21 октября в 11:50
7 мин.
Партнёрский материал

Какие инструменты пригодятся предпринимателям перед выходом на международный рынок. Карточки

Пока только 1% российских малых и средних предприятий занимаются экспортом и работают на международном рынке — такие данные на Восточном экономическом форуме приводил Российский экспортный центр. В развитых странах этот показатель в пять, а то и десять раз больше. Не так уж много предпринимателей интересуются и встречным направлением — импортом в Россию. Зачастую бизнесмены не решаются на работу на рынке внешнеэкономической деятельности (ВЭД), боясь сложностей.
Какие инструменты пригодятся предпринимателям перед выходом на международный рынок. Карточки

Упростить этот процесс позволят отдельные инструменты. Подробнее о них — в карточках «Секрета фирмы» и платёжной системы «Таможенная карта».

Сколько российских малых и средних предпринимателей занимаются внешнеэкономической деятельностью?

Экспортом — примерно 1%. По словам директора по региональному проекту Российского экспортного центра (РЭЦ) Натальи Минаевой, к экспортёрам можно отнести около 55 000 из 5,6 млн российских малых и средних предпринимателей (МСП). В развитых странах этот показатель достигает 5–10%, а значит, отечественным бизнесменам есть куда стремиться. По импортёрам такой статистики нет.

По данным исследования платёжной системы «Таможенная карта» и Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), пандемия негативно сказалась на малых и средних предприятиях, которые занимались внешнеэкономической деятельностью. О снижении её объёмов в августе 2021 года заявлял каждый второй бизнесмен. В то же время 11% представителей МСП назвали пандемию катализатором роста объёмов международной торговли. Каждый пятый импортёр и каждый четвёртый экспортёр тогда утверждал, что рассчитывает на увеличение закупок и продаж в ближайшие шесть месяцев.

Оптимизм отечественных представителей МСП, уже вышедших на международный рынок, может послужить сигналом другим предпринимателям, которые в целом готовы заняться внешнеэкономической деятельностью, но боятся сложностей. Эксперты выделяют несколько программ и сервисов, которые позволят упростить этот процесс.

Что нужно сделать в первую очередь?

Приступать к работе за рубежом точно не стоит без предварительного изучения экономической ситуации, как глобальной, так и региональной, уверены опрошенные «Секретом» специалисты. К примеру, генеральный директор компании-разработчика «Мойофис» Дмитрий Комиссаров призывает тщательно анализировать макроэкономические показатели, а также оценивать перспективы спроса на продукты и услуги в конкретном регионе. Предпринимателю также стоит просчитать сроки возврата инвестиций на основании средней доходности предприятия.

Помимо этого, на новом рынке могут существовать различные препятствия и барьеры. Предпринимателю стоит узнать, не помешают ли ему ограничения на импорт или экспорт, усиленные проверки или запреты на расчёты в определённой валюте. Эксперты рекомендуют не надеяться только на статистику агентств и по возможности самостоятельно отправиться в интересующие страны «на разведку».

Какие инструменты пригодятся предпринимателям перед выходом на международный рынок. Карточки

Ещё важно помнить о санкционных ограничениях и проверять, не находятся ли потенциальные партнёры в таких чёрных списках. В этом помогут разные сервисы, один из них — «Контур.Призма». В него напрямую из первоисточников загружены санкционные списки 30 стран и организаций. Для проверки будет достаточно Ф. И. О. физического лица или названия компании.

Другой немаловажный аспект — особенности конкретной страны, с которой представитель МСП собирается налаживать контакты. Здесь нужно учитывать культурное и историческое прошлое, нюансы менталитета местных жителей и предпочтения покупателей — это актуально для потенциальных экспортёров. После изучения этих параметров предприниматель сможет скорректировать проект и оптимизировать затраты на деятельность за рубежом.

А где получить нужную информацию?

Предпринимателям, заинтересованным во ввозе товаров из-за рубежа, поможет система «тамо» — проект национально значимой платёжной системы «Таможенная карта». В неё входит сервис «тамо ОС» с инструментами для самостоятельного таможенного оформления поставок из-за рубежа. Он предлагает готовую инфраструктуру, которая автоматизирует все процессы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

В систему «тамо» также входит специальная площадка с доступом к информационным курсам: «Международная торговля. Первые шаги» и «Симулятор декларирования». Первый подскажет предпринимателям, как самостоятельно заняться импортом, правильно оформить документы, найти проверенных поставщиков и расширить свой бизнес. Курс проходит в онлайн-формате и занимает 10 часов.

Второй практический курс поможет предпринимателям набить руку в самостоятельном заполнении таможенных деклараций. Процесс максимально приближен к реальности, а программа включает в себя информацию о характеристиках поставки, списке товаров, логистике, расходах на доставку, таможенных платежах, документах и процессе декларирования. Доступ к симулятору предоставляют бесплатно.

За готовой аналитикой по рынку внешнеэкономической деятельности также можно обратиться в Российский экспортный центр, который собрал огромную базу данных и готов комплексно помогать МСП в выходе на международные рынки, рассказала глава российско-немецкого агентства по экспортному развитию бизнеса Bridge-One-Seven Вероника Любке. Доступ к информации предоставят на порталах организации или в центрах поддержки экспорта. Помощь предпринимателям оказывают и на платформе «Мой экспорт», где подбирают подходящую для них торговую площадку для работы за рубежом, добавила генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина.

Какие инструменты пригодятся предпринимателям перед выходом на международный рынок. Карточки

Кажется, мне нужна консультация специалиста. Куда писать?

Если вам нужно узнать больше о процессе оформления товаров или прохождения таможенной процедуры, стоит обратиться к экспертам «Таможенной карты». Сотрудники оказывают предпринимателям профессиональную помощь по вопросам таможенного декларирования.

Также эксперты помогут прояснить нюансы составления внешнеторгового контракта и обжаловать решение о корректировке таможенной стоимости или классификации товара. Они могут выступать защитниками в делах об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, сопровождать таможенные проверки и оказывать юридическую помощь при судебном обжаловании по таможенным спорам. Клиентам «Таможенная карта» предлагаются как разовые консультации, так и формат абонентского обслуживания участников ВЭД.

А что делать в случае дополнительных проверок?

Можно воспользоваться опцией поручительства при дополнительной проверке сведений, заявленных в декларации, которую предлагает «Таможенная карта». При дополнительной проверке, связанной с корректировкой таможенной стоимости, импортёру необходимо внести обеспечение для завершения декларирования и выпуска товара.

Поручительство — одна из форм такого обеспечения. Его можно оформить в «Таможенной карте» онлайн всего за несколько часов. Всю бюрократическую работу с ФТС компания берёт на себя. Предприниматель же получает товар вовремя и без «замораживания» собственных денежных средств.

Кстати, предпринимателю не помешает найти потенциальных партнёров. Но как?

Специалисты рекомендуют обзаводиться полезными связями на профильных мероприятиях, в том числе форумах, презентациях и конференциях. На них предприниматель сможет заинтересовать потенциального инвестора, который затем поможет вам наладить новые бизнес-процессы и прокачать фирму. К тому же это отличный способ лучше изучить конкурентов.

Профильные выставки также поспособствуют выбору нового рынка сбыта или импорта — на них предприниматель сможет договориться с потенциальными закупщиками или поставщиками. К примеру, отечественным производителям продовольствия рекомендуют посетить выставку «Продэкспо» в Москве. При поддержке Российского экспортного центра на ней устанавливают коллективный региональный стенд, что позволяет компаниям сэкономить на собственной площадке.

Ещё нужно нарастить клиентскую базу. Что советуют специалисты?

Здесь малые и средние предприниматели не обойдутся без социальных сетей. Основатель проектов Language Speaking Clubs София Костюнина называет основными источниками продвижения Facebook и Instagram, при этом последний пользуется в Европе меньшей популярностью. Ещё одна соцсеть — LinkedIn — больше подойдёт для поиска партнёров за рубежом.

Какие инструменты пригодятся предпринимателям перед выходом на международный рынок. Карточки

Глава Postoplan Алексей Божин выделяет среди маркетинговых инструментов библиотеку Facebook, которая помогает предпринимателям проверять рекламные объявления конкурентов, чтобы в дальнейшем разобраться со спецификой рекламы локального бизнеса. Сервис показывает и рекламные публикации в Instagram. Работу конкурентов также можно отслеживать на сайте Serpstat, добавила генеральный директор агентства PR Partner Инна Анисимова. Здесь можно изучать статистику упоминаний, рейтинги и другие данные.

«Для запуска бизнеса на новом рынке нужна инфоподдержка. И здесь любой рынок имеет свои особенности. Например, в Германии до сих пор существуют печатные издания, а в Испании связи лучше налаживать через личные встречи — это нужно учитывать. Рекомендую воспользоваться услугами местных PR-агентств или специалистов, которые имеют релевантный опыт работы и лучше разбираются в локальном пиаре», — заключила она.

А вдруг денег не хватит? Что тогда?

Зачастую предпринимателям нужно больше средств, чтобы масштабировать бизнес или разобраться с текущими задачами. София Костюнина из Language Speaking Clubs считает хорошим решением для запуска и продвижения нового продукта на рынок площадку Kickstarter. К числу преимуществ сервиса она отнесла возможность протестировать идею и продукт среди большой многонациональной аудитории и создать базу клиентов.

Другое решение — обратиться за помощью к властям. К примеру, Московский гарантийный фонд выдаёт поручительства, покрывающие до 70% кредита, а городская субсидия позволяет снизить ставку за счёт покрытия её части (от 6 до 8%), рассказала директор по общественным связям столичного Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Татьяна Репина.

Какие инструменты пригодятся предпринимателям перед выходом на международный рынок. Карточки

«Еще начинающий экспортёр может рассчитывать на льготный заём в Московском фонде поддержки промышленности и в Московском экспортном центре, где ему могут помочь с поисками байеров, с программами обучения экспортной деятельности и т. д.», — заключила она.

Оформить кредит на внешнеэкономическую деятельность можно во многих банках. Однако программы отличаются условиями обслуживания, структурирования и финансирования, поэтому потенциальному импортёру или экспортёру следует тщательно изучить предложения, чтобы не пропустить наиболее выгодный вариант.

Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Новости партнеров