Дома нельзя в офисе. Как выстроить работу после самоизоляции

25 августа в 10:16
Партнёрский материал

Пандемия коронавируса заставила мир учиться работать удалённо. Привыкшие к офисам россияне были вынуждены сидеть по домам — без офиса и коллег. Сейчас, когда власти говорят о пройденном пике пандемии, руководители начинают возвращать работников в офисы.

С какими чувствами россияне возвращаются на работу? Как правильно работодателю вернуть сотрудников? Наконец, способна ли видеосвязь, пережившая колоссальный бум, полностью заменить рабочие встречи и командировки? Об этом «Секрет фирмы» поговорил с сотрудниками и топ-менеджерами российских компаний, а также с руководительницей направления видеорешений для совместной работы Logitech в России Ириной Степановой.

Пора выходить в офис?

В России по-прежнему регистрируют менее 5000 случаев коронавируса ежедневно, поэтому каждая компания отвечает на этот вопрос по-своему. В ГК «Компьютеры и сети» разрешили желающим выходить в офис, «но рекомендовали этого не делать, так как вирус никуда не исчез», сказал директор ГК Дмитрий Рубченко. «Мы приняли решение разрешить сотрудникам удалённую работу и сейчас настраиваем все процессы так, чтобы люди не были привязаны к конкретному месту», — добавил он.

Фото: Logitech

Работники возвращаются с удалёнки в неполном составе, подтверждает Владимир Дорофеев, исполнительный директор и управляющий партнёр сети коворкингов «Практик». Компании, которые до пандемии снимали по 30 рабочих мест, сейчас арендуют от 15 до 20. Как правило, сотрудники ходят посменно, отмечает он.

В холдинге Rambler Group решили вернуть часть сотрудников в офисы, а тех, кто может работать из дома, оставить на удалёнке, рассказала пиар-команда Rambler Group: «На данный момент сотрудники, обсудив с руководителями необходимость выхода в офис, перед его посещением проходят тестирование на коронавирусную инфекцию». Работники, которые планируют посетить офис, должны до выезда из дома и затем каждые 4 часа вносить в личный кабинет на корпоративном сайте данные измерения температуры. «Те сотрудники, чья температура превышает 37,2, а также те, кто не передал показания, не допускаются к работе в офисе», — отметили в Rambler Group.

Фото: Logitech

«Можно работать из офиса при желании или если работа предполагает, что сотрудник нужен на месте. Тех, кто может работать дистанционно, никто не гонит на работу. Учитывалось мнение: руководители спрашивали сотрудников, где им удобнее работать, и на этом основании принимали решение», — добавила она.

Работодатели возвращают сотрудников в офисы, потому что волнуются об эффективности работы и хотят контролировать рабочее время, отметила Ирина Степанова из Logitech. Есть и роли, которые не могут исполняться в дистанционном формате — в самом Logitech речь идёт о демонстрации оборудования заказчикам. Однако большинство сотрудников всё ещё работают из дома.

Компании возвращаются в офисы исходя из собственной ситуации. Так что общей модели поведения тут нет, продолжает она.

Ирина Степанова
руководительница направления видеорешений для совместной работы Logitech в России
Кто-то частично выходит, кто-то выводит людей, меняя их: несколько дней в офисе одни, потом другие. Мы заезжаем в офис, если надо что-то взять, потому что там много оборудования. А так мы давно используем для общения видеосвязь — и с западными коллегами, и с региональными партнёрами, и с московскими, и внутри коллектива. Поэтому особой необходимости появляться в офисе у нас нет.

Так как же правильно вернуться?

Самый реальный вариант — когда несколько дней в офисе находится одна часть сотрудников, несколько дней — другая, говорят собеседники «Секрета».

В ГК «Компьютеры и сети» провели опрос, чтобы узнать мнение сотрудников по поводу выхода. Он уже показал, что часть сотрудников останутся работать удалённо, отметил Дмитрий Рубченко, — руководство не будет им препятствовать.

Мнение сотрудников учитывали и в Qrator Labs, говорит директор по маркетингу компании Виктория Цимбалова. Фирма сохраняет режим дистанционной работы, потому что ежедневный прирост заболевших в Москве всё ещё высок, подчеркнула она. «Пока все согласились с тем, что в прежнем режиме работать из офиса будет возможно только при значительном снижении числа заболевших в день», — сказала Цимбалова.

Фото: Logitech

Мнение сотрудников обязательно нужно учитывать, однако вряд ли все будут это делать, опасается Ирина Степанова: «В идеале для того, чтобы был нужный командный дух для достижения общей цели, лучше было бы учитывать, как удобно сотруднику, дать ему выбор».

Фото: Logitech

В Logitech и многих IT-компаниях сотрудникам разрешают быть мобильными, чтобы часть выполняемых в офисе задач можно было сделать удалённо, продолжает она. «Для нас всегда было нормой жизни часть времени работать удалённо, а часть — в офисе», — подчеркнула Степанова.

Постепенное возвращение — самый правильный подход, резюмирует эксперт. Это позволяет соблюдать социальную дистанцию и меньше пересекаться друг с другом, снижая риск массового заражения коронавирусом, продолжает она.

В холдинге Rambler Group для обеспечения безопасности сотрудников, исходя из размеров офисов, определили максимально разрешённую численность людей и их рассадку, а все встречи с участием более трёх человек перевели в онлайн-формат, отметили в пиар-команде компании. «Видеосвязь — хорошая возможность оставаться со всеми в контакте», — отметила Ирина Степанова из Logitech. К тому же этот способ для коммуникаций отлично зарекомендовал себя на карантине.

Общаться офисным и удалённым сотрудникам поможет система видеосвязи Rally от Logitech. Она обеспечивает видео студийного качества и разборчивую речь. С помощью Rally можно связываться через самые популярные приложения: Zoom, Skype, Microsoft Teams, Google Meet и др.

Reload
1 / 4

Изменился ли рабочий процесс?

«Мы не видим критичных негативных изменений, а в первые месяцы даже заметили всплеск работоспособности. Несмотря на то что мы постоянно на связи, сотрудники стали принимать больше самостоятельных решений», — рассказал Рубченко.

На удалёнке пришлось учиться контролировать себя и не отвлекаться на внешние факторы, рассказывает трафик-редактор из Rambler Group Елена Ровкова. Впрочем, это помогает стать дисциплинированнее и ответственнее. Но есть и минус — работа становится бесконечной, огорчается она.

Попробовав удалёнку, теперь хочется «миксовать» и не быть привязанным к офису, рассказывает копирайтер Havas Creative Group Иван Велин: «Например, два месяца поработать на Бали, два в офисе. Не мариноваться в одной локации. Но при этом совсем не отдаляться от офиса, где находится нерв компании».

Некоторые компании наверняка навсегда переведут часть сотрудников на дистанционную работу, подтверждает Ирина Степанова из Logitech. Другие дадут коллективу возможность иногда — два-три дня в неделю — работать из дома, это возможный сценарий для большинства компаний, оценивает она.

Ирина Степанова
руководительница направления видеорешений для совместной работы Logitech в России
В целях экономии, в том числе офисных помещений, некоторые компании будут оставлять часть сотрудников на удалёнке и собирать их иногда — раз в месяц, например, чтобы люди общались, виделись. Подавляющее большинство продолжит предоставлять возможность удалённой работы. Теперь это даже закреплено на законодательном уровне. Я думаю, что это самый вероятный сценарий.

Сохранение эффективности труда отметили многие клиенты и партнёры Logitech, добавила Степанова. Она посоветовала коллегам не уговаривать подчинённых выходить в офисы — если производительность не падает, то лучше не рисковать. Если впоследствии эффективность сотрудника всё же снизится, тогда можно рассмотреть возможность его возвращения в офис или принять иные кадровые решения, рассуждает эксперт.

Но тем, кто временно или навсегда остался дома, нужно помочь с оснащением рабочего места, рекомендует Ирина Степанова.

Ирина Степанова
руководительница направления видеорешений для совместной работы Logitech в России
Предоставить оборудование для комфортной видео- и аудиосвязи, которая может заменить очные встречи, если этого требует функция сотрудника. Возможно, компенсировать затраты на интернет, качественную связь, предоставить рабочий ноутбук — словом, всю инфраструктуру, которая бы позволяла работать на удалёнке так же эффективно, как в офисе.

А может, тогда вообще не надо выходить? В удалёнке же столько плюсов!

Все опрошенные «Секретом» отмечают: главный плюс удалёнки — экономия времени на дорогу. Появившиеся часы сотрудники могут посвятить семье и личной жизни, отмечает Рубченко из ГК «Компьютерные сети». На удалёнке в целом сократилось время работы — «не нужно отвлекаться на чай и разговоры».

Дистанционная работа позволяет «выйти за пределы привычного», отметил Велин. «Например, месяц я проработал из Крыма. Снял дом прямо на берегу моря. Написал слоган — нырнул в море. Вынырнул, посмотрел на слоган другими глазами, написал лучше. В офисе таких освежающих инструментов меньше», — объясняет он.

Владимир Дорофеев
исполнительный директор и управляющий партнёр сети коворкингов «Практик»
В наш бэк-офис мы ищем людей с подвижным, гибким умом. А для гибких людей график работы «от и до» традиционно считается демотивирующим фактором. Когда мы говорим, что у нас свободный график, мы вас не заставляем приходить к 10 часам, вы можете приходить к 11–12 часам, вы можете, в принципе, вообще не приходить, если нет необходимости и не надо информировать руководителя об этом факте, — это для них играет важную роль. А нам это позволяет на 10% меньше платить зарплату, хотя у нас зарплата и так выше рынка.

Помимо всего прочего, дома люди чувствуют себя в безопасности от коронавируса, подводит итог Степанова. «И ещё одно: люди дома, как выясняется, всё равно больше работают, больше успевают. Возможно, за счёт того, что не тратят время на дорогу и появляется гибкость в распределении времени», — заключила представительница Logitech.

А что насчёт минусов?

Полноценно трудиться из дома невозможно, отрезает Дорофеев из коворкинга «Практик»: создать качественные рабочие места, выделить отдельный кабинет с качественным столом и стулом невозможно, говорит он. Иногда удалёнка превращается в «посиделки на кухонном столе или табуретке», что подрывает физическое и прежде всего психологическое здоровье людей.

Фото: Logitech

Некоторые задачи — например, собеседование с ключевыми сотрудниками или решение личностных вопросов — сложно выполнить удалённо, продолжает Рубченко. Онлайн-общение «не позволяет считывать эмоции и настроения людей», добавляет он. Оперативность решения вопросов на удалёнке иногда снижалась с условных 5 до 30 минут, отмечает Елена Ровкова.

Однако всё это вторично по сравнению с «кризисом доверия» и нехваткой общения, сходятся во мнении эксперты. Чем ближе человек, тем больше возможностей для невербального общения и более цельного восприятия, рассуждает Дорофеев. Коллеги по офису всегда ментально ближе, чем удалёнщики, считает он.

Виктория Цимбалова
директор по маркетингу Qrator Labs
С момента снятия режима изоляции в Москве стало заметно, что сотрудники стали чаще появляться в офисе (при соблюдении всех мер безопасности, конечно). Люди просто соскучились и хотят увидеть друг друга. Сотрудники с удовольствием приезжают в офис не только для рабочих встреч, но и для неформального общения.

Команда формируется за счёт живого общения, помогают неформальные моменты: перекуры, перерывы на чай и обед, рассуждает Ровкова. «Это сближает, и ты чувствуешь себя частью команды и корабля», а на дистанционке человек ощущает отрешённость, считает она.

Ирина Степанова сформулировала три главные проблемы: отрыв от коллектива, неудобство работы из дома, возможные проблемы с подключением. Ещё один минус: мелкие и быстрые вопросы, которые раньше решались оперативно, поскольку их можно было проговорить друг с другом сразу, сидя за соседними столами, на удалёнке могут откладываться до созвона и подходящего момента.

Ирина Степанова
руководительница направления видеорешений для совместной работы Logitech в России
Отрыв от коллектива — это большое изменение. Самое большое из тех, которые принесла нам эта ситуация. Также сложности в работе, если говорить о России, могут быть из-за того, что у из нас маленькие квартиры. Нет отдельных кабинетов — если близкие тоже дома, приходится отвлекаться или делить с ними рабочее пространство. Я бы не сказала, что это снижает эффективность. Но это может создать напряжение и стресс для сотрудника, что может в итоге сказаться и на качестве работы.

Видеосвязь — выход?

Спрос на все сервисы видеосвязи в пандемию резко вырос: работникам пришлось увести в онлайн встречи и совещания, а школьникам — учёбу. На фоне колоссального спроса на Zoom, аудитория которого выросла в 20 раз, о создании собственных сервисов видеоконференций объявили Facebook и Telegram.

Коворкингам «Практик» пришлось срочно доукомплектовывать все переговорные комнаты видео-конференц-связью (ВКС), говорит Дорофеев. В условиях пандемии она стала палочкой-выручалочкой, указывает он. Компании, которые раньше использовали видеосвязь для общения с региональным офисом или головной штаб-квартирой, стали проводить и внутренние совещания.

Владимир Дорофеев
исполнительный директор и управляющий партнёр сети коворкингов «Практик»
Частота использования ВКС-систем увеличилась раза в три. Почти поголовно все используют. Даже сейчас, когда считается, что пандемия чуть отступила и можно встречаться вживую, многие коллеги и партнёры по инерции продолжают использовать ВКС для подобных форматов. Все привыкли, и если раньше это было исключением, выворачивающим наружу, то сейчас эта тема стала абсолютно нормальной. Выбор 50 на 50 стоит между ВКС и личной встречей.

Тренд, очевидно, будет усиливаться, говорит Дмитрий Рубченко. Компания намерена увеличить число комплектов для видеосвязи, «чтобы кто-то мог принимать участие в совещаниях из офиса, а кто-то — из дома».

Фото: Logitech

ВКС останется востребованной и после пандемии, считает IT-директор фармацевтической компании «Вертекс» Вячеслав Раицкий. «Вертекс» заказала системы Logitech Rally во время активной фазы распространения коронавируса.

Вячеслав Раицкий
IT-директор фармацевтической компании «Вертекс»
В основном решение для видеоконференций используют топ-менеджеры для проведения регулярных совещаний, онлайн-переговоров со сторонними компаниями. Несмотря на то что компания входит в привычный ритм на фоне спада эпидемии, система останется активно востребованной и в дальнейшем. В первую очередь она позволяет уменьшить перемещения сотрудников между площадками для участия в общем совещании. Также формат видеоконференций незаменим, если переговоры надо провести оперативно.

В Logitech рассказали о значительном росте запросов на оборудование видеоконференций. Тенденция на покупку оборудования для удалённой работы сохранится и в будущем, подтверждают в компании. С апреля по июнь 2020 года выручка Logitech выросла на 23%, до $792 млн, продажи веб-камер достигли $60,9 млн (+116% год к году).

Reload
1 / 9

Компании внедряют видеосвязь, чтобы она была доступна с любого устройства: компьютера в переговорной, рабочего ноутбука или даже планшета или смартфона, комментирует Степанова. Видеоконференции создают единое пространство, с помощью которого все могут состыковаться. Они уже стали альтернативой командировкам, позволяя экономить деньги и время, эффективно решать множество текущих вопросов, не требующих очного общения, продолжает топ-менеджер. В постпандемийном мире рабочих поездок наверняка станет меньше — их заменит видеосвязь.

Ирина Степанова
руководительница направления видеорешений для совместной работы Logitech в России
Кто-то оказался в офисе, кто-то — дома, кто-то — в дороге, но все должны иметь возможность или с мобильного телефона, или с планшета, или с компьютера, или из переговорной комнаты в офисе подключиться к одному и тому же звонку. Поработать с документами, посмотреть презентацию. Поговорить, увидеть и услышать друг друга.

В обозримом будущем пользоваться видеосвязью будет ещё проще — люди к ней привыкнут, уверена представительница Logitech. В онлайн уйдут до 50% командировок, прогнозирует она. Появляются и развиваются технологии, доступные по цене и несложные в использовании. «Мир будет меняться, офлайн и онлайн будут совмещаться», — заключила Степанова.

Reload
1 / 4

Связаться с коллегами поможет универсальная конференц-камера Logitech MeetUp. Устройство со сверхшироким углом обзора разработано специально для маленьких переговорных комнат. Микрофоны улавливают речь и автоматически регулируют уровень звука, а компьютерное зрение автоматически кадрирует и масштабирует изображение, чтобы всех было видно.

Подробнее о решениях для видеосвязи вы можете узнать тут.

Фото: Logitech

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе