10:50, 10 ноября 2022
13 мин.
Реклама

Работа с заботой. В России выбрали лучшие HR-проекты за 2021 год

В конце сентября 2022 года в Московском международном доме музыки прошла XVI «Премия HR-бренд» — одно из главных мероприятий в российской сфере управления персоналом, которое ежегодно проводит hh.ru. В общей сложности с наградами ушли представители 23 компаний, из которых 11 стали победителями в своих номинациях. Рассказываем, какие тренды нашли отражение в проектах финалистов и кто именно смог завоевать статуэтки.

Работа с заботой. В России выбрали лучшие HR-проекты за 2021 год

Премии от hh.ru за достижения в сфере управления персоналом вручают HR-командам ежегодно начиная с 2006 года. В 2022 году в конкурсе участвовали 141 проект в шести основных номинациях и 108 проектов (все — за 2021 год) в пяти специальных номинациях. Их на основе поданных заявок сначала отобрал экспертный совет, а затем оценили члены жюри — лидеры ключевых российских компаний и сообществ. Они учитывали актуальность замысла (то есть пользу для бизнеса и людей), современность методов реализации и эффективность проекта.

Вот какие HR-тренды за 2021 год актуальны и сегодня:

  • осознанное влияние бизнеса на общество — развитие проектов социальной направленности, важных не только для имиджа организации, но и для сотрудников;
  • выстраивание, автоматизация, цифровизация HR-процессов — длинный тренд, который с каждым годом набирает обороты и доказывает, что HR сегодня — это и про людей, и про цифры;
  • формирование продуктивной среды для работы сотрудников на удалёнке и в офисе — новые форматы коммуникации, рабочих пространств;
  • изменение инструментов, форматов, задач профессионального развития сотрудников — важен «мэтч» между бизнес-контекстом, желаниями и целями конкретного человека;
  • формирование кадрового резерва через обучение и инициативные проекты сотрудников;
  • профилактика выгорания — оценка степени риска и помощь людям в условиях нарастающей неопределённости и ревущих бизнес-скоростей;
  • повышение эффективности сотрудников через диджитал-инструменты (мобильные приложения, специальные системы);
  • развитие инновационных проектов внутри компаний, причём придумывают и развивают их сами работники;
  • обучение настоящих и будущих соискателей (школьников, студентов, кандидатов с рынка) через классические вузы, ускоренные онлайн-программы, развлекательно-образовательные проекты;
  • внимание к жизненному циклу сотрудников внутри компании, особенно к периоду адаптации — активная поддержка новичков;
  • знакомство нужной целевой аудитории с брендом работодателя через развитие комьюнити.

Эти и другие тренды можно увидеть на примере проектов — победителей премии «HR-бренд 2021». Вот кто ушёл домой со статуэтками — и заодно поделился мыслями о мероприятии и отрасли в целом.

Победители в основных номинациях

В номинации «Мир» участвовал 21 проект, который удалось реализовать в России и других странах мира.

🥇 Золото завоевала «Леруа Мерлен Россия» с проектом «Календарь добрых дел». Он был создан для знакомства сотрудников и их окружения со стратегией устойчивого развития компании и вовлечения работников в жизнь «Леруа» через социальные программы. В 2021 году в 197 мероприятиях поучаствовали свыше 4500 сотрудников, вовлечь удалось 45 субъектов РФ и Казахстана.

🥈 Серебро номинации — у проекта Softline «Комплексная трансформация HR-практик и выстраивание успешного и прибыльного бизнеса, готового выйти на IPO». Компания разработала единую HR-стратегию, выстроила HR-системы и создала процессы, которые охватывают весь цикл жизни сотрудника в компании, а главные HR-процессы ещё и автоматизировала. В результате Softline стала быстрее закрывать вакансии, внедрила сокращённый рабочий день в пятницу, так как сотрудники стали посвящать больше часа в неделю обучению, а ещё нарастила число подписчиков в соцсетях.

🥉 Компании «Вкусно — и точка» обеспечил бронзу проект «Система построения и развития карьеры». Его ключевая задача — удерживать профи, увеличивая мотивацию сотрудников расти и развиваться внутри компании. Для этого многочисленные программы, проекты и инструменты, направленные на обучение и развитие сотрудников, модернизировали и собрали в единую систему построения и развития карьеры.

Одно из нововведений — карьерный навигатор, который позволяет работникам самостоятельно планировать свой путь развития и роста. Всё это позитивно отразилось на показателях лояльности сотрудников — абсолютное большинство рекомендуют компанию как отличное место работы и не собираются увольняться.

Мнение эксперта
Александр Павлов
руководитель направления по репутации бренда «Вкусно — и точка»

Участие в премии — это хороший опыт осмысления собственного проекта, анализа проделанной работы и одновременно способ увидеть новые горизонты развития. Безусловно, это возможность узнать об опыте и идеях других компаний. Вдохновиться и ощутить энергию той колоссальной работы, которую ведут лидеры рынка, развивая человеческий капитал. Премия — это отражение вклада компаний в наше будущее, в людей. И это существенная мотивация, которая остаётся послевкусием и стимулом для новых проектов.


Номинация «Федерация» собрала уже 49 проектов, реализованных в нескольких регионах России, включая Москву или Санкт-Петербург, в компаниях численностью до 5000 сотрудников.

🥇 Здесь победу одержал проект VK под названием «Гибридный офис Make Really Good». В компании решили, что сотрудники должны работать не всегда с 9 утра, а от постановки задачи до результата, причём в любом удобном для них месте.

Для этого в VK подготовили юридическую базу, переосмыслили офисные пространства и HR-процессы, создали ИТ-инфраструктуру, а руководители научились управлять распределёнными командами. В итоге компания сократила срок закрытия вакансии и увеличила динамику найма. А ещё VK может похвастаться максимальным медиаиндексом среди компаний, запустивших гибридный офис.

🥈 Серебро — у проекта образовательной платформы «Корпоративный университет МТС». В компании с нуля создали свою многофункциональную платформу управления непрерывным обучением и развитием сотрудников экосистемы МТС. В проекте используются разные форматы обучения: от создания учебных тестов и рассылок, публикации курсов и материалов, проведения тренингов до управления учебным процессом вместе с наставником, причём обязательно сохраняется «цифровой след» об опыте обучения сотрудника.

За 2021 год появилось более 60 000 пользователей платформы по всей России, число курсов достигло 724, а вебинаров — 384. Ещё компания сократила затраты на внешнюю разработку курсов — аж на 5 млн рублей.

🥉 Компания «Улыбка радуги» завоевала в этой номинации бронзу с проектом «Мобильный аукцион». Это система управления занятостью работников и операциями, с помощью которой директор магазина оставляет заявки о необходимом персонале на специальной платформе, а «мобильные» сотрудники принимают их.

Благодаря проекту в магазине всегда находится ровно столько человек, сколько необходимо для выполнения существующих задач, а работники самостоятельно определяют, в какой торговой точке и сколько часов им удобно работать. «Мобильный аукцион» позволил компании заметно сократить затраты на ФОТ, уменьшить текучесть персонала и увеличить производительность.

В номинации «Регион» участвовали 24 проекта, реализованные в одном или нескольких регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

🥇 Награду высшей пробы завоевал проект Askona Life Group под названием Askona Idea Fest. Он был нацелен на поиск талантливых и амбициозных молодых людей, готовых стать лидерами новых бизнес-направлений, чтобы помочь им в создании успешных компаний и найти прорывные инновационные решения. По итогам проекта открылись 27 новых бизнесов, которые уже позволили как сэкономить, так и заработать миллионы рублей.

🥈 Серебро досталось компании iSpring и её проекту «"К мировому классу. С 1-го класса": как через обучение сотрудников построить глобальную компанию в небольшом городе». В 2021 году компания запустила Университет iSpring, в котором 168 студентов могли обучаться по программам бакалавриата и магистратуры (из них 70% студентов обучались при грантовой поддержке iSpring).

В университете представлены пять направлений подготовки: «Программирование», «Дизайн», «Маркетинговые коммуникации», «Управление цифровым продуктом» и «Преподавание информатики». Сейчас свыше 60% штата компании — выпускники образовательных проектов iSpring.

Мнение эксперта
Наталия Фёдорова
руководитель отдела подбора персонала iSpring

Помимо бизнес-метрик, эффективности влияния на бизнес, есть ещё одна очень важная составляющая всех HR-проектов (её зачастую сложно измерить, но она несёт большую пользу в перспективе) — это социальная составляющая каждого проекта. То, какую пользу приносит компания людям в своём регионе, как через свою деятельность трансформирует качество и уровень жизни своих сотрудников и как через работников влияет на мнение о компании.


🥉 На третьем месте — проект группы СУЭК «"Академия карбона" — образовательная и коммуникационная экосистема». Это первая система образовательных и игровых продуктов для детей разного возраста, в основе которой лежат уникальный просветительский портал и анимационный сериал, вовлекающий в профессию. Она призвала решить проблему дефицита квалифицированных кадров, с которой ежегодно сталкивается угледобывающая отрасль.

За два года реализации проекта активными участниками сессии онлайн-платформы стали 920 ребят. Более 3000 детей участвовали в мероприятиях по дополнительным продуктам. Более 10 000 человек (родители, персонал предприятия) были вовлечены в образовательные и игровые процессы. А в 2021 году на работу в компанию вышли первые участники проекта — 32 молодых специалиста.

Следом выбирали победителей номинации «Северная столица». В ней были представлены 10 проектов, которые реализовали в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.

🥇 Золото завоевал проект Selectel под названием Selectel School. Это онлайн-курс о работе инженеров дата-центра в формате 16 лекций, подготовленных и рассказанных сотрудниками компании.

Реализовать проект удалось за 4 месяца почти без привлечения внешних подрядчиков (исключение — готовое решение для проведения экзамена). Всего на курс зарегистрировались 1800 участников, 350 прошли итоговый экзамен, и никто из выпускников не покинул компанию. Благодаря онлайн-курсу и рекламной кампании вокруг него за три с половиной месяца компания наняла 50 инженеров.

🥈 Второе место занял проект «Взлётная полоса» компании «Воздушные ворота Северной столицы». Его главной целью стало массовое трудоустройство студентов вузов и ссузов Санкт-Петербурга на различные должности в операционных службах аэропорта Пулково. С октября 2021 года участниками проекта стали 283 студента. В результате семь человек были приняты в штат на постоянные ставки, а 22 — награждены по итогам пилотного проекта за высокие профессиональные результаты.

🥉 Компании Okko удалось завоевать бронзу с помощью проекта «Спутники», который помогает новым сотрудникам максимально эффективно и комфортно пройти период адаптации и быстро погрузиться в корпоративную культуру. «Спутник» — друг, который оказывает психологическую поддержку новому коллеге, подсказывает, к кому с каким вопросом можно обратиться. Это и сотрудник Okko на любой должности, который искренне хочет помогать новичкам быстрее адаптироваться в компании, и коллега, который чувствует, что его подопечному нужна помощь в адаптации. Проект существенно уменьшил затраты на тимбилдинги и сократил текучесть в компании.

В номинации «Столица» были представлены 25 проектов, реализованных в Москве или Подмосковье.

🥇 Золото отправилось к проекту «Сбера» «Реалити-шоу в TikTok #Мама, я стажируюсь в "Сбере"». Он стал первым и единственным в России реалити-шоу на этой площадке. Известные TikTok-блогеры в течение нескольких недель проходили стажировку в пяти подразделениях «Сбера», решали реальные задачи, знакомились с командами и корпоративной культурой.

Такой формат позволил через лидеров мнений познакомить молодёжную целевую аудиторию с брендом работодателя и увеличить количество заявок на стажировки в «Сбере». Охват проекта составил 55,8 млн пользователей, причём за время его проведения компания получила свыше 10 000 заявок на стажировку в Sberseasons, из них свыше 70% — от новых наставников и руководителей.

🥈 Серебром удостоили проект «Национальной Медиа Группы» под названием «НГМ. Медиа обществу». В компании решили поддерживать развитие импакт-контента в России — это социально важные сериалы, шоу, рекламные кампании и информационные программы на российском телевидении и в интернете. В их основе лежит история с ярко выраженным социальным смыслом, которая положительно влияет на мировоззрение аудитории и вдохновляет на решение сегодняшних проблем общества. Проект привлёк свыше 1,5 млрд рублей в более чем 40 НКО страны на помощь тем, кто в этом по-настоящему нуждается.

Мнение эксперта
Мария Залунина
руководитель направления КСО «Национальной Медиа Группы»

Совет для HR-специалистов — всегда любить человека, давая ему возможность реализовать свои самые светлые качества.


🥉 На третьем месте оказался проект «Служба занятости Москвы — эффективный партнёр для бизнеса» от Центра занятости населения «Моя работа». В 2021 году он позволил трудоустроить более 110 000 человек. Это стало возможным благодаря партнёрству с бизнесом и привлечению большого количества работодателей с актуальными предложениями. В рамках проекта к сотрудничеству привлекли более 3000 активных работодателей-партнёров, создали и внедрили ассессмент-центр, где 1100 кандидатов прошли собеседования, а 200 соискателей направили на дополнительное интервьюирование. При этом 100 кандидатов успешно трудоустроились.

И последняя основная номинация — «Малый бизнес». Здесь были представлены 11 проектов, которые реализовали в компаниях численностью до 250 человек и с выручкой до 2 млрд рублей.

🥇 Победителем стал проект «HR-брендинг в среде Flutter-разработчиков» от Surf. Он объединил свыше 70 мероприятий, направленных на популяризацию фреймворка Flutter.

В 2017 году компания получила статус Google-сертифицированного сообщества и смогла внедрять новые технологии на 23 месяца раньше остальных. Достаточная экспертность позволила в 2021 году создать коммерчески успешный курс и основать первое Flutter-сообщество в России. В результате Flutter-разработка среди соискателей стала ассоциироваться с компанией Surf — это позволило привлечь в компанию сильных разработчиков и заметно увеличить отдел.

🥈 Серебро завоевал проект HR Prime под названием «Компания мечты: ставка на мотивацию». Основная идея заключалась в том, что лояльность к бренду можно прививать кандидатам ещё до первого этапа собеседования за счёт широкого охвата в социальных сетях и транслирования внутренних ценностей компании на внешний рынок. В результате проект помог создать внутри компании атмосферу вовлечения и развития новичков.

🥉 Похвастаться бронзой смогла «Среда обучения» с проектом «Среда без выгорания». Этот комплексный проект помогает выявлять, оцифровывать и устранять факторы выгорания сотрудников в условиях интенсивной работы как в офисе, так и на удалёнке. Для этого была разработана инфраструктура предотвращения, которая объединила цифровую платформу для оцифровки факторов выгорания; мероприятия, которые позволяют своевременно снизить или устранить выгорание сотрудников, оказавшихся в зоне риска по результатам оцифровки; набор регламентов — они систематизируют всю работу. В результате проект помог снизить уровень выгорания сотрудников и сохранить текучесть сотрудников при существенном росте компании.

Мнение эксперта
Виктория Гундырева
заместитель директора по персоналу «Среды обучения»

Сотрудники — ценнейший капитал компании: это ресурсы, возможности, лояльность, бренд и т. д. Поэтому их моральное и физическое здоровье очень важно для функционирования успешного бизнеса. Вовремя диагностированное выгорание поможет не только избежать затрат на рекрутинг, но также увеличит внутреннюю лояльность, жизненный цикл сотрудника в организации, улучшит бренд работодателя на рынке в целом.


Больше узнать о других проектах-финалистах в основных номинациях вы можете на сайте «Премии HR-бренд».

Победители в специальных номинациях

Учредителями специальных номинаций выступили крупнейшие российские компании — партнёры премии «HR-бренд 2021». Всего награды получили пять проектов.

В номинации «HR Tech трансформации» от ГК Т1 соревновались 12 проектов.

🥇 Победителем стал «Дом.рф» с проектом «Цифровой комфорт сотрудников группы "Дом.рф"». Проект позволил провести глобальную цифровую трансформацию и превратить процессы типичной госкомпании в современную экосистему цифровых сервисов по управлению персоналом 2.0. В компании выросли эффективность сотрудников и средняя оценка вовлеченности, снизилось число работников с риском выгорания, к тому же немало работников получили карьерное повышение.

Уже 32 проекта были представлены в специальной номинации от Tele2 «HR по другим правилам».

🥇 Здесь победу одержал проект «Группы М.Видео-Эльдорадо» под названием Drone Ecozone. Это социально-экологический хакатон для более чем 2200 ИТ-специалистов. Победители проекта, верно решившие тестовые задания, смогли не выходя из дома пролететь на дронах над уникальными заповедниками России и сфотографировать их. В результате 300 человек сделали около 2000 снимков.

Эти кадры легли в основу лимитированной коллекции уличной одежды и аксессуаров бренда «Запорожец Heritage». Всю прибыль, полученную от продаж мерча, ретейлер передал на развитие программ поддержки природы России благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире». Есть у проекта и HR-эффект: 11 ИТ-вакансий закрыто, а 45% контактов добавлено в резерв.

Мнение эксперта
Елена Иванова
заместитель гендиректора по организационному развитию Tele2

Проект группы «М.Видео-Эльдорадо» — это прекрасный пример того, как инициатива в сфере развития бренда работодателя оказывает позитивное влияние на многие процессы, в том числе на репутацию компании и КСО. Играя по «Другим правилам», победители нашей номинации рождают новые смыслы и благодаря этому решают важные для бизнеса задачи.


В номинации «Культурная эволюция» от «Норникеля» было представлено 46 проектов.

🥇 Её лауреатом стала Askona с проектом «HR-бренд Askona». В течение 2 лет компания формировала и активировала бренд работодателя через корпоративный сериал «Ценности в кадрах»; запускала проекты по улучшениям условий труда действующих сотрудников и изменению пакета C&B. Ещё Askona обновила корпоративные каналы коммуникации, а также проекты открытого общения с CEO и выстроила омниканальную коммуникацию с потенциальными сотрудниками компании. В итоге ей удалось увеличить скорость закрытия вакансий и заметно нарастить количество сотрудников.

X5 Group выбирала лучшего в специальной номинации «Аналитика в HR», в которой за награду боролись 12 проектов.

🥇 Победу одержал проект «Шахта Go» от ЕВРАЗа. В его рамках в компании создали инструмент «Карта движения персонала», что в результате позволило повысить прозрачность и безопасность передвижения людей под землёй, добавить скорости в решение проблемных ситуаций и сократить издержки.

Данные на карте собираются автоматически, а обновляются в реальном времени на мониторах руководителей. Проект реализован на семи шахтах, 32 участках и затрагивает 4500 человек. Он позволил увеличить производительность труда и снизить риски при выполнении работ.

Мнение эксперта
Юлия Кирпиченкова
менеджер проекта дирекции привлечения персонала ЕВРАЗа

Проекты по улучшению условий труда или повышению комфорта часто довольно сложно оценить с точки зрения эффектов. Безусловно, в первую очередь они влияют на комфорт и благополучие людей. Но если смотреть на них через упрощение процессов и снижение потерь времени, данные могут дополнительно подчеркнуть важность таких вложений.


В специальной номинации «Равные возможности» от региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» участвовали шесть проектов.

🥇 Победителем стал проект «Сопровождаемое трудоустроиство воспитанников психоневрологических интернатов в центры госуслуг Москвы» от столичных центров «Мои документы». Он помогает трудоустраивать людей с ментальными особенностями в центры госуслуг. На каждом этапе — от приёма на работу до самого рабочего процесса — подопечным помогают кураторы со стороны домов-интернатов и центров «Мои документы». Уже сейчас 67 воспитанников психоневрологических интернатов работают в 40 офисах «Мои документы», ещё более 10 человек находятся в процессе трудоустройства.

Компания hh.ru поздравляет как победителей, так и финалистов «Премии HR-бренд» и говорит им спасибо — за стремление создавать проекты, которые помогают как бизнесу, так и людям.


0+

Рекламодатель

ООО «Хэдхантер»

Фото: hh.ru

Новости партнеров