простыми движениями — практически неизбежная составляющая успеха современных песен, уходящих в TikTok. Ведь то, что легко повторить и тиражировать, будут повторять.
Вместе с тем, пока молодёжь переслушивает трек от русских школьниц раз за разом, серьёзные взрослые дяди и тёти тренд «не выкупили» и не на шутку обеспокоились.
Немецкий депутат Европарламента Нела Риль предложила заблокировать эту песню на европейских стримингах и платформах, потому что якобы с её помощью Россия пытается насаждать миру патриархальные и пророссийские взгляды на мир. И пытается «стать частью европейской культуры» с помощью музыки.
А вот в России песенку не сочли ни пророссийской, ни особо патриархальной. Активисты из радикального православного движения «Сорок сороков» обратились с призывом проверить песню на предмет «чрезмерной сексуализации детей» — они обратили внимание, что девочки во время танца чрезмерно двигают бёдрами.
Якутия: земля алмазов
Пока Центральная Россия недоумённо оглядывается в поисках зимней погоды и снега, в зарубежном сегменте соцсети X (бывший Twitter, заблокирован в России) начал набирать популярность новый тренд, связанный с русской зимой и самым холодным местом в Северном полушарии — Якутией.
Всё началось c жителя Якутска, который размещал у себя сторис и фан-факты о своей малой родине. Посты, в которых широкую публику просвещали о природных и не только богатствах Якутии, привлекли нездоровое внимание антироссийски настроенной аудитории.
Аккаунт просветителя атаковали украинцы (и/или боты), критиковавшие каждое позитивное утверждение автора и утверждавшие, что якуты «на самом деле» дикари, так и не вышедшие из каменного века и спящие в обнимку с оленями. Сами они, дескать, ничего не могут и спиваются в своих юртах.
Якутск
В ответ владелец аккаунта, а вслед за ними и другие блогеры из Якутии наводнили X видео с «разрухой и ужасами» земли алмазов. Правда, вместо ветхих юрт там были новостройки со стильным ремонтом, олени встречались в основном в виде деликатесов, а живописные места, окружающие современные города, вполне составляют конкуренцию видам Исландии.
Насколько широко это разойдётся по западному сегменту соцсетей, покажет время. Но России ещё определённо есть чем удивить.