Почти 7000 улиц в России до сих пор называются Советскими, ещё 5000 — улицами Ленина. В 2009 году в вестибюль станции «Курская» Московского метро вернулся Иосиф Сталин: после реставрации потолок украсили строчки советского гимна «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Тогда это вызвало протест, но со временем конфликт забылся, а цитата осталась.

Хотя 90% россиян, по данным ВЦИОМ, слышали о сталинских репрессиях, а четверть из них рассказывают, что репрессированы были их родственники, немногие представляют себе истинный масштаб террора. Большинство считает, что от преследований по политическим мотивам пострадали «сотни тысяч», тогда как на самом деле жертвами репрессий стали минимум 12 млн человек.

Всё меньше людей признают ответственность Сталина за страдания этих людей, следует из опроса «Левада-центра». Постепенно забывается контекст: молодые люди, как показывает тот же опрос, мало знают о раскулачивании, Красном терроре, Большом терроре, депортации народов. СССР у них ассоциируется с выдающимися достижениями, реальными и мнимыми.

Владимир Ленин как будто вообще остался за скобками в обсуждении истории репрессий, его имя и образ постепенно превращаются в ностальгический бренд. Тем временем именно Ленин в 1918 году подписал постановление о создании Соловецкого лагеря особого назначения, первого концлагеря на территории Европы. «Необходимо организовать усиленную охрану из надёжных людей, провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города», — писал он в телеграмме Пензенскому губисполкому.

В 2018 году барбершопы рекламируют модные стрижки с помощью портретов молодого Сталина, профили вождей можно встретить на винных и водочных этикетках, популярностью пользуются квесты, в которых участникам предлагается сбежать из лагеря, пивовары посвящают ГУЛАГу оригинальные рецепты. По ключевым словам «НКВД», «чекист», «Коба» в базе СПАРК находятся сотни компаний.

Символы эпохи репрессий снова превращаются в имена собственные.

Почему предприниматели выбирают для своего бизнеса, продуктов, услуг, рекламы такие названия? Задумываются ли они об ассоциациях с государственным террором? Влияет ли это на их имидж? Эти вопросы им задал «Секрет» в ходе совместного проекта с международным обществом «Мемориал». Мы включили в исследование не только компании, чьи названия однозначно отсылают к эпохе репрессий, поскольку дискуссионным остаётся вопрос, как относиться к символам террора, которые уже не ассоциируются с ним напрямую.

Рядом с монологами бизнесменов (кликните на названия компаний, чтобы их прочитать) вы найдёте карты городов — нам было интересно посмотреть, как адреса компаний наших героев рифмуются с местами массовых расстрелов и других преступлений советской власти.
В России идёт война памяти. В самом горячем виде она идёт вокруг сталинского периода советской истории — люди никак не могут примирить две противоположные позиции: «экономическая эффективность и социальная справедливость» против «система лживой пропаганды и неизбирательный массовый террор». Можно долго говорить о том, почему мы оказались в этой ситуации, какую роль здесь играло и играет государство и как эту ситуацию исправить, но нам вряд ли стоит рассчитывать на простое и быстрое окончание этой войны.

Предприниматели, опрошенные «Секретом», представляют только одну из сторон в этом противостоянии: это люди или положительно оценивающие советское прошлое, или почти к нему равнодушные. Использование советских символов в коммерческих целях — само по себе уже сильный маркер. Вряд ли можно себе представить предпринимателя-антисталиниста, который бы активно пользовался советской символикой.

В том, что они говорят, мне показалось важным отметить два момента. Во-первых, все они так или иначе ориентируются на свою аудиторию и говорят о том, что не встречают негативной реакции со стороны клиентов. Если бы сопротивления снизу было больше, то и они, вероятно, были бы более осторожны в работе с брендом. Предприниматели озвучивают вполне коммерческую логику, и очевидно, что простым обращением к фактам, рассказом о механизмах государственного террора в СССР или указанием на внутреннее противоречие (как может работа частного бизнеса в рамках рыночных экономических отношений сочетаться с верой в сталинизм?) тут вряд ли что-то исправить.

Во-вторых, бросается в глаза различие между обращением к Сталину и Ленину. Если имя первого всё ещё вызывает политическую рефлексию, то второй уже давно превратился в оторванный от идей и практик коммунизма бренд.

Возможно, по такому же пути может пойти и дальнейшая десталинизация — коммерческое использование символа вполне может обозначать, что сам этот символ больше не воспринимается как сакральный. Только для этого нужно, чтобы в России снова появилась дискуссия о будущем. Самый простой способ отвлечься от споров об истории — начать обсуждать и исправлять сегодняшнюю несправедливость.
Илья Венявкин
Историк, сооснователь проекта «Прожито»
Над проектом работали:
Михаил Апанасенко, Николай Кононов, Ксения Леонова, Максим Мозуль, Ксения Орлова, Наталья Осипова, Екатерина Павленко, Виктория Чарочкина, Светлана Шаповалова, а также редакция издания «Секрет Фирмы»
Павел Бутаков
Директор лазертаг-клуба «НКВД»
40 лет, Челябинская область
Раньше я был дизайнером, но оказалось, что моё дело — это военно-патриотическое воспитание. В детстве хотел служить в армии, но мне не удалось поступить в военное училище из-за большого конкурса. Потом три года служил в армии на Дальнем Востоке, рядом с китайской границей. Уволился, потому что невозможно было прожить на ту зарплату.

Однажды я поиграл в лазертаг. Стало интересно, решил с ребятами создать свой клуб. Он работает пять лет, название появилось сразу. Почему именно такое? Мы симпатизируем структуре, скажем так.

Во-первых, у меня дедушка служил в войсках НКВД, Великую Отечественную войну прошёл до Берлина. Во-вторых, слово у всех на устах. Бренд раскрученный, грубо говоря. В-третьих, я сам служил в погранвойсках, а к НКВД раньше и они относились. Наконец, мы ещё военно-патриотическим воспитанием занимаемся в свободное время: у нас есть бесплатные секции для детишек, и по ходу дела мы рассказываем им про какие-то исторические события.

Клиенты часто спрашивают, что означает эта аббревиатура и что такое НКВД. Иногда бывает и негативная реакция. Последние 10–15 лет из СМИ поступает не очень хорошая информация, что НКВД — это плохо. В интернете сейчас полно информации, но, как известно, практически всё это было написано не бесплатно. Зато в учебниках сейчас адекватно всё подаётся.

А вот в 90-е годы под воздействием товарища Сороса у нас было всё очень плачевно. Тогда под воздействием других стран наша страна развалилась. Наши силовые структуры показывали в негативном свете, престиж армии падал. Сейчас в этом плане у нас подъём благодаря ослаблению западных структур, НКО и других. Военно-патриотическое воспитание стало очень популярным, успехи нашей армии за рубежом говорят сами за себя.

У нас в семье не было репрессированных, но у меня есть знакомые с такой историей. Как правило, если разобраться, всё происходило за дело. Безусловно, перегибы на местах всегда были. Я могу ошибаться, но моё личное мнение, что на тот момент это было необходимо.

Про Бакаллаг и «Золотую гору» впервые слышу. Есть люди, которые говорят, что за некоторые вещи нам должно быть стыдно. Я считаю, что это не так. У каждой страны в истории есть моменты, которые нужно принимать и больше не повторять, но ни в коем случае не стыдиться, потому что прошлое уже не изменить. Более того, в разные исторические моменты у людей был разный менталитет. То, что для нас сейчас кажется немыслимым и ужасным, в тот момент было нормальным. И ничего страшного в этом нет.

Тимур Мурсалимов
Директор ООО «Железный Феликс»
40 лет, Оренбург
Мы занимаемся металлоконструкциями, поэтому в названии слово «железный». Felix — это по-латински «счастье». Название выбирали в студенчестве, дали однокурсникам несколько вариантов, и этот понравился больше всех — легко запоминается. Хотя у каждого десятого клиента возникают вопросы, почему такое название. Отрицательных реакций было немного, в основном от молодёжи. Людям старшего возраста, как правило, оно нравится.

Для меня фигура Феликса Дзержинского многогранна. С одной стороны, он относился к людям жёстко; времена такие были. Но с другой стороны, в такое сложное время он смог создать службу (вероятно, имеется в виду ВЧК, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР, которую Дзержинский возглавлял с момента основания в 1917 году до 1922 года, — прим. «Секрета фирмы») и настроить её. И она эффективно работала на протяжении многих лет.

Конечно, я слышал о том, как убирали памятник Дзержинскому. Я был на Лубянке, смотрел, где он там стоял. Думаю, его стоило убрать, чтобы не раздражать людей. О его деятельности следующее поколение скоро забудет. Есть другие, более положительные исторические персонажи, у которых можно почерпнуть более интересный опыт. Например, Иван Грозный, Пётр I, Сталин — они поступали жёстко, но приносили обществу какие-то блага.

О советском времени мне приятно вспомнить. В детстве у нас был пионерский коллектив, где самое главное — помощь и взаимовыручка. Мы продолжаем эту помощь оказывать. Например, бесплатно для города облагораживали парки, музеи. Сделали купола для «Дома памяти» (место увековечивания оренбуржцев, погибших в ВОВ, Афганистане, во время политических репрессий и др., — «Секрет фирмы»).

Я знаю и про кладбище в Зауральной роще, и про посёлок Пригородный. Был в районе Беловка, там стоит памятник репрессированным. Конечно, я стал интересоваться советской историей, когда мы дали компании это название и люди начали задавать вопросы. Но думаю, что не стоит специально говорить о репрессиях, чтобы не нагнетать обстановку. Для тех, кто захочет об этом узнать, сейчас достаточно информации.

Дмитрий Марков
Директор ООО «Беркут МГБ»
54 года, Рязань
МГБ — это первые буквы фамилий учредителей (а также Министерство государственной безопасности СССР — ведомство, существовавшее под этим именем с 1946 по 1953 год, — прим. «Секрета фирмы»). Мы уже 13 лет занимаемся обеспечением безопасности: охранно-пожарными сигнализациями, видеонаблюдением. Название придумал не я, а другой учредитель. Мне уже потом рассказали, что такое совпадение, меня это даже порадовало. Негативных отзывов на наше название ни разу не было. Иногда клиенты путают и говорят: «У вас, наверное, ФСБ».

Я слышал про «немецкое кладбище» (Левашовское мемориальное кладбище народное название кладбища НКВД. — Прим. «Секрета»). Был там проездом, очень аккуратные кресты стоят. Здание ФСБ (бывшее здание НКВД, — прим. «Секрета фирмы») тоже видел.

Вообще, мне нравилось быть пионером, комсомольцем. В Советском Союзе было хорошо жить. Было светлое будущее. Все друг другу верили в основном. Сейчас всё изменилось, и я думаю, что это плохое влияние Запада. Я был бы рад, если бы мои дети или внуки оказались в советском прошлом, чем в настоящем. Боялись бы мои дети репрессий в отношении родственников? Я не наблюдал таких случаев, чтобы в Советском Союзе каким-то детям было страшно.

Владимир Нестеров
Директор «Центра стальных дверей STAL!N»
44 года, Рязань
Фирме уже пять лет, и три года назад мы решили найти новое название, связанное со сталью. Его придумал человек с хорошим дизайнерским вкусом. Честно сказать, я опасался вначале, но получилось креативно, люди улыбаются. Негативных комментариев по этому поводу не было. Я заметил, что с новым названием нас лучше запоминают.

О сталинских репрессиях [говорить] не стоит. У нас идёт привязка не к человеку, а к стали и мощи. Противоречивый образ Сталина нас не смущает. Сейчас заниматься бизнесом тяжело, спрос падает. Вот и ищем какие-то новые идеи.

Забывать прошлое не стоит. Сам я сейчас не интересуюсь историей, некогда. А в школе у меня были пятёрки по истории и физкультуре. Мне не нравилось быть пионером, я хулиган. Войнушка — это да.

От репрессий нашу семью Бог миловал, но у меня дедушка умер на войне. Бабушка была партийным работником. Про места, связанные с репрессиями в нашем городе, даже не задумывался. Желания поездить по ним у меня никогда не было.

Виталий Гаськов
Директор пейнтбольного клуба «Штрафбат»
36 лет, Барнаул
Нашему клубу уже восемь лет. У меня есть ещё один бизнес — рекламное агентство «Рекламастер». Это основной вид заработка, а пейнтбольный клуб — подработка на выходные. У нас была пейнтбольная команда «Штрафбат», мы участвовали в соревнованиях. Такое название нам дали организаторы, а против играла команда «Смерш». Это совпало с показом сериала «Штрафбат». На соревнованиях нам везло, поэтому и решили назвать клуб «Штрафбатом».

К самим штрафным батальонам я отношусь неоднозначно: с одной стороны, это дисциплинировало бойцов и они боялись туда попасть, а с другой — это невинные жертвы. Название «Штрафбат» для меня значит преодоление сложностей. Столь серьёзных трудностей у меня, конечно, не было, но я всегда за справедливость, честно говоря. В лицо подонку всегда бил первый, но сам никогда не начинал конфликт.

Я долгое время ничего не читал по истории, но вот буквально недавно задумался над тем, чтобы освежить знания — нужно отвечать на вопросы школьников, которые у нас играют. Для них это открытие. Взрослые клиенты не интересуются происхождением названия. Негатива ни разу не было, всё это с улыбкой воспринимается.

У нас парки на костях стоят с советских времён, например парк «Изумрудный», бывший парк Меланжевого комбината. Там расстреливали тех, кто был против белогвардейцев. В этом парке одно время была пейнтбольная площадка, и мы проводили там игры. На самой площадке до сих пор видны ямы от могил. Памятник жертвам политических репрессий (открыли в 2010 году, — прим. «Секрета фирмы») я увидел только в этом году, когда гулял в историческом центре.

Я думаю, что ситуация сейчас и так не совсем спокойная. Много людей готовы переписать историю. Если ещё и разжигать пламя ненависти к советскому режиму, то никаких положительных воспоминаний у молодого поколения не останется. Были несправедливости, но тем не менее историческую память надо воспринимать с гордостью, несмотря на большие потери. И конечно, нужно, чтобы этого больше не повторялось.

Елена Лукина
Совладелица рекламного агентства Lenin
35 лет, Самара
Мы открывали это агентство вдвоём: я, Елена Лукина, и Инна Глазова. Такое название выбрано не потому, что мы как-то особенно любим Владимира Ильича. Во-первых, забавно, что в названии уместились наши имена: Лена и Инна. А во-вторых, что более важно, мы открывались на очень конкурентном рынке. В нейминге есть такой приём — провокативное название, чтобы привлечь внимание к компании, которая только что открылась.

Ленин — это самый сильный советский бренд. Ни мы, ни наши клиенты культа вождя не разделяем. Это просто человек в мавзолее. Более того, мы это название активно обыгрываем с точки зрения вау-эффекта. То есть, если вы позвоните к нам в офис, возьмёт трубку менеджер и скажет: «Ленин слушает». На том конце провода сразу начинают улыбаться, и появляется хорошее настроение. У абсолютного большинства российских маркетологов и предпринимателей никаких чувств к Ленину как личности нет: ни любви, ни ненависти. Как шутит один наш клиент: «В стране только два Ленина, и второй уже вам не конкурент».

Благодаря в том числе этому названию за пять лет мы стали узнаваемыми. Мы не эксплуатируем советскую тематику, в нашем фирменном стиле советской символики нет. Но в первый год нашей работы нам подарили статуэтку Ленина, сейчас она стоит в нашем офисе.

Обесценивается ли прошлое таким использованием имени вождя? А обесценивается ли русская поэзия, когда в рекламе чая используется образ Александра Сергеевича Пушкина? Или война 1812 года, когда в рекламе банка фигурирует Александр Васильевич Суворов? Проблема советского прошлого в том, что оно ещё не успело стать историей, это пока ещё политика. И отношение к этому прошлому — как маятник. Вчера Ленин был молодцом, а сегодня — хуже Гитлера. Поэтому давайте не драматизировать.

Юрий Рудчик
Совладелец компании по производству товаров для сноуборда Terror Snow

30 лет, Санкт-Петербург
Наш бренд появился в 2009 году. Нужно было протестное название, чтобы передать его идею. Наш посыл — катайся как хочешь. Атлеты нашего бренда предпочитают экстремальный сноуборд, а не размеренное катание по трассам, и не зависят от судей. Это была заявка в мир, и, в принципе, её правильно воспринимают. Хотя поначалу некоторые магазины резко реагировали на наш бренд и отказывались от сотрудничества — было около десятка таких случаев.

То, что происходило в Советском Союзе, не было террором, и в нашем названии я не вижу отсылку к тем временам. Террор — это революционные действия группы людей, а не самозащита системы. Но [репрессии] это постыдный факт истории страны.

Я мало интересуюсь историей. Места, которые связаны с расстрелами и захоронениями, я не люблю. Не очень правильная аура там. Думаю, что переосмысление советского прошлого сейчас — это как мода во время иракской войны носить арафатки, как Гоша Рубчинский и другие российские бренды, которые имеют мировую известность. Та культура, которую они изображают, неосведомлённому человеку может показаться дикой, но во всём мире она максимально хайпится. Так что мы ловим хайп, лучше всех ловим хайп.
Дмитрий Семячкин
Руководитель проекта «Киберленинка»
37 лет, Москва
Мы отталкивались от того, что Ленинка — известная публичная библиотека. «Кибер» решили добавить, потому что у нас библиотека нового поколения, полностью электронная. Логотип мы задумали в самом начале, и сейчас равнодушных к нему нет. Если говорить о друзьях, то все просто в восторге [от названия], но бывают и полярные отзывы, больше от старшего поколения. В любом случае это положительно сказывается на известности проекта. Если в будущее смотреть, то мы в плюсе. Мы больше ориентированы на молодое поколение, что подтверждается статистикой: более 65% нашей аудитории — молодые люди до 34 лет.

Мне кажется, грань, что можно и что нельзя, каждый определяет для себя сам. Ленин воспринимается в целом позитивно, он является одним из самых узнаваемых в мире брендов — если брать великих людей. Я бы не сказал, что это провокация.

Сейчас я особо не интересуюсь историей, хотя в школе и институте много читал. Одно время я интересовался политикой. Конечно, историю страны нужно изучать, но сейчас мы живём во время, когда информации избыточно, люди просто тонут в ней. К тому же информация не всегда качественная. В результате мы имеем неполные и неправильные суждения. Мнений и взглядов может быть сколько угодно, развенчивать их не вижу смысла.


Примечание: проект «Киберленинка» — некоммерческий, он создан в 2012 году IT-команией «Итеос». «Итеос» ипользует «Киберленинку» в рекламных материалах, сама библиотека тоже зарабатывает на рекламе и предоставляет пользователям платные сервисы. Мы сочли, что назвать «Киберленинку» бизнесом — уместно.
Made on
Tilda