Как психологи зарабатывают на бесплатных консультациях в Instagram

Специалисты безвозмездно раздают советы и инсайты. Но это приносит им деньги
17 июля в 19:27

Разбираться со своими «внутренними демонами» и психологическими травмами — дорогое удовольствие. Менее половины нуждающихся в психологической помощи могут позволить себе услуги терапевтов. Специалисты стараются решить эту проблему как могут — раздают бесплатные советы онлайн. И в итоге им удаётся даже построить на этом бизнес.

Почему появились инстаграм-психологи?

Несмотря на призывы так называемого терапевтического поколения (миллениалов. — Прим. «Секрета») сделать психологическую помощь более доступной, большая часть психотерапии в США остаётся чрезмерно дорогой и стигматизированной. Каждый пятый взрослый американец страдает психическими заболеваниями. Лишь чуть более 41% из них получили в 2017 году услуги по охране психического здоровья. Специалисты стремятся решить эту проблему, в частности, раздавая советы онлайн.

Инстаграм-терапевты в каком-то смысле новые поэты. Только вместо публикации бесплатных машинописных стихов они пишут посты про самопомощь, «мышление роста», материнство, синдром самозванца и травмы. В свои посты инстапсихологи упаковывают озарения, которые приходят после терапии. Но после этого виртуального сеанса никто не выставляет счёт.

Как работает «терапия» в Сети?

Прокрутите страницу Лизы Оливеры в Instagram — и вы отчётливо увидите картину 2019 года: пустынная палитра оттенков, лиловые и сланцевые фоны с кремовым текстом без засечек. На многих постах изображён её логотип — рука, сжимающая маки и дикую траву.

Эти цвета и изображения — фирменный знак инфлюенсеров эпохи здорового образа жизни.

33-летняя Оливера, однако, не инфлюенсер. Она — лицензированный семейный психотерапевт в калифорнийском Беркли. И один из десятков консультантов, использующих соцсети для связи с теми, кто не в состоянии оплатить услуги специалиста. Оливера завела аккаунт @lisaoliveratherapy в ноябре 2017 года, перейдя на частную практику. Она думала, что Instagram поможет найти новых клиентов. За последние два года она набрала 161 тысячу подписчиков — это вдвое больше, чем у Билла де Блазио, мэра Нью-Йорка и кандидата в президенты от Демократической партии.

Лиза Оливера — пионер в своём деле. «Я начала его по прихоти, не зная, что в итоге получится и как будет развиваться. В то время в Instagram было не так много терапевтов», — сказала она. «Меня вдохновляло, что так много людей хотели узнать больше об эмоциональном здоровье, начать рефлексировать и работать над собой, даже если они не могут получить доступ к психотерапии».

54-летняя Эллисон Диннин — терапевт по вопросам брака и семьи в Грейт-Баррингтоне, штат Массачусетс. В аккаунте @notesfromyourtherapist она публикует рукописные советы на клочках бумаги для своих 130 тысяч подписчиков. Как и Лиза Оливера, Диннин завела аккаунт в конце 2017 года, когда начала свою частную практику. Она хотела оказывать воздействие более чем на одного человека одновременно.

«Интернет заполнен директивами: „Делай это, делай то, прекрати делать это, делай это“. Такое трудно воспринимать людям. Я исхожу из собственного опыта, и люди чувствуют себя более открытыми, чтобы брать то, что им нужно», — отметила Диннин.

Лиза и Диннин проводят большую часть своего времени, встречаясь с клиентами. Но при этом тратят около 10–15 часов в неделю на создание контента, переписку с комментаторами, чтение сообщений в своих аккаунтах.

Почему «терапия» в Instagram — не панацея?

Оба терапевта говорят, что их аккаунты не заменяют должной психотерапии, но помогают людям исцелить себя.

Это подтверждает Дэвид Маркес, 36-летний консультант в области веб-дизайна. Год он посещал терапевта каждую неделю. Потом стал записываться на приём по мере необходимости. Дэвид сказал, что посты Оливеры в Instagram помогли ему пережить трудные моменты.

«То, что будет публиковать Лиза, — это то, что мой терапевт порекомендовал бы мне, — сказал он. — Если я нахожусь в состоянии стресса — мне предложат найти время, чтобы вздохнуть. Если я поглощён бытом и семьёй — создать личные границы».

«Хотя Instagram — это не полноценная психотерапия, большая часть работы, о которой мы говорим во время сеанса, должна происходить вне сессии. Один сеанс терапии в неделю — это очень мало. Остальное время мы сами должны работать над собой», — отметила Оливера.

Почему «терапия» в Сети вызывает этические споры?

Терапевты — не единственные медицинские работники в Instagram, которые извлекают выгоду из спроса на простые, инсайдерские знания. В Сеть пришли медсестры, врачи, стоматологи. У них много подписчиков, а реклама овсянки, скрабов и часов в их аккаунтах вызывает споры по этическим вопросам.

Линн Буфка, заместитель исполнительного директора по практике, исследованиям и политике Американской психологической ассоциации, работает над первыми официальными правилами работы компаний в соцсетях.

Она сказала, что «сетевые» терапевты должны быть особенно осторожны с привлечением пациентов и рекламной продукцией. И нужно следить за тем, чтобы они не лечили кого-либо за пределами штата, в котором имеют лицензию.

«Понятно, что психологически мы более уязвимы, — сказал доктор Буфка. По ее словам, люди часто не понимают — где специалисты используют свои знания, а где просто вводят в заблуждение.

Ни Оливера, ни Диннин не дают подписчикам индивидуальных советов, потому что платформа не конфиденциальна. Если фолловеры отправляют им сообщения с просьбой дать конкретную рекомендацию, терапевты кидают ссылки на книги, статьи или другие аккаунты в Instagram.

Как специалистам удаётся построить бизнес на бесплатных консультациях?

Благодаря инстаграм-терапии Оливера получила много новых клиентов. А недавно подписала контракт с Simon & Schuster (одно из пяти крупнейших англоязычных издательств. — Прим. «Секрета»).

Диннин в январе 2019 года самостоятельно опубликовала книгу. На её странице в Instagram есть ссылка на её учётную запись Patreon (Patreon — популярная англоязычная платформа для донатов и подписки. С её помощью авторы могут распространять свои работы по платной подписке или предоставлять дополнительный эксклюзивный контент для фолловеров. — Прим. «Секрета»).

«Это действительно важная работа, несмотря на то что это Instagram», — сказал г-н Маркес. — Люди получают психологическую помощь там, где они находятся: в социальных сетях».

Источник: The New York Times

Использованы фото shutterstock.com/vostockphoto