secretmag.ru
Опубликовано 23 июля 2019, 18:40

Подписка о выезде. Как в России внедряют новую модель владения автомобилем

Каршеринг, подвинься!

Теперь машину можно не только купить или арендовать на время в каршеринге, но и подписаться на неё. За ежемесячную плату клиентам на год обещают отдать новый автомобиль, который надо будет только мыть и заправлять, — остальные расходы его не касаются. Однако не всё так просто. «Секрет фирмы» выяснил, как работает подписочная модель и перевернёт ли она авторынок.

Подписка о выезде. Как в России внедряют новую модель владения автомобилем

Как продают автомобили по подписке

В начале лета компания Volvo первой среди автопроизводителей запустила сервис продаж автомобилей по подписке. Пока программа распространяется на одну модель. Производитель предлагает Volvo XC60 (средняя модель в линейке кроссоверов и внедорожников) в определенной комплектации за 59 500 рублей в месяц. В автосалонах такой автомобиль стоит от 3,7 млн рублей. Условия подписки следующие:

Подписка о выезде. Как в России внедряют новую модель владения автомобилем

По такой схеме автомобили уже несколько лет продают в Европе и США. В России первопроходцами стали стартапы Rent-a-ride и Willz, но они предлагают подписаться на подержанные машины. На рынке новых авто в России вслед за первопроходцем Volvo о запуске подписки объявил Hyundai. Сервис создают в партнёрстве с инновационным центром «Сколково», а запуститься он должен до конца 2019 года.

«Для нас это экспериментальный проект, — рассказали „Секрету фирмы“ в российском представительстве марки Volvo Car Russia. — Нам было интересно посмотреть, как отреагирует рынок на этот продукт. Спрос есть. Даже среди тех, кто никогда не ездил на Volvo. Конкретные цифры мы пока раскрывать не готовы, но можем уже сейчас отметить, что он превышает предложение».

Первые выводы и оценки работы сервиса в Volvo собираются сделать к концу года. «У продукта есть все шансы прижиться на российском рынке, и мы не отрицаем возможности, что в будущем расширится линейка и квота автомобилей, доступных по подписке», — добавили в компании.

Чем подкупает подписка и что в ней смущает

Подписка решает сразу несколько забот автомобилиста. Ему не нужно отдавать всю сумму за автомобиль или оформлять кредит, а также не придётся заморачиваться с обслуживанием автомобиля. Плюс, когда человек хочет сменить автомобиль, ему не нужно продавать его на вторичном рынке или сдавать по trade-in с дисконтом.

Но эксперты указывают и на недостатки формата.

  1. Слишком много ограничений. Из-за этого практически нереально использовать автомобиль для дальних путешествий.

  2. Штрафы за нарушения ПДД будут предъявляться к оплате по «тарифу» для юрлиц, так как машина принадлежит представительству марки. По некоторым пунктам штрафы в разы выше, чем для рядовых водителей.

  3. Если автомобиль серьёзно сломается (выйдет из строя двигатель или коробка передач), дилер может не принять машину в ремонт по гарантии, заподозрив подписчика в нарушении правил эксплуатации. Отстоять свою позицию клиенту будет сложнее, ведь он не собственник машины.

«Более того, арендодатель имеет право потребовать оплату ремонта с конечного пользователя, причём в течение минимального срока, скажем, месяца, — отмечает коммерческий директор транспортной компании Traft Андрей Савин.

  1. Автомобиль нельзя использовать в качестве такси или для других способов заработка, отметил гендиректор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

Адекватна ли стоимость подписки?

Технический директор агрегатора служб эвакуации и техпомощи «МЭТР» Денис Голосюк подсчитал, что стоимость годовой подписки выгодная. Она составляет чуть менее 18% от цены новой машины. Если приобрести такой же автомобиль в собственность, а через год продать его, дисконт окажется заметно больше — 20–25%.

«Так что на российском рынке для Volvo это пока не столько бизнес, сколько пробный шаг и реклама, — делает вывод Голосюк. — Больших убытков, впрочем, не предвидится, поскольку для подписки выделено всего 50 машин».

С другой стороны, за 60 тыс. рублей в месяц лучше пользоваться премиальным каршерингом и выиграть на том, что стоимость бензина и парковки будут включены в эту цену, отмечает гендиректор лизинговой компании CARCADE Олег Заглядин.

Он не верит, что Volvo получит убыток от этого проекта.

Олег Заглядин
гендиректор компании CARCADE

В теории сервис выглядит неплохо — у вас всегда будет новая машина, заботу о которой берёт на себя производитель. Однако проблема такой модели — резкое падение стоимости нового автомобиля после начала использования (в среднем, на 25–30% за первый год), которую арендодатель пытается заложить в цену или снизить, ограничивая использование автомобиля. Всё это делает сервис неинтересным для потребителя, который ожидает, что сможет эксплуатировать арендованный автомобиль максимально интенсивно.


Кто из покупателя превратится в подписчика?

Пока продукт рассчитан на премиальную аудиторию. Точнее — на тот её сегмент, что привык регулярно менять автомобили и ездить только на новых.

«Уверен, что благодаря Volvo начало осени для рынка продажи новых автомобилей класса премиум станет жарким, говорит управляющий партнёр консалтинговой компании Rebridge Capital Сурен Айрапетян. — Начнётся передел рынка, активная борьба за клиента».

Но потенциально аудитория подписочной модели шире. «Формат вполне соответствует современным трендам потребления, — говорит сооснователь агрегатора Autospot.ru Дмитрий Рыбальченко. — Так называемая shared economy на ура принимается молодым поколением: аренда недвижимости, каршеринг, сервисы совместных поездок и т.д. Логичный шаг — долгосрочное использование личного авто вместо покупки».

Но завоевать массовую популярность модель сможет, только если брендам удастся сделать очевидно более выгодное предложение, по сравнению с владением авто, без десятков допущений и условностей, считает Рыбальченко.

Александр Усов
исполнительный директор «CTRL лизинг»:

Поколение миллениалов хочет получать всё больше ярких впечатлений и эмоций в моменте. Они готовы взять премиальный автомобиль по подписке, а не выплачивать трёхлетний кредит за автомобиль массового сегмента. Уже сейчас эти потребители начинают формировать концепцию потребления для автомобильной индустрии, именно поэтому нам важно учитывать и их желания.


Сколько людей подпишутся на такое? Три сценария

1. Оптимистичный

Показатели: доля арендованных по подписке автомобилей среди всех новых Volvo на дороге достигнет 15% к 2020 году. К 2021 году число «подписанных» авто среди всех новых станет не менее 20%.

Сурен Айрапетян
управляющий партнёр консалтинговой компании Rebridge Capital

Мода и тренды меняются часто, вау-эффект от владения вещью проходит куда быстрее, чем это было 10–15 лет назад. Радость от обладания автомобилем уже не длится годами. Поэтому продажа в кредит отходит на второй план, ведь, когда остаются ежемесячные платежи, а продукт не радует, потребитель начинает испытывать негатив, который передаётся на бренд. С учётом того, что мировой тренд на аренду так силен и сервисы по аренде одежды и смартфонов бьют рекорды популярности, я уверен, что продажа по подписке вызовет ажиотаж.


2. Сдержанный

Показатели: в 2020–2022 годах доля подписки составит около 10% от общего числа продаж новых авто.

Александр Усов
исполнительный директор «CTRL лизинг»:

В первую очередь рост популярности стоит ждать в мегаполисах, где модель классического владения становится финансово невыгодной для горожан. Как быстро модель подписки закрепится в регионах, пока прогнозировать сложно. Индикатором может быть появление каршеринга — спрос на него будет свидетельствовать о готовности пользователей к новым гибким моделям обеспечения своей мобильности.


3. Пессимистичный

**Показатели:**доля автомобилей по подписке составит менее 5% или и вовсе будет ничтожной.

Алексей Гуров
генеральный директор компании «Форвард лизинг»:

Я не верю, что подписка на автомобили станет массовым способом потребления в России. Во всяком случае, в ближайшей перспективе. В отличие от, например, подписки на смартфон, который стоит в разы меньше и используется постоянно, автомобиль может большую часть времени стоять без движения. При этом потребитель продолжает за него платить. Когда человек отдаёт деньги за машину в кредит или лизинг, его греет мысль о собственности, о том, что в будущем он вернёт часть потраченных денег в виде остаточной стоимости автомобиля, когда будет его продавать.


По сути, продажа автомобилей по подписке — это долгосрочная аренда в новой красивой упаковке. Этот продукт попал в экономические ножницы: с одной стороны, рост цен на автомобили и их содержание стимулирует людей отказываться от владения и искать альтернативные форматы (подписка, каршеринг и прочее). С другой, такая модель больше подходит бурно растущей экономике, что не соответствует текущим российским реалиям. А с третьей — мир готовится подписываться не на конкретный автомобиль, а в целом на мобильность как услугу.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo, vk.com/volvocarsrus