05 апреля в 14:58
10 мин.
Партнёрский материал

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Неженское дело?
Грань между мужскими и женскими специальностями в России понемногу стирается. С начала 2021 года список запрещённых профессий для женщин сократился более чем в четыре раза: c 456 до 100. В марте стало известно, что Минтруда РФ намерено продолжить эту тенденцию. Женщины чувствуют себя уверенней и в традиционно мужских сферах бизнеса. Вместе с [«Авито»](https://www.avito.ru/rossiya/remont_i_stroitelstvo?utm_medium=press&utm_source=secretmag.ru&utm_campaign=press_secretmag.ru_050421&utm_term=8) мы поговорили с предпринимательницами — кузнецами, пилотами и другими — об успехах в развитии собственного дела, трудностях и предубеждениях со стороны мужчин.
В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

«Бывает, что приезжают покупатели и говорят: "О, баба"»

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Медик по профессии, Владислава Плеханова долго работала риелтором. Но всё изменилось после переезда в Краснодар: женщина поняла, что выгорела, и решила кардинально сменить карьерный путь. Так она устроилась менеджером в строительную компанию, а набравшись опыта, организовала свой бизнес.

По приезде в Краснодар Владислава отработала четыре месяца риелтором и поняла, что выгорела — поэтому встал вопрос о том, что мужу-строителю надо устраиваться на работу. «На собеседование в строительную компанию мы поехали вместе, и, когда сотрудники закончили говорить с мужем, я извинилась и спросила: "Можно я тоже попробую на должность менеджера?" На меня, конечно, посмотрели с удивлением. Я говорю: "Чувствую, что это мое"», — вспоминает она.

Мужа взяли работать сборщиком бытовок, а Владиславу — менеджером компании. Сначала женщина вообще ничего не понимала в строительстве. Но уже через восемь месяцев втянулась — её зарплата увеличилась с 14 000 до 100 000 рублей. В строительной компании Владислава проработала около пяти лет: «Опыта у меня накопилось много, поэтому все удивлялись, почему я не открываю своё дело в этой сфере. А я постоянно откладывала. Но родные очень сильно меня поддерживали».

Когда Владислава решилась открыть строительную компанию, с закупками оборудования проблем не возникло: всех поставщиков женщина уже знала. Но было сложно найти хорошего бухгалтера, подходящую площадку для производства и рабочих: «Люди не хотят работать за 35 000 — 40 000 рублей. Труд, конечно, непростой: сборщики делают всё, начиная от каркаса и заканчивая электрикой. Муж у меня сейчас продолжает работает строителем».

Вложения в бизнес окупились за год, несмотря на то что заработок сезонный. Чаще всего у Владиславы покупают дачные бытовки и каркасные домики площадью около 30–40 квадратов. Берут не только для строителей. Бывает, что бытовку заказывают для временного жилья или для отселения в отдельный домик родителей. Часто приобретают молодые семьи, которые только переехали в Краснодарский край и строятся.

О том, что открыла своё дело, Владислава не жалеет и гордится своими бизнес-результатами: «Хватает и на семью, и чтобы куда-нибудь съездить полноценно отдохнуть».

По словам Владиславы, каждая вторая её сделка происходит на «Авито»: «Это единственная площадка в России, которой пользуются все и везде. Нам звонят и заказывают с Ямала, Камчатки, из Новосибирска и Москвы», — говорит она. Ещё одна полезная функция для малого бизнеса — возможность выставлять на «Авито» только свои фотографии. «Буквально сегодня вижу фотографию своего вагона у какой-то новой фирмы и говорю: "Ребята, уберите, пожалуйста". Они игнорируют. Но “Авито” идёт навстречу, проводит проверку и убирает», — делится Владислава.

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

С предубеждением со стороны мужчин Владислава знакома не понаслышке. «Бывает, что приезжают покупатели и говорят: "О, баба". Но через пять минут разговора понимают, что я отвечаю на такие вопросы, которые даже их ставят в тупик. Думаю, после этого люди проникаются уважением», — говорит она.

Совет женщинам, которые задумываются открыть своё дело: не бойтесь начинать. «Я долго откладывала, хотя мне говорили, что я давно переросла роль менеджера, — делится Владислава. — Нужно идти вперёд и верить в себя».

«Когда я начала приходить на кузницу, никто не воспринимал меня всерьёз»

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Экономист по образованию, Оксана Кирилюк прошла извилистый карьерный путь: от ландшафтного дизайнера до кузнеца в собственной мастерской. Но главное — женщина нашла дело, которое приносит хороший доход и делает жизнь счастливой.

Ещё будучи ландшафтным дизайнером в Молодечно (Беларусь), Оксана пошла учиться на электрогазосварщика, где ей понадобились навыки кузнечного дела. Заглянув в первый раз на кузницу во время практики, женщина поняла, что это дело — именно то, что она искала всю жизнь.

«До того как я попала на кузницу, мне всё время чего-то не хватало. К примеру, в ландшафтном дизайне очень сложно было закончить работу. Когда создаёшь сад, практически нет возможности увидеть его в финальном варианте, и эти "недорисованные картины" — тяжёлое испытание для художника», — говорит она.

Работа кузнеца сложная — постоянно ревёт болгарка, звенит железо на наковальне, грохочет работающий пневматический молот. Но Оксану так увлекало это дело, что она не замечала трудностей: сутками не спала, изучала теоретическую базу и корпела над первыми работами.

Неприятие со стороны мужчин, по воспоминаниям Оксаны, было: «Когда я начала приходить на кузницу, никто не воспринимал меня всерьёз. Им казалось, что это забава такая. Но все относились очень радушно, никто не спрашивал, куда я лезу».

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Поначалу Оксана бралась за любую работу и делала некоторые вещи по готовым эскизам заказчика. «Это, наверное, нижняя планка заработка для художника. В таких работах нет гармонии. К счастью, этот период закончился через год, и сейчас я такие предложения даже не рассматриваю», — делится она. Сейчас большинство заказчиков обращается к ней за авторскими работами. Изделие делают под заказ. Художник разрабатывает вещь, которая должна вписаться в интерьер или экстерьер дома, стать частью какого-то образа.

По словам женщины, художественная ковка — хороший источник заработка: благодаря кузнечному делу она может не только прокормить себя, но и содержать лошадей и собак, которых она приютила.

«Моя жизнь устроена так, как мне хочется: есть своя мастерская, свой дом, огромный сад. Я выхожу во внешний мир только по делам. Я всегда работала одна, как свободный художник. Так можно посвятить делу хоть 48 часов подряд, а другого человека не заставишь трудиться весь день», — говорит Оксана.

Совет женщинам, которые задумываются открыть своё дело: проверьте свои цели и ценности. «Чтобы найти дело всей своей жизни, достаточно ответить на два вопроса. Занимались ли бы вы этим делом, если бы вам не платили денег? А если бы жили на необитаемом острове? Первое помогает отсечь ложные желания чем-то заниматься, только потому что там платят много денег. А второе — избавиться от работы, которая не нравится, но высоко ценится в глазах общества», — советует Оксана.

«Почему они должны доверить решение проблемы такой молодой девушке?»

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Для Анны Кудряшовой торговля — дело жизни. Она начала с продажи овощей на рынке ещё в детстве и шаг за шагом двигалась к собственному бизнесу в неожиданной сфере — продаже и установке ворот. Сейчас женщина уверена, что нашла своё призвание и строит планы по дальнейшему развитию компании в двух городах — Магнитогорске и Краснодаре.

Предпринимательский талант Анна обнаружила у себя совсем рано: «Я с детства что-то продавала: овощи с нашего огорода папиным друзьям, а потом торговала на рынке. Мне очень нравился этот процесс». Поэтому вопрос о выборе специальности для Анны решился сам собой: она пошла учиться на менеджера организации. К окончанию института в Магнитогорске она уже успела попробовать себя в роли продавца обуви, женской одежды и кулинарии, и находилась в поиске подходящей сферы деятельности.

Всё решил случай: «Я ехала в трамвае, ко мне подсела какая-то бабушка и дала мне газету. В ней я увидела объявление о том, что требуется менеджер по продажам секционных ворот. Зарплата была указана небольшая, но в первую очередь для меня было важно набраться опыта, а не заработать деньги. Я позвонила и договорилась о встрече, на собеседовании стало понятно, что компания совсем молодая, работа совершенно не налажена, никто толком не знает, что нужно делать. Мне сказали, что я сама должна во всё вникнуть и во всём разобраться, обучать меня никто не будет».

Сначала женщина испугалась, но потом увидела в ситуации возможность проявить себя. Работа началась с переговоров с поставщиками и изучения совершенно новых для Анны продуктов: секционных ворот, автоматики, окон ПВХ.

У Анны получилось не только наладить работу компании, обеспечить стабильные заказы, но и трудоустроить своего мужа и двух его братьев. После четырёх лет работы на одном месте женщина внезапно поняла: надо открывать собственное дело. Она объявила о своём уходе, оформила кредит, занялась поиском помещения, ремонтом, оформила все необходимые документы и открыла ИП. Дело у Анны пошло быстро: «Я начала с того, что уже проходила четыре года назад. Мы занимаемся поставками ворот всех видов, автоматики и шлагбаумов, роллет, раздвижных решеток и окон ПВХ».

Женщина вложила в дело 300 000 рублей. Поначалу предпринимательница сама выполняла роль менеджера, бухгалтера и руководителя, решала возникающие проблемы. Но уже через полгода инвестиции окупились, Анна расширила штат. Сейчас этот сезонный бизнес приносит ей от 100 000 до 300 000 рублей в месяц.

«В рабочем процессе не всегда всё гладко. Я как менеджер должна была сообщать о проблемах заказчикам, всё объяснить, выслушать его недовольство, успокоить, сказать что мы всё исправим, — рассказывает Анна. — Иногда заказчики просили телефон директора, и мне было ужасно неловко им сообщать, что я и есть директор. Как правило, это вызывало у заказчиков какое-то недоверие: как менеджер может быть руководителем компании? Почему они должны доверить решение проблемы такой молодой девушке? Но я нахожу общий язык со всеми заказчиками, к каждому можно найти подход, так что расстаемся мы всегда на хорошей ноте. Нет нерешаемых проблем, всегда можно договориться».

Но постепенно женщина почувствовала себя более уверенно, а когда в компании появилась менеджер по продажам, работать стало гораздо легче. Спустя пять лет женщине захотелось переехать ближе к морю, и она открыла второй офис в Краснодаре.

Ещё до открытия своего дела женщина пользовалась «Авито»: «Этот сервис всегда мне нравился, поэтому когда встал вопрос где рекламироваться, в первую очередь пал выбор на него. Менеджеры "Авито" всегда помогут, порекомендуют лучшее решение, расскажут о новинках, с ними всегда приятно общаться. Заказчики, найдя интересующий их товар, видят краткое описание и стоимость товара, также они могут связаться с нами и задать вопросы напрямую и оставить отзыв о компании. Каждый второй входящий звонок к нам приходит "Авито", помимо этого общение с покупателями ведётся в чате платформы. Работа с "Авито" идёт каждый день!».

В настоящее время дела в двух компаниях идут хорошо. Бизнесу удалось безболезненно пережить 2020 год, и сейчас для него открылись новые возможности — стать официальным дилером белорусского поставщика ворот Alutech.

Совет женщинам, которые задумываются открыть своё дело: рискуйте. Анна говорит: «Стремитесь к свершению своих желаний. На мой взгляд, по ряду качеств женщины превосходят мужчин. К тому же, у нас есть женское обаяние, которым нужно обязательно пользоваться. Поэтому женщина достойна быть руководителем собственной компании и вообще стать той, кем она захочет себя видеть!»

«Я давно мечтала сделать что-то в мире неба и полётов»

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Соосновательницы Borey Aircraft Наталья Дмитриева и Александра Аникина начали бизнес в августе 2020 года — в самый разгар пандемии. Тогда все окружающие крутили пальцем у виска. Рынок малой авиации в России и без того слабо развит, чего уж ждать во время локдауна? Но девушкам удалось продать первый самолёт, а сейчас они обсуждают новые контракты на 2021 год.

Соосновательницы Borey Aircraft пришли из разных сфер: Наталья — пилот, Александра — маркетолог. «Нас познакомил Север, а потом мы вместе поплыли на парусной яхте на самый-самый юг — в Антарктиду — и подружились», — рассказывает Наталья.

Обеим хотелось открыть свое дело, но какое именно — было непонятно. И тут завод «АэроВолга» предложил Наталье стать дилером самолетов-амфибий в России. «Мы ничего не понимали в продаже самолетов, но обе загорелись этой идеей. Я давно мечтала сделать что-то в мире неба и полётов — и благодаря поддержке Саши намерение воплотилось», — вспоминает Наталья.

Сейчас Наталья и Александра продают самолёты и занимаются постпродажным обслуживанием по всей стране. «Наши самолёты садятся и взлетают с воды, любого ровного поля или грунта. Некоторые клиенты даже строят небольшие взлётно-посадочные полосы у себя на даче, представляете?» — говорит Наталья.

В кузнице и небе. Предпринимательницы о работе в традиционно мужских сферах

Стартовый капитал девушек был порядка 500 000 рублей. Основные затраты пошли на маркетинг — создание стратегии, креативных материалов, запуск сайта и социальных сетей, тестовые полёты и личные презентации Borey клиентам.
Говорить о возврате инвестиций ещё рано, отмечает Наталья: «Сезон гидроавиации начнётся в апреле-мае, наше участие уже заявлено на нескольких крупных авиафестивалях».

Главная трудность — в том, что бизнес новый: надо делать всё и сразу. По словам предпринимательниц, приходится решать очень много вопросов, искать нужных людей, отрастить десять рук и работать 24/7. Но они наслаждаются этим процессом. После работы в найме всё в новинку. Приходится перестраивать себя, своё мышление и привычки.

Со стороны мужчин Наталья и Александра не встретили никакого негатива: «Мужчины прекрасны! Приятно ощущать их сильное плечо рядом, они поддерживают нас как ангелы — очень бережно».

Совет женщинам, которые задумываются открыть своё дело: доверяйте интуиции. «Мы очень творческие, но не всегда смелые. Надо не бояться и, главное, прислушиваться к своему сердцу, даже если окружение нас не понимает», — рекомендуют Наталья и Александра.

Коллаж: «Секрет Фирмы», freepik.com, depositphotos.com, unsplash.com.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе