«Секрет Фирмы»: Самые успешные молодые бизнесмены России — 2016

Рейтинг предпринимателей до 40 лет

«Секрет» представляет ежегодный рейтинг самых успешных молодых бизнесменов России. Всем его участникам ещё нет 40, средний возраст — 34 года. Каждый герой построил бизнес с нуля на свои или на заёмные деньги. Мы не включали в список успешных инвесторов. Главный критерий для определения места — стоимость доли предпринимателя в созданной им компании (или нескольких компаниях). Лидер рейтинга — Павел Дуров. Его Telegram ещё в начале года достиг отметки в 100 млн пользователей, а за последние месяцы сделал несколько важных шагов на пути превращения из средства коммуникации в полноценную медийную платформу. О том, как мы оценили стоимость Telegram, которым Дуров, по нашим данным, владеет целиком, читайте в отдельном материале Дуров и ещё несколько участников рейтинга много времени проводят за границей или живут там постоянно, но все они — граждане России. Поэтому вы не найдёте в списке, например, Сергея Петроссова, основателя JetSmarter. Этот «Uber для частных джетов» только что оценили в $1,5 млрд, но семья Петроссова уехала из России в США, когда будущему предпринимателю было четыре года. Кроме того, в рейтинг не вошли предприниматели, размер бизнеса которых можно оценить лишь по косвенным признакам. По этой причине в нём, например, нет основателей Zeptolab Семёна и Ефима Воиновых. Создатели игр Cut the Rope и King of Thieves никогда не отличались разговорчивостью, а в последнее время окончательно ушли в тень. Зато нам удалось оценить бизнес Антона Черепенникова, основателя ESforce — того самого «киберспортивного холдинга», в который год назад $100 млн инвестировал Алишер Усманов. Мы обращались за информацией к базам данных (таким, как СПАРК и «Коммерсантъ Картотека») и другим открытым источникам, самим предпринимателям, их партнёрам, коллегам, конкурентам, а также к инвесторам и независимым экспертам. Если компания участника рейтинга недавно привлекала инвестиции, мы оценивали её согласно параметрам сделки. В иных случаях использовали мультипликаторы к публичным или уже оценённым нами компаниям. Приведённые в рейтинге данные — результат оценок экспертов и редакции. Эти сведения не являются «официальными».

Павел Дуров

32 года

Telegram

$1,2 млрд

Не женат

В феврале Павел Дуров рассказал, что каналы в Telegram читает 400 млн человек, и с тех пор статистика должна была существенно вырасти: само слово «канал» уже не требует пояснений (по крайней мере в России). В ноябре компания запустила Telegra.ph — самую простую систему для публикации текстов, не требующую даже регистрации. В октябре пользователи получили возможность играть в игры прямо в приложении. Telegram аполитичного Дурова приобрёл большую популярность у политиков. Российские чиновники уже давно доверяют свои секреты мессенджеру, разработанному гражданами Сент-Китс и Невис, но не только они. Журнал l’Express, например, выяснил, что Telegram используют французские политики самых разных взглядов — от членов правящей партии до Национального фронта Марин Ле Пен. Причина — страх перед прослушкой. Когда Путин поздравил нового избранного президента США с победой на выборах правительственной телеграммой (telegram), Дуров написал в своем твиттере: «Думайте что хотите про этого человека, но он выбрал правильный способ поздравить Трампа». Возможность легко обмениваться зашифрованными сообщениями — это не только главная гордость и маркетинговое преимущество Telegram, но и бескомпромиссная позиция Дурова. Весь год он удалял с платформы каналы «Исламского государства» (вынуждены напомнить, что в России его деятельность запрещена) и одновременно защищал своё право — и право отрасли — не давать правительствам отдельного преимущественного доступа к системам коммуникации. «Никогда ещё в истории человечества власти не располагали таким количеством информации, и всё равно они жалуются, что кто-то "уходит в подполье"», — сказал он в интервью Fortune. Помимо войны с ИГ и пикировки с правительствами сверхдержав Дуров развлекает себя тем, что время от времени с помощью ретвитов попинывает главного конкурента — WhatsApp. Это редкая для этого человека слабость, которую он позволяет себе проявлять в публичном поле.

Александр Агапитов

32 года

Xsolla

$150 млн

Женат

«Фонды пишут раз в неделю, от стратегов предложений в этом году не было, но после того, как я закончил экзекьютив-программы в UCLA и Стэнфорде, твёрдо осознал, что не представляю жизнь без Xsolla, — рассказал Агапитов "Секрету". — Я не смогу работать с партнёром или стать частью, например, Amazon. Недавно мы переехали в новый офис, и я подписал договор аренды до 2026 года. Создаю бизнес на века и для себя, а не на продажу или под финансирование. Чего и всем желаю». 11 лет назад пермяка Александра Агапитова отчислили с механико-математического факультета ПГНИУ — слишком много прогуливал. Студент написал алгоритм для анализа букмекерских сайтов, делающий выигрышные ставки, и запустил сервис оплаты игр в интернете. Эти проекты занимали почти всё время. Первый сервис не выстрелил, а второй вырос в компанию Xsolla, которая создаёт платёжные и биллинговые инструменты для разработчиков и издателей видеоигр. Xsolla поддерживает около 700 платёжных систем, её продукты используют такие гиганты игровой индустрии, как, например, Valve. Штаб-квартир Xsolla находится в Калифорнии, куда Агапитов в 2009 году переехал с семьёй. Один из офисов до сих пор работает в Перми, другой — в Сеуле, третий — в кипрской Никосии. Российская «Иксолла» в 2015 году заработала 4,79 млрд рублей (в 2014-м — 3,48 млрд, в 2013-м — 1,66 млрд) — это менее 20% глобальной выручки всей Xsolla.

Эдуард Илоян

33 года

Yellow, Black and White

$110 млн

Женат

«Верните "Папиных дочек"», — пишут Эдуарду Илояну в соцсетях поклонники бесконечных ситкомов от Yellow, Black and White. Но продюсеру сейчас явно не до этого: в Москве заканчиваются съёмки полнометражного фильма «Кухня. Последняя битва» по мотивам известного сериала «Кухня». Илоян называет этот проект знаковым для своей студии. С каждым новым сезоном рейтинг «Кухни» не падал, как это часто бывает с длинными сериалами, а, наоборот, рос. Пятый, предпоследний, — самый успешным за всю историю проекта и в первую же неделю показа стал в рейтинге TNS первым сериалом по Москве (рейтинг — 5,7%, доля — 16%) и вторым по России. Первую полнометражку этого проекта «Кухня в Париже» в кинотеатрах посмотрели больше 2 млн зрителей, а кассовые сборы составили около $14 млн. Так что теперь Yellow, Black and White готовит к выходу второй полнометражный фильм, а осенью запустил на телеканале СТС сериал «Отель "Элеон"» — спин-офф «Кухни». Впрочем, жизнь продюсерской компании состоит не только из проекта «Кухня»: в 2016 году Yellow, Black and White вместе с Disney в России сняли комедийную сказку «Последний богатырь». Создатели обещают премьеру в октябре 2017 года и надеются, что смотреть её будут по всему миру. Бюджет фильма, заявленный продюсерами, составляет около 345 млн рублей. Финансирование картины российский Disney и студия Илояна поделили пополам. В какой-то момент казалось, что времена ситкомов и скетч-шоу («Даёшь молодёжь», «Одна за всех») для Илояна прошли и теперь Yellow, Black and White будет заниматься в основном полнометражными фильмами. Но летом 2016 года Илоян пообещал снять 20 новых сериалов для разных телеканалов: «Когда был кризис, мы предпочли уйти в кино. Сейчас мы видим, что рынок вновь растёт», — объяснил продюсер. Компанию Yellow, Black and White в 2006 году основали бывшие кавээнщики Эдуард Илоян, Виталий Шляппо и Алексей Троцюк. Название студии, по замыслу её создателей, должно символизировать дружбу народов — все трое продюсеров учились в РУДН и играли в КВН за его команду.

Илья Попов

38 лет

Riki Group

$100 млн

Женат

Успешная франшиза «Смешарики» появилась в начале нулевых. До этого Илья Попов, главный бенефициар Riki Group (в неё входят, в частности, «Продюсерский центр "Рики"», «Мармелад Медиа» и немецкая компания Smeshariki) занимался производством компьютерных игр. Компания Попова успела сделать уже несколько сотен игр к тому моменту, как в работу поступила игра о волшебном мире сладкоежек. Со временем круглые существа из Страны сластён стали смешариками и покорили не только российского зрителя, но и зарубежного — только в Европе, США и Китае их называют Kikoriki. Бренды «Смешарики» и «Фиксики» пользуются успехом, оборот продукции, выпущенной лицензиатами, исчисляется сотнями миллионов долларов. Два полнометражных мультфильма про «Смешариков» уже выходили — в 2011 и 2016 годах. На очереди ещё одна картина и мультфильм по мотивам «Фиксиков». Кстати, оба полных метра покажут в кинотеатрах США — в 2016 году кинопрокатчик Shout! Factory получил права на их распространение. Попов говорит, что его компания постоянно ищет новых героев и новые идеи, чтобы создать другие франшизы. В октябре он объявил, что скоро представит два новых проекта. Первый — мультсериал про динозаврика Рики, второй — мультфильм и сериал «Детский мир», главными героями которых станут «игрушки, известные российскому зрителю».

Константин Калинов

39 лет

Aviasales

$87 млн

Не женат

Aviasales — метапоисковик авиабилетов №1 в России. За рубежом он тоже работает — под брендом JetRadar. Сейчас уже, наверно, мало кто помнит, что этот проект вырос из блога про путешествия Kosyan.com , который бывший питерский милиционер Константин Калинов вёл в конце 2000-х (Косян — его школьное прозвище). С 2010 года штаб-квартира Aviasales находится на таиландском Пхукете, где работают 150 сотрудников компании и постоянно проживает её основатель. В 2014 году Калинов привлёк $10 млн от iTech Capital — фонд получил миноритарную долю в Aviasales. Больше в компанию Калинова никто не инвестировал. В недавнем интервью Олегу Тинькову бизнесмен оценил Aviasales в $250 млн. Конкуренты и независимые эксперты, опрошенные «Секретом», считают, что в действительности компания стоит в полтора-два раза меньше (даже принимая во внимание, что китайский туристический сервис Ctrip недавно заплатил за Skyscanner $1,7 млрд). Aviasales создаёт огромное количество инфоповодов, но они редко имеют прямое отношение к бизнесу компании. Просто Калинов — один из самых дерзких скандалистов Рунета. Главное средство продвижения компании — ситуативный маркетинг. Один из самых громких скандалов этого года — публичная перепалка между Калиновым и главным редактором Wonderzine Ольгой Страховской. Всё началась с поста в группе Aviasales, который был посвящён разводу Брэда Питта и Анджелины Джоли. Актёр, от лица которого был написан пост, сетовал, что ему теперь придётся навещать «массовку» (так были названы приёмные дети пары) у бабушек со всего мира. На негодование Страховской, выраженное, впрочем, не вполне корректно, Калинов отреагировал бранью и сексистскими оскорблениями. Впрочем, сказать, что Калинову совсем наплевать на свой имидж, нельзя. Он следит за своим внешним видом, и в прошлом году его представители попросили «Секрет» заменить фотографию предпринимателя в рейтинге, потому что он на ней выглядел толстым.

Антон Черепенников

33 года

«Цитадель», ESforce

$79 млн

Женат

Антон Черепенников увлёкся компьютерными играми 20 лет назад и в начале 2000-х доигрался до бронзовой медали на World Cyber Games Russia. С 2005 года он занимается бизнесом: сначала торговал телефонами Blackberry, потом — телекоммуникационным оборудованием. В 2010 году к Черепенникову обратился знакомый из киберспортивной команды Virtus.pro. Команда отчаянно нуждалась в финансировании, и Черепенников взялся её продюсировать. Чем он больше он тратил, тем отчётливее понимал, что в киберспорте зарабатывают не на командах, а на турнирах. За несколько лет Virtus.pro выросла в структуру, организующую международные соревнования и объединяющую сайты для 40 млн геймеров со всего мира. Черепенников не сомневался, что сможет построить международную империю, но ему нужны были инвестиции. Через знакомых он вышел на USM Holdings Алишера Усманова. После недолгих переговоров фонд Усманова вложил $100 млн. Киберспортивные активы были объединены под крышей кипрской компании Esforce Holding: клуб Virtus.pro; 180 интернет-ресурсов, обеспечивающих охват 80% зрителей киберспортивных трансляций в России и СНГ (главные — Cybersport.ru, RuHub и Storm Studio); организатор турниров Epic Esports Events. $20 млн ушли на усиление позиций холдинга на рынке, в том числе на покупку медиаправ клуба Na’Vi, 66% акций немецкого клуба SK Gaming и строительство в Москве «крупнейшей в Европе киберспортивной арены». По словам представителя ESforce Никиты Бокарева, холдинг уже занимает второе место в мире по капитализации. На первом месте — немецкая Electronic Sports League. Черепенников отказал в интервью для этого рейтинга, но ранее он говорил журналу «Деньги», что в 2015 году компании выручила $3 млн, а в 2017-м хочет вырасти до $40 млн. «Секрет» оценивает оборот ESforce в этом году в $20–25 млн. Эту оценку подтверждает источник, знакомый со структурой холдинга. Долю Черепенникова игроки рынка оценивают в 50%.

Пётр Кутис

39 лет

OneTwoTrip

$62 млн

Женат

OneTwoTrip позволяет бронировать билеты 800 авиакомпаний, включая лоукостеры, и номера в 750 000 отелях мира. На днях OneTwoTrip запустил сервис для организации командировок в компаниях. До OneTwoTrip Пётр Кутис развивал другой похожий сервис — Anywayanyday. Осенью 2015 года шведский фонд Vostok New Ventures вложил в OneTwoTrip $4 млн, а летом 2016 года инвестировал ещё $2,5. Теперь в портфеле фонда около 8% компании Кутиса. В 2015 году бизнесмен оставил оперативное управление OneTwoTrip и начал придумывать новый сервис, который назвал FinalPrice. У него уже есть сайт, который обещает следующее: «Здесь кончаются ваши поиски и начинается ваша экономия». Вероятно, речь о клубе путешественников, члены которого в обмен на взносы будут получать самые выгодные предложения по аренде жилья, транспорта или цене билетов в путешествии. Впервые Кутис рассказал о FinalPrice, когда выпивал с основателем Aviasales Константином Калиновым — мероприятие транслировалось в интернете. «Это будет убийца», — пообещал Кутис. «Это будет в рот мне ноги», — согласился Калинов.

Руслан Фазлыев

35 лет

Ecwid, X-cart

$52,5 млн

Женат

Уроженец башкирского города Октябрьский Руслан Фазлыев когда-то занялся бизнесом, чтобы соответствовать невесте, дочери ульяновского крупного бизнесмена, а затем вывел на рынок один из самых успешных конструкторов интернет-магазинов для Facebook — Ecwid. За последние пять лет компания привлекла $6,5 млн инвестиций. По словам Фазлыева, бизнес растёт на 50% каждый год. В 2016-м база пользователей Ecwid превысит 1 млн человек. Ещё Фазлыев владеет долей в X-Cart — это более сложный и продвинутый конструктор интернет-магазинов. Проект, по словам бизнесмена, растёт на 10% в год. Выручка интернет-магазинов, созданных с его помощью, составляет $2 млрд в год. Ещё один актив Фазлыева — небольшая доля в издательстве «Буферная бухта» (Lifehacker.ru). Большинство клиентов Фазлыева — в США, и он много времени проводит в калифорнийском офисе компании. Жизнь там сильно отличается от Ульяновска, где Фазлыев начинал: перед конференциями и встречами с партнёрами он ходит на пробежку к океану, а на родине приходилось воевать с пауками.

Максим Белоногов и Олег Шлепанов

36 и 37 лет

«Максим»

По $45,6 млн

Женаты

Курганский сервис заказа такси «Максим» широко известен в регионах. Основали его однокурсники Максим Белоногов и Олег Шлепанов ещё в 2003 году. С тех пор бизнес разросся с диспетчерской в Шадринске до 159 полноценных филиалов, 21 из которых за рубежом. В этом году компания сменила логотип, обновила приложение, продала первые франшизы и стала автором уникального рекорда: «Максим» выполнил самую длительную поездку из известных реальных заказов такси по России — из Изобильного (Ставропольский край) до Уссурийска (Приморский край). Водитель с тремя пассажирами проехал 9200 км за девять суток и заработал 120 000 рублей. Белоногов в марте поучаствовал в трансарктической экспедиции. Он протестировал колёсный вездеход «Бурлак» в Байдарацкой губе — машину, которая спроектирована таким образом, чтобы она могла доехать до географического Северного полюса и вернуться обратно в Евразию без заброски топлива и провизии. В такую экспедицию «Бурлак» отправится в 2019 году.

Николай Евдокимов

34 года

SeoPult, AppInTop

$44 млн

Женат

Николай Евдокимов, теплофизик по образованию (МГТУ им. Баумана), разглядел перспективность направления SEO-оптимизации ещё десять лет назад. Тогда он вместе с друзьями — Игорем Артеменко и Павлом Юшкевичем — основал компанию SeoPult. Рынок в те годы был почти не развит: вывести сайт на первые строчки в Yandex или Google можно было всего за $50. Seopult захватил 70% рынка, удваивая выручку ежегодно. Такой успех очаровал инвесторов: в 2012 году фонд iTech Capital вложил в компанию $10 млн и получил миноритарный пакет акций (доля не раскрывается). В 2014 году прошёл второй раунд инвестиций: iTech Capital влил ещё порядка $10–30 млн (по оценкам участников рынка). Но потом из-за падения курса рубля и кризиса рост выручки замедлился — большая часть клиентов компании находится в России. Сейчас доля Николая Евдокимова в Seopult составляет, по его словам, 20%. Выручка компании, учитывая показатели предыдущих лет и заверения инвесторов в росте, составляет 1,5–2 млрд рублей. Мультипликаторы на этом рынке оцениваются в коэффициенты от трёх до пяти. Соответственно, усреднённая оценка компании составляет порядка $120 млн. SeoPult — не единственный бизнес Евдокимова. Три года назад предприниматель начал активно заниматься мобильным маркетингом и развивать сервис для продвижения мобильных приложений AppInTop. Свою долю в этой компании Евдокимов оценивает в 63%. Другим небольшим пакетов владеют соинвесторы Евдокимова и фонд Run Capital, а один из его акционеров (и соинвестор iTech Capital) Андрей Романенко возглавляет совет директоров AppInTop. Сделка с Run Capital оценивалась в $6 млн.

Борис Батин и Александр Дунаев

33 года и 29 лет

ID Finance

По $37,5 млн

Женаты

Создатели холдинга ID Finance (развивает микрофинансовый интернет-сервис MoneyMan) Борис Батин и Александр Дунаев познакомились в Великобритании: Батин учился в Кембридже, а Дунаев — в Лондонском королевском колледже. Затем они работали в Deutsche Bank и «Ренессанс Капитале». В 2015 году MoneyMan был 12-й МФО России по размеру портфеля, а в 2016-м сервис Батина и Дунаева занимает восьмое место. C 2013 по 2015 год российская выручка выросла с 71,79 млн до 1,07 млрд рублей. При этом компания работает и за рубежом — в Грузии, Испании, Казахстане и Польше, а также в Бразилии (с декабря этого года). Глобальную выручку ID Finance основатели оценивают в $20,8 млн в прошлом году и в $72 млн — по итогам нынешнего года. Летом 2015 года ID Finance получил $6 млн от венчурного фонда Emery Capital и бизнесмена Вадима Дымова. В общей сложности ID Finance привлёк уже $12 млн инвестиций. В этом году сделок не было, но Батин и Дунаев сообщили «Секрету», что некие «международные private-equity-фонды» оценивали их бизнес в $200 млн. Семья Дунаева живёт в Лондоне. Он навещает родных каждые выходные, а будни делит между Москвой и Барселоной. Минимум дважды в месяц он летает в страны, где работает MoneyMan.

Фёдор Овчинников

36 лет

«Додо Пицца»

$31 млн

Женат

Фёдор Овчинников открыл первую службу доставки пиццы в Сыктывкаре в 2011 году, сегодня сеть насчитывает уже 146 пиццерии (136 точками управляют франчайзи), а до конца года планирует открыть ещё 32. В прошлом году мало кто верил, что сеть «Додо Пицца» сможет выручить 1 млрд рублей, однако ей это удалось. Цель на этот год — 3 млрд рублей. Судя по отчётам франчайзи, она тоже будет выполнена. Франчайзи Овчинникова работают в девяти странах. С 2016 года «Додо Пицца» есть в США. «Вы клёвые ребята, но то, что вы делаете, — это чистое безумие, — сказал Овчинникову один из будущих конкурентов в Америке. — С таким же успехом вы могли бы взять свои деньги, отправиться в казино и поставить их на зеро». Тем не менее служба доставки в городе Оксфорд (Миссисипи) открылась в марте и вышла в ноль за пять месяцев. В 2017 году Овчинников планирует открыть в Америке не менее трёх точек. В августе «Додо» привлекла в качестве инвестора сооснователя компании «2ГИС» Дмитрия Сысоева. О содержании сделки известно мало. Овчинников говорит, что ему принадлежит 61,86% акций. Сысоев, по его словам, оценил компанию в $50 млн. Прямые конкуренты, с которыми Овчинников часто пикируется в публичном поле поле, на условиях анонимности рассказали «Секрету», что, по их оценке, «Додо Пицца» не может стоить больше $35 млн.

Евгений Дёмин и Елена Белоус

По 39 лет

Splat

По $20,5 млн

Муж и жена

«Ноябрь 2000 года выдался солнечным и прохладным — я хорошо его запомнил, потому что шёл пешком получать печать нашей только что образованной компании», — начинает своё очередное письмо к покупателям Splat Евгений Дёмин. Спустя 16 лет основанная им с женой компания — крупнейший российский производитель зубной пасты. На российском аптечном рынке бренд занимает третье место после продуктов Rocs и Lacalut. Впрочем, это не основной канал продаж — на первых местах супермаркеты и магазины у дома. Всего же Splat продаётся в 50 странах (16 из них добавились в этом году). Splat не замыкается на одном бренде. Сейчас Евгений Дёмин и Елена Белоус выпускают ещё бытовую химию BioMio, детскую косметику Lallum Baby и отдельные товары для ухода за полостью рта Iney и Innova. В этом году они вошли в новую для компании нишу — шампуни и бальзамы для волос под брендом Heya Luxury. Когда-то Евгений Дёмин и Елена Белоус думали думали разделить обязанности: один занимается работой, а другая — домом. Но Белоус в роли домохозяйки не выдержала и нескольких дней. После рождения детей вопрос об уходе Белоус из бизнеса опять актуализировался, но был решён с помощью авторитета — Евгений Дёмин поехал на Афон к старцу Янису, который порекомендовал оставить всё как есть.

Иван Цыбаев

30 лет

Trucker Path

$20 млн

Женат

Рынок дальнобойщиков только США стоит $700 млрд. Компании-посредники, согласно подсчётам отраслевой исследовательской компании Armstrong & Associates, зарабатывают на нём $60 млрд в год. Ещё десять лет назад самым эффективным способом связать дальнобойщика с местным грузоотправителем была белая доска на парковке: на неё заносили потенциальные заказы. Неудивительно, что предприниматели пытаются изменить этот рынок, а инвесторы — вложить в них деньги. За последний год несколько стартапов, предлагающих автоматические решения этой проблемы, подняли инвестиционные раунды. Калифорнийская Cargomatic привлекла в марте $6 млн, нью-йоркский Transfix летом — $22 млн (вдобавок к почти $15 млн, полученным в прошлых раундах), Uber зашёл с другой стороны и отдал $680 млн за разработчика беспилотных дальнобойщиков Otto: первый груз пива был доставлен без водителя этой осенью. На этом рынке есть компания, созданная выходцем из России, и она не теряется на фоне конкурентов. Trucker Path новичка рейтинга Ивана Цыбаева создаёт сразу два важных продукта: приложение, помогающее дальнобойщикам искать парковки и АЗС, и биржу, на которой можно искать заказы на перевозку. Главное отличие Trucker Path состоит в том, что шофёры сами вносят информацию в базу — социальная механика позволяет собирать данные для всего сообщества. Популярность у шофёров — по данным компании, около 25% независимых дальнобойщиков пользуются приложением — должна помочь привлечь на логистическую биржу трафик, который с недавнего времени монетизируется. Пока что бизнес не вышел в ноль — Цыбаев расширял аудиторию сервиса. Trucker Path поднял летом раунд в $20 млн; деньги повторно дала китайская компания RenRen, к которой присоединился фонд Wicklow Capital. Какую именно долю получили инвесторы, компания не раскрывает, но источники Wall Street Journal утверждают, что стартап Цыбаева был оценён больше чем в $100 млн.

Илья Екушевский

35 лет

Busfor

$17,2 млн

Женат

Busfor — онлайн-сервис по продаже билетов на автобусы в России, СНГ и Восточной Европе. Каждый месяц сервисом, к которому подключены 5000 перевозчиков, пользуются 2 млн человек. Busfor зарабатывает за счёт комиссии — удерживает 10–15% стоимости билета. С десяти лет Илья Екушевский участвовал в автогонках, но из-за аварии с карьерой в экстремальном спорте пришлось попрощаться в 23 года. После этого Екушевского занесло в трейдинг. В это время он познакомился с будущим партнёром и сооснователем Busfor Артёмом Алтуховым — они приметили друг у друга одинаковые редкие спортивные автомобили Mitsubishi, которых в России было не более 50. Первым совместным проектом Екушевского и Алтухова была попытка создать социальную сеть для владельцев редких автомобилей. Они даже успели продвинуться в этом начинании достаточно далеко, но в 2011 году «ВКонтакте» и Facebook выкатили свои группы и партнёры решили похоронить проект. После неудачи с соцсетью для автолюбителей Екушевский и Алтухов заинтересовались автобусными перевозками: во многих странах работают тысячи перевозчиков, их услуги пользуются спросом, но никто не пытается продавать билеты на их рейсы в одном месте. Первую попытку сделать такой сервис они предприняли в Таиланде, потому что вдохновлялись успехом индийского аналога, компании Red Bus, но не преуспели. Сказалась нехватка глубоких знаний о местном рынке. Алтухов и Екушевский вернулись в Москву, вложили около 30 млн рублей и разработали систему бронирования для России. На подготовку ушло около двух лет, и в 2014 году Busfor официально запустился. В июне того же года компания привлекла $4 млн инвестиций от Intel Capital, InVenture Partners, CIG и Finsight Ventures. В октябре этого года Busfor получила $20 млн от фондов «Эльбрус Капитал», Baring Vostok и того же Inventure Partners.

Дмитрий Салихов

32 года

i’way

$16,4 млн

В гражданском браке

Новосибирская компания i’way делает трансферы из 500 аэропортов в 105 странах. Её водители, одетые в рубашки и брюки, встречают клиентов, большинство из которых корпоративные, и везут в любую точку города по заранее оговорённой цене. В этом году i'way передала на аутсорс управление автопарком, за счёт чего снизила лизинговую и операционную нагрузку. За год выручка компании выросла на 20% и достигла 850 млн рублей, прибыль увеличилась на четверть. Это произошло в первую очередь из-за трёхкратного роста продаж за рубежом — на рынках арабских стран, СНГ и Европы. Тем не менее в валюте i'way пока зарабатывает лишь 20% от оборота. В августе команда i'way вместе с Салиховым побегала в новосибирской «Гонке героев» — командной военно-спортивной игре. Участники почувствовали себя бойцами спецназа, преодолели 8 км по пересечённой местности, оказались под водой и по голову в грязи. Главный офис компании остаётся в Новосибирске, а сам Салихов переехал с семьёй в Москву.

Илья Сачков

30 лет

Group IB

$14 млн

Не женат

Когда Илье Сачкову было 18 лет, он мечтал путешествовать и расследовать преступления. Своё желание он исполнил — жизнь главы кибердетективного агентства Group IB во многом наполнена именно этими занятиями. Правда, в последние годы Сачков чаще летает на встречи с партнёрами, а в расследования погружается редко — ему надо развивать бизнес. Из небольшого агентства, идея которого появилась у первокурсника МГТУ им. Н.Э. Баумана в больнице (там он прочитал книгу «Расследование компьютерных преступлений», написанную бывшими сотрудниками ФБР), Group IB выросла в одного из самых влиятельных игроков рынка кибербезопасности. Количество сотрудников за 2016 год выросло в полтора раза — до 160 человек. В этом году компания, по словам Сачкова, помогла клиентам предотвратить хищения на $200 млн. 2016 год для Group IB начался с того, что Сачков вошёл в список перспективных молодых предпринимателей Forbes, а закончился сделкой со Сбербанком — кредитная организация приобрела решение Secure Bank и заплатила за годовой контракт 45 млн рублей. Главное событие прошедшего года — раунд с Altera Capital и Run Capital. Фонды получили 20% Group IB. Сумма сделки не раскрывалась, а данные на рынке противоречивые: один из источников «Коммерсанта» утверждал, что за 20% фонды отдали $16–20 млн. Помимо кибербезопасности Сачков увлекается спортом (участвует в забегах в составе команды Group IB) и неравнодушен к неоклассической музыке, которую слушает во время работы.

Над рейтингом работали:

Олег Хохлов Андрей Бабицкий

Юлия Дудкина Катерина Березина

Ксения Леонова Виктор Фещенко

Анна Холявко Виктория Чарочкина

Дарья Черкудинова

Иллюстрации:

Наталья Осипова