secretmag.ru
Опубликовано 23 июня 2020, 12:59

Гимн по утрам и лекции от Михалкова. Как российская компания заставляет сотрудников Родину любить

История уральского интернет-магазина, куда не берут атеистов и критиков Путина

Сверкающие хрустальные люстры, золочёная лепнина, картины в пышных рамах — офис екатеринбургской оптовой компании «Сима-ленд» выглядит так, будто в Эрмитаже организовали опенспейс. По утрам сотрудники поют гимн России, а время от времени их заставляют ходить на выступления провластных лекторов. «Секрет фирмы» разобрался, справедливо ли компанию называют сектой и почему там рады только православным.

Гимн по утрам и лекции от Михалкова. Как российская компания заставляет сотрудников Родину любить

«Сима-ленд» — уральский аналог «Озона», только для оптовых покупателей: компания продаёт через свой интернет-магазин разные товары, от игрушек до мебели. Фирма крупная: в ней, согласно данным её сайта, работают 10 000 сотрудников.

В комментариях к постам о «Сима-ленде» работники с восторгом пишут, как они любят свою компанию. Но в соцсетях фирму часто называют сектой, а на одном из порталов с анонимными отзывами о работодателях «Сима-ленд» сравнивают с Северной Кореей, а персонал — с каторжниками. «Автор, моргните дважды, если вас держат в заложниках и нужна помощь», — так в комментариях подтрунивают над сотрудницей компании, которая написала текст про главный офис «Сима-ленда».

Зачем людей заставляют слушать гимн

Рабочий день в «Сима-ленде» начинается с гимна России. Параллельно сотрудникам показывают видео с кадрами русской природы, заводов, запуска ракет и Владимиром Путиным.

«В этот момент надо было стоять ровно, не шевелиться, не дышать. Ничего. Максимум, что можно было делать, это тихонечко подпевать», — рассказывает один из собеседников «Секрета фирмы», чей знакомый проработал в «Сима-ленде» две недели — «на большее его не хватило».

Также по утрам в обязательном порядке каждый работник должен был поучаствовать в утренней зарядке и конкурсах. Пример одного из таких заданий: засунуть капу (защитная накладка на зубы для боксёров. — Прим. «Секрета») в рот и есть мороженое. «Это было мерзкое зрелище. Всё течёт: мороженое, слюни — и в этот момент надо было ещё что-то говорить, — продолжает источник — Также были конкурсы "кто быстрее сядет на стульчик", "перетягивания каната" и "угадай фильм по смайликам"».

Карьера молодого человека в «Сима-ленде» завершилась тем, что после одного из утренних конкурсов его попросили написать заявление об увольнении по собственному желанию — якобы он был «слишком серьёзным».

«Дух важнее всего. Когда мы принимаем человека на работу, мы смотрим на его моральные качества, а профессионализм — это уже потом. Потому что если он специалист высшей пробы, но плохой человек, то работать с ним мы всё равно не будем. Как человек может не понимать, почему надо вставать под гимн России? Считайте это своеобразным тестом», — говорил экс-гендиректор компании Денис Вешкурцев.

Почему в «Сима-ленд» берут не всех

«В "Сима-ленд" закрыт вход для атеистов, буддистов, мусульман и прочих "неправославных", а также для всех тех, кто не любит Путина и не слушает [журналиста Владимира] Соловьева, — говорит радиоведущая Росина Буданс. — Как я это узнала? Просто сходила на собеседование», — заявила девушка в своём видео на YouTube-канале.

Местное издание Е1.ru упоминало, что в компании «есть девочки-мусульманки, есть атеисты и так далее». Тем не менее информацию о том, что при приёме на работу предпочтение действительно отдаётся православным, «Секрету» подтвердила Кристина (имя изменено по просьбе героини), одна из бывших сотрудниц «Сима-ленда».

«Один из топ-менеджеров в курилке завёл разговоры с сотрудниками о религии и, узнав, что один из них атеист, уволил его. Я не склонен верить слухам, но эта история вполне согласуется со словами заместителя генерального директора, который говорил, что в фирме есть категории "наш — не наш" и исходя из этого принципа подбирается персонал», — сказал другой уволившийся сотрудник компании в анонимном интервью для уральского издания 66.ru.

Кристина в разговоре с «Секретом» сообщила, что однажды в новый офис пришли «батюшки с кадилом и молитвами», чтобы освятить помещение. «Сначала сотрудникам сказали: "Кто не хочет, можете уйти на время обряда", — вспоминает девушка. — В итоге часть людей ушла, но босс ловил всех на выходе и разворачивал. Так что на обряде были все».

По словам бывших сотрудников, помимо установки брать православных была и другая — не нанимать татар и «гостей из ближнего зарубежья». Ксения из Екатеринбурга (имя изменено по просьбе героини), считает, что она и её сын столкнулись с нетерпимостью к нерусским при приёме на работу в «Сима-ленд».

«Сыну не объяснили отказ, мне тактично намекнули на возраст. Как выяснилось позже, возраст ни при чём», — говорит она. Ксения со ссылкой на свои источники в компании утверждает: в компании существует «негласное правило» не брать в штат тех, кто не подходит по национальности.

Судя по фотографиям в Instagram «Сима-ленда», этническим разнообразием состав сотрудников действительно не отличается. Представители компании и её владелец Андрей Симановский никогда не комментировали этот вопрос. Начальник отдела кадров «Сима-ленда» Мария Никулина не стала общаться с «Секретом», перенаправив корреспондента к другому сотруднику, который заявил: «Мы не даём никаких комментариев и интервью. Мы не взаимодействуем с прессой — не понимаем, для чего это нужно».

Как сотрудникам прививают патриотизм

Во время собеседования Росину Буданс удивил вопрос о политической ситуации в стране — она не увидела связи между политикой и работой копирайтера в отделе детской книги. Когда интервьюер услышала, что Росина не поддерживает действующую власть, то «выпучила глаза и начала, заикаясь, рассказывать о том, что вообще-то они все патриоты», утверждает Буданс.

Одна из бывших сотрудниц компании подтвердила «Секрету», что коллективу «нужно было поддерживать партию «Единая Россия». Перед выборами людей якобы просили заполнить списки с контактами родных и друзей, которые «были бы готовы отдать голос за партию» — минимум пять человек от каждого сотрудника.

Также на собеседовании у Росины спросили, как она относится к журналисту Владимиру Соловьёву. Этот вопрос не случаен: время от времени в «Сима-ленд» приезжают медийные персоны, как правило, поддерживающие действующую власть.

Помимо Соловьёва (ранее он назвал владельца «Сима-ленда» Андрея Симановского своим другом) перед сотрудникам компании читали лекции экс-министр культуры РФ Владимир Мединский, а также режиссёр и автор скандальной программы «Бесогон» Никита Михалков.

«Михалков и Соловьёв приезжали к нам лично и читали лекции. Соловьёв много говорил о политике. Со временем я поняла, что они нас как будто зомбируют. Времени на изучение альтернативной повестки не было, и мы начинали верить в то, что они говорили. Становились их адептами. Могли даже при необходимости использовать в разговоре какую-нибудь цитату из «Бесогон.ТВ», рассказывала Е1.ru одна из бывших сотрудниц.

Присутствие на таких встречах было обязательным, рассказала «Секрету» Кристина. «Кто-то прятался в туалете, но всё равно руководители несли ответственность, чтобы все были, — замечает девушка. — Если сотрудник всё-таки не приходит на встречу, нужно было принести справку и объяснить своё отсутствие уважительной причиной».

Как следят за критикой и одеждой

Кристина вспоминает: в компании было принято отслеживать, что сотрудники говорят о своей работе.

«Читали скайп, даже ходили слухи, что телефоны прослушивались, — говорит женщина. — Рассказывали, что одна девочка в скайпе пожаловалась коллеге. Сказала, её не отпускают на выходные к родителям. Мол, субботы-то рабочие, а она скучает по семье. После этого разговора к ней подошёл руководитель и сказал, что она может уходить прямо сейчас и больше не приходить, раз так не хочется ей работать в субботу».

По словам Кристины, также в компании действует строгий дресс-код: регламентирован даже цвет белья (бежевое) и плотность колготок (20 ден). Юбка — строго «карандаш», чёрного или тёмно-синего цвета. Рубашка — белая или светло-голубая, с классическим воротником, без карманов на груди, пуговицы — в цвет рубашки. Пиджак классический, пуговицы на нём — не блестящие.

Не соблюдать правила было опасно. «Однажды к одной сотруднице подошёл босс. Ему не понравились пуговицы на пиджаке женщины. Был большой скандал», — поясняет Кристина.

Потом нормы смягчили, но в самом начале охранники проверяли на входе, одета ли сотрудница согласно дресс-коду. По словам другой экс-сотрудницы «Сима-ленда», однажды строгий офисный стиль заменили на бальные платья: «Всё началось с того, что для новогоднего корпоратива девушки взяли в аренду шикарные платья, босс их увидел и сказал: «Как органично смотрится!»

После этого сотрудниц компании якобы обязали купить подобные платья. Фасон нужно было согласовывать с руководством, а платить за наряды должны были сами девушки. Некоторые купили платья за 10 000 — 15 000 рублей. Затем всё забылось, и сотрудники вернулись к обычному дресс-коду.

По наблюдениям Кристины, глава компании Симановский «очень любил красивых девушек». Однажды он пришёл в офис и объявил: «Сейчас будут самые красивые фотографироваться!» Симановский показал пальцем на тех, кто показался ему привлекательным, и добавил: «Остальные — сидите!».

Почему многие хотят работать в «Сима-ленде»

Когда под одним из постов компании в Instagram комментаторы спросили, как можно работать в «Сима-ленде», сотрудница компании Анастасия ответила: «Работаю больше года в "Симе", ни разу не пожалела! Что вы называете ужасом? Все условия рассказывают на собеседовании, 10 000 сотрудников работают, их же не цепями держат! Здесь самые крутые люди, мероприятия и инициатива не наказуема».

Её тезка и коллега в комментариях к другому посту подчеркнула: «У меня есть личная жизнь, планы, хобби, ни разу за все время работы здесь не чувствовала себя униженной. В принципе не представляю, в какой ещё компании в Екатеринбурге могла бы работать. Да, наши условия подходят не всем, и это нормально. Ограниченных людей в компании нет — иначе бы она так не развивалась и не росла».

В компании действительно хорошие условия, признаёт Ксения, одна из собеседниц «Секрета». Например, до работы и обратно доставляют на служебном транспорте. Плюс к сотрудникам приезжают устраивать концерты известные музыканты. Так, с выступлениями приезжали «Агата Кристи», Валерий Меладзе и Лобода. Знакомый Ксении сейчас работает в «Сима-ленде», и его всё устраивает.

Несмотря на плюсы работы в компании, некоторые сотрудники всё же не могут там работать. Так, Кристина решила уйти, поскольку в «такой атмосфере невозможно находиться». Девушка отметила, что так думают не все. Положительные отзывы пишут в том числе искренние «фанаты компании».

«Им реально нравится то, что происходит. Плюс, если следовать правилам, можно хорошо зарабатывать. В "Сима-ленде" высокие зарплаты у руководителей направлений», — говорит она.

По данным агентства HeadHunter, в апреле 2019 года вакансия дизайнера продуктов в «Сима-ленде» стала одной из самых высокооплачиваемых для людей творческих профессий в стране. Успешный кандидат мог претендовать на 200 000 рублей в месяц.

Алёна Владимирская
создатель лаборатории карьеры Алёны Владимирской:

— Не знаю, что происходит в связи с сегодняшним кризисом, но в целом в «Сима-ленд» отличается зарплатами на 20, 30, а то на 50% выше среднего в своём регионе. Это довольно известная компания.

Корпоративными принципами «Сима-ленд» пытается отобрать на работу людей, которые близки ей по корпоративному духу. В компании никогда это никогда не скрывали, более того — они активно транслируют: «Хочешь к нам? Окей, значит, придерживайся определённых правил». Было бы крайне неэтично, если бы компания скрывала свои принципы и правила. Но когда компания открыто заявляет, что её костяк строится на определенных вещах, то дальше вопрос в другом: разделяет ли новый сотрудник взгляды компании искренне? Или нет?

Поскольку у «Сима-ленда» высокие зарплаты, часть людей, не разделяющих принципы компании, туда идёт. Но одно дело — мириться с чуждыми идеями на старте, другое — постоянно в этом жить. В большинстве корпораций в том или ином виде есть свои принципы и правила, и найм — и это всегда система компромиссов между компанией и человеком. Вопрос в том, как стороны готовы «прогибаться» по отношению друг к другу.


С этим согласна карьерный консультант Наталья Осетрова. Также она объяснила, почему бывшие сотрудники «Сима-ленда» готовы говорить о своём опыте только на условиях анонимности: «Профессиональный мир достаточно узок, и любой неосторожный комментарий может негативно отразиться на последующей карьере».

﹡﹡﹡

Компания «Сима-ленд» примечательна в том числе благодаря личности её основателя. Секретарь епархиального совета Екатеринбургской епархии иеромонах Кирилл назвал Андрея Симановского «архангелом» региона, а в СМИ о предпринимателе отзываются как о «региональном олигархе» и «самом экстравагантном бизнесмене» Свердловской области.

Например, в 2016 году Симановский получил звание «Человек года» по версии журнала «Деловой квартал» и на церемонии награждения бизнесмен прямо заявил: «Да, свой бизнес в 2000 году я начал с $2000, а сейчас я очень богат! Знаете, у меня даже есть Rolls-Royce последней модели, длинный такой».

А в 2019 году основатель «Сима-ленда» прославился на весь мир, сделав ремонт в школе № 106 в Екатеринбурге. Это место знаковое для бизнесмена: Симановский сам учился в ней, а когда школе потребовался ремонт, он решил помочь с работами. В итоге школа превратилась в миниатюрный аналог офиса «Сима-ленда»: потолки украсили Амуры и цветы, в коридорах установили колонны и узорчатые решётки, а туалеты буквально стали золотыми. В The Times сравнили учебное заведение с крылом Зимнего дворца. После шквала критики заступаться за Симановского пришлось даже губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву.

Эпатажные предприниматели часто устанавливают для своих сотрудников странные порядки, из-за которых их компании часто сравнивают с сектами. Черты культа можно проследить в «Магните» Сергея Галицкого, в проектах Олега Тинькова, фирме «Миракс групп» Сергея Полонского, в православном «отряде» Германа Стерлигова и даже во «ВКонтакте» Павла Дурова. «Сима-ленд» — ещё один, возможно, даже более яркий пример экзотичной корпоративной культуры, в которой комфортно работать далеко не всем.