Опыт участия российского образовательного стартапа в конкурсе в Кремниевой долине

Как российский старта
01 февраля в 12:43
История пользователя

Делимся впечатлениями и инсайтами об участии и победе в Silicon Valley Open Doors Technology Investments Conference'2019

Статью прислал наш читатель
Мария Покровская
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Когда мы с Даниилом Ворониным, моим мужем, запускали платформу Artclever, онлайн-образование еще не было мейнстримом. В прошлом году мы стали обладателями премии SVOD (Silicon Valley Open Doors Technology) Investment Conference и EdCrunch Award. Этот опыт очень многому научил нас, компания действительно вышла на новый уровень. Вот как это было.

Что было до

Четыре года назад мы семьёй путешествовали по США и искали вдохновения для старта нового, очень сложного для нас проекта (у нас уже был совместный проект для художников — "Холсты-Холсты"). Даниил имел большой опыт руководства в крупной производственной компании и опыт кураторства успешной арт-галереи. Я по образованию архитектор, художник, преподаю бакалавриат в Архитектурной школе МАРШ, а ещё я приглашенный профессор фонда и Архитектурной школы COMPOSTELA в Испании.

Я лет с 15-ти вынашивала идею создания образовательного проекта, который позволит людям с разными физическими и финансовыми возможностями получать качественное образование в области креативных индустрий.

Когда у тебя есть страсть к чему-то, ты обязательно встретишь единомышленников, которые могут стать твоими партнерами или учителями. Так и получилось: мы познакомились с потрясающей парой — арт-терапевтом и кинооператором — и поняли, что готовы создавать пилотную версию.

Съемка мастер-класса Artclever. Stage 13th, Portland, OR, US. 2016

Благодаря их участию, их вере в нас и в идею, в Портленде состоялись первые съемки Artclever, первые шаги реализации моей мечты. Таким образом, мы изначально создавались как международный проект, запустившись сразу на двух языках, с пилотом на русскоязычном маркете, поскольку мы с Даниилом являемся русскоязычными основателями и наш опыт связан преимущественно с Россией.

Как мы попали в Silicon Valley

Наша подруга, предприниматель Татьяна Федорова, к мнению которой мы очень прислушиваемся, посоветовала поучаствовать в международной конференции и конкурсе стартапов в Кремниевой долине — Silicon Valley Open Doors Technology Investment Conference (SVOD 2019). Мы уже чувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы представить Artclever международным инвесторам. У нас уже была репутация на российском рынке, пятикратный рост, работающая платформа, которую можно масштабировать, большое количество партнеров, среди которых IKEA, Архитектурная Школа МАРШ, национальная школа Парижской биеннале современного искусства и др.

Год назад ключевыми темами в Долине были технологии в области медицины, экологии, источников энергии, VR, поэтому мы очень обрадовались, когда наш EdTech проект Artclever прошел отбор. Из 3000 заявок отобрали 40 стартапов для участия в конференции, и после интервью только 10 из них отобрали для 5-минутного питчинга на сцене перед жюри и залом.

В составе жюри были партнеры венчурных фондов и частные инвесторы, которые на разных стадиях инвестировали в Airbnb, Tesla, Facebook, Instagram, Uber и др.

МВА за несколько месяцев

Это был уникальный, очень сложный и стрессовый опыт для нашей команды. Мы, наконец, грамотно сформулировали нашу миссию, позиции, ценности, цели и задачи, уникальность и преимущества проекта. Я смогла переосмыслить и презентовать мою личную историю, суть и достижения проекта, питчить на английском (в любой ситуации, даже если бы меня разбудили среди ночи), конкурировать и учиться в среде супер-амбициозных, активных людей.

Участие в конференции платное, четыре месяца мы провели в штатах, из которых три недели в Сан-Франциско, что для нас было достаточно серьезными вложениями — это был риск.

SVOD 2019, Expo. Palo Alto, CA, US

За несколько месяцев я как-будто прошла интенсивный МВА, училась управлять самолетом уже в полете. С нами нон-стоп работали очень крутые коучи, эксперты: юристы, продукт-директора, CTO, успешные основатели, серийные инвесторы, маркетологи. Особенно помогли встречи в Zoom с коучем Donna Griffit, которая помогла именно со сторителлингом, ведь для меня было важно рассказать личную историю, свой опыт, который и повлиял на создание именно такого проекта.

Любому начинающему проекту мы советуем подаваться во все топовые акселераторы, стараться участвовать в крупных конференциях, потому что уже на этапе подачи заявки — это некая шлифовка вашего проекта от всего лишнего, вы формулируете самый концентрат, суть. А далее — это школа, эффективный нетворкинг, профессиональный опыт, некий буст, который поднимает вашу команду на новый уровень. А также, что немаловажно, вы приведете всю документацию и все процессы к международным стандартам. И конечно же, для будущих партнеров этот опыт, и тем более достижения, тоже будут иметь значение и дадут вам конкурентное преимущество.

Награда

После получения награды я поняла, почему люди ставят призы дома на самое видное место! Это действительно большая победа!

Возможно, на выбор прежде всего повлияла сама тема проекта — доступное образование, которая родилась исходя из моей личной истории. Оценили нашу убежденность, качество проекта, а также открытость, демонстрацию реальных цифр. Ведь, как правило, данные сильно округляются в плюс или повышаются в разы, чтобы выглядеть убедительнее. Также, сегодня для любого североамериканского конкурса важна инклюзивность — участие представителей разных стран, рас и полов. В нашей ситуации основателями всего трех из сорока стартапов были женщины, поэтому, это тоже, возможно, могло повлиять.

Получив награду после выступления, мы почувствовали себя как олимпийские чемпионы, добившиеся цели нереальными усилиями, сделав победу над самими собой, над страхами и комплексом самозванца. Нас искренне поддерживали, особенно я почувствовала поддержку женского сообщества предпринимателей — этого очень не хватает в России!

Резюме. Что важно в презентации проекта инвесторам

1. Не завышайте цифры

Вас оценивают очень умные, опытные финансисты, которые анализируют десятки компаний в день. Как нам сказали на одном из тренингов: «Все прекрасно понимают, что ваш проект может еще вообще не работать, да и идея отнюдь не новая, как вам кажется. Презентация — это возможность показать реальную проблему/боль и более эффективное решение этой проблемы, чем у других». На этапе аналитики компании будут видны реальные цифры, документы и это отразится на репутации.

2. Формат презентации

Последовательность.В формате питчей уже устоялась конкретная последовательность рассказа: кто мы в одной короткой фразе, боль/проблема, которая есть у человечества/потребителя, как мы ее решаем, как конкретно это работает (идеально показать демо), рынок, чего мы достигли, кто конкуренты и в чем наше преимущество, формы монетизации, как будет масштабироваться проект. Если вы ведете рассказ по-другому, то усложняете задачу слушателям и, возможно, вас перестанут слушать или зададут множество уточняющих вопросов. Тогда для конференции мы сделали отдельную страницу для партнеров и QR-код, чтобы переводить на краткую версию презентации с любого экрана, визитки и других материалов Artclever — это отлично работало!

Тайминг.Если презентация для выступления, то ваш основной критерий — время. У нас было 5 минут и 20 слайдов, то есть 15 секунд на слайд. Я подготовила более 30 вариантов комбинации слайдов и репетировала темп речи, произношение и даже интонационные акценты день и ночь.

Не продавайте.Не повторяйте интонацию «успешных бизнес-коучей» в рекламе на Youtube. Не путайте презентацию перед инвесторами с презентацией продукта. Это давалось нам с трудом, так как мы готовы бесконечно говорить о качестве, эстетике курсов Artclever, о выпускниках, о миссии и ценностях… Будьте предельно краткими и готовыми ответить на любой вопрос о монетизации, расходах, LVP, LCV, MAU. Инвестор должен увидеть вашу компетентность как CEO/CTO, потенциал для себя, а лучше — захотеть стать партнером.

Чему нас научило участие в конкурсе в Кремниевой Долине

  1. Сама по себе идея ничего не стоит. Оценивают ваши шаги по реализации идеи, достижения, гипотезы и стратегию на будущее.

  2. Команда имеет первостепенное значение. СEO, CTO, COO, как правило, наиболее сильная комбинация. Возможность команды проходить трудности и падения, учиться на них и вместе двигаться дальше — то, что очень важно для потенциальных инвесторов. Не стесняйтесь рассказать о своих провалах, главное, что вы стали сильнее.

  3. Деньги — это топливо, энергия. Поймите, для чего именно это вам нужно?

  4. Сильные конкуренты — это неприятное, но обязательное условие развития.

  5. Мы научились (надеюсь) быть скромными в отношении критики, искать ее, еще больше ценить своих наставников и учителей, команду, каждого. Хочется самим щедро делиться знаниями и опытом с другими.

Как сказал основатель WordPress Matt Mullenweg: «Таланты равномерно распределены по миру, а возможности нет». Мы правда хотим, чтобы каждый мог позволить себе учиться и получить профессию своей мечты. Я и сама постоянно учусь. У меня естественно получается быть так называемым евангелистом проекта, но привлекать инвестиции и выполнять функции СЕО достаточно тяжело, я в процессе кросс-интеграции в себе мышления и компетенций преподавателя на предпринимателя.

Пожелайте нам удачи!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе