secretmag.ru
Опубликовано 26 ноября 2021, 13:00
8 мин.

Толкнуть и потроллить. 10 небанальных советов, как обзавестись деловыми связями

Создание круга друзей и знакомых из специалистов в разных областях ради развития бизнеса или карьеры называют нетворкингом. Чем шире такой круг, тем проще получить выгодный контракт, нанять сильного специалиста или выйти на потенциального инвестора. Но найти нужных людей, завязать с ними знакомство и поддерживать контакт бывает совсем не просто.

Толкнуть и потроллить. 10 небанальных советов, как обзавестись деловыми связями

Мы попросили предпринимателей поделиться нестандартными приёмами нетворкинга — и выбрали самые неочевидные из них.

Среди них есть построенные на провокациях и хитрости, другие можно считать проявлением смекалки. Все это можно позаимствовать и использовать в своей практике.

Юлия Че
владелица рекламно-маркетингового агентства Gran Volta

Как говорят гуру политического PR, если вы баллотируетесь на пост президента, то совсем не обязательно ставить своей целью победу. Войдите в гонку за место в крупной фирме либо за выгодное партнёрство. Любой такой процесс сопровождается частыми встречами или телефонными переговорами с далеко не последними представителями крупнейших фирм страны.

Закрепляйте онлайн-контакты в офлайн-сфере. И пусть сейчас мы все остаёмся в рамках известных ограничений, передача подарка через курьера по случаю первого совместного проекта или дня рождения или именин — отличный повод для закрепления знакомства.

Как специалист по нейромаркетингу дам ещё несколько советов. В беседе внимательно слушайте и повторяйте утвердительно последние слова из фразы собеседника. Важно: повторяйте в точности слова человека. Утвердительно качайте головой, добавляя от себя «хорошо»/«ладно»/«спасибо».

Хотите задать вопрос? Советую перевести его в форму утверждения, например: «Вы думаете, это могло бы быть интересно вам или вашему боссу/компании?!» Этим приёмом вы как бы протяните сознание собеседника в русло будущего сотрудничества.

Расскажите о чём-то хорошем, белом песочке (указываете на себя) на пляже Мальдив и доступных ценах (указываете на себя), безопасности и заботе о туристах (указываете на себя), внимательности персонала к клиентам (указываете на себя). Любой жест рукой, указывающий на вас в этой истории, в дальнейшем сыграет вам на руку, потому что слушатель будет ассоциировать с вами безопасность, доступные цены, заботу, внимание к клиентам. Подойдёт любая история, но, чтобы ослабить бдительность собеседников, пусть ваша история не будет напрямую связана с бизнесом, доходом или успехом сотрудничества именно с вами.

Андрей Коннов
директор коммуникационного агентства «Коннов медиа»

Для начала находишь человека, с которым ты хотел бы взаимодействовать. Заходишь к нему на страничку и видишь его пост на спорную тему. Для того чтобы как-то заинтересовать нужного тебе эксперта, желательно с ним поспорить. Например, полярные мнения о вакцинации цепляют людей не на шутку, задевают за живое так, что они не могут удержаться и промолчать. Надо почувствовать эту тонкую струну, дёрнуть за неё и сыграть прелюдию, у которой потом будет полезное продолжение.

Лучше всего написать под постом интересной личности большой, развёрнутый, аргументированный комментарий. Человек начинает тебе отвечать, завязывается переписка и общение, нужное для дальнейшего сотрудничества. Только важно не переиграть, не превратиться из адекватных оппонентов в жарких спорщиков, доказывающих во что бы то ни стало свою правоту. Если умело выстроить дискуссию, то можно в итоге найди общие интересы, и, вероятно, человек будет не против созвониться, а потом и встретиться, чтобы обсудить насущные дела.

Олег Есаков
эксперт компании TheSales по нетворкингу и личному бренду в продажах

Входите в контакт через негатив и переводите его в позитив. Заденьте нужного вам человека плечом, толкните, пролейте перед ним воду или возьмите его бокал. Также вы можете назвать человека любым именем, сказав что-нибудь вроде: «Сашка! Рад тебя видеть». Затем вспоминайте правила этикета и включайте джентльменство: попросите прощения, предложите загладить свою вину, спросите, как вы можете этого добиться.

Например, специально берёте бокал вина нужного человека, извиняетесь, покупаете новый, а в это время задаёте ему открытые вопросы, постепенно переходите на уровень дружбы и трансформируете её в бизнес-отношения.

Юрий Гусев
руководитель проекта «Лига чемпионов бизнеса»

Специальные мобильные приложения (например, Random Coffee, Uniter, The Breakfast) помогают найти близких по интересам людей. Здесь собеседника подбирает программа-бот, а вам уже решать, знакомиться с ним или нет. Это может происходить каждый день или раз в неделю, в зависимости от выбранного тарифного плана (стоимость от 750 рублей в месяц).

Не нужно тут же спешить назначать встречу. Лучше сначала побольше узнать о человеке, так будет проще и эффективнее общаться с ним. Поэтому изучите профиль потенциального знакомого в соцсетях, а уже потом договаривайтесь о совместном бизнес-ланче.

Не стоит при знакомстве сразу рассказывать всё о себе и подробно расспрашивать новых знакомых об их деятельности. Такая настойчивость только отпугнёт. Лучше закинуть «крючок» для следующей коммуникации, чтобы был повод позвонить или написать заинтересовавшему вас человеку. Например, рассказать о любопытном исследовании, пообещав прислать его, или сделать общее фото и потом отправить снимок новому знакомому. Лучше всего выйти на связь в течение следующих суток после знакомства, пока вас не успели забыть.

Не нужно ставить во главу угла количество знакомых. Американский эксперт по нетворкингу Иван Миснер справедливо заметил, что «если ваша сеть контактов шириной в милю, а глубиной всего в дюйм, то она никогда не будет успешной». Пусть знакомых окажется не слишком много, но это будут люди, с которыми вы можете поддерживать постоянный контакт и которые будут полезны вам, а вы им. И речь здесь может идти не только про бизнес. Как показывают исследования, социальные связи на 50% увеличивают вероятность долголетия и укрепляют иммунитет.

Михаил Сидаков
основатель развлекательного мобильного фотоприложения PicMe и сооснователь фуд-стартапа jelanie

Принято считать, что тестирование MVP «в поле» позволяет собрать качественную обратную связь от потенциальных пользователей и тем самым существенно сократить затраты на разработку. Но это не единственное преимущество подобных тестов. Тестирование прототипа продукта среди разной аудитории может также стать очень эффективным способом нетворкинга.

К примеру, при проведении таких тестов нашего приложения в коворкингах нам удалось познакомиться с другими стартаперами, получить от них обратную связь в качестве потенциальных пользователей, а также узнать про их опыт и поделиться своим. К некоторым из них я в дальнейшем обращался за профессиональным советом.

Аналогичная ситуация возникла и при проведении фокус-группы по начальной версии приложения в музее «Гараж». Одной из участниц фокус-группы оказалась UX/UI-дизайнер, от которой в дальнейшем удалось получить фидбэк не только в качестве потенциального юзера, но и как от профессионального дизайнера.

Иван Крошный
основатель инвестиционного фонда Flexible Investments Solutions

Одним из неочевидных для многих приёмов качественного нетворкинга могут стать путешествия в компании единомышленников — нетворкинг-туры. Организовывают их в основном тревел-клубы. И я уже посетил несколько таких нетворкинг-туров. Например, в сентябре побывал в Турции, в необыкновенной Каппадокии. Там у нас была насыщенная программа, но самое ценное — единомышленники и свободное время для обсуждение последних проектов.

Так уж повелось, что после каждой нашей поездки участники организовывают совместный бизнес. Потому что именно нетворкинг-туры открывают людей совсем с другой стороны, чем на деловых встречах и раутах. Думаю, что в непринуждённой и располагающей к общению обстановке проще узнать друг друга лучше и найти инвестора, компаньона или даже наставника.

Дмитрий Спиридонов
CEO CloudPayments

В последнее время я скорее добыча нетворкинга, чем охотник за знакомствами. Порой попадаются действительно интересные приёмы, а удивить человека, который давно в этой игре и знает все ходы, не так просто.

Например, однажды за обедом ко мне подсела молодая, как она представилась, журналистка. Чуть ли не со слезами на глазах рассказывала о том, как пресс-служба не пропускает интервью со мной. В итоге выяснилось, что девушка просто выбрала изощрённый метод знакомства, а в пресс-службе про неё ни разу не слышали. Эффективно? Да. Продуктивно? Нет. В наше время все средства хороши (в рамках законодательства, естественно), но перегибать не стоит.

Венера Петрова
владелец компании «КлинКомфорт»

Очень простой, удобный и, пожалуй, самый быстрый способ обратить на себя внимание — это мессенджеры. В частности, статусы в WhatsApp. Каждого позвонившего руководителя или помощника руководителя я обязательно вношу в адресную книгу, и, таким образом, мои истории в WhatsApp отображаются в мессенджере у клиентов. ⠀ В статус WhatsApp мы выкладываем не просто рекламу. Это настоящие живые сторис: процесс уборки, рубрика «было и стало»; видео, смонтированные в TikTok или Reels в Instagram. И это не всегда профессиональная тема. Это может быть и личная жизнь, и истории, произошедшие за день. Этот способ онлайн-нетворкинга приносит нам дополнительные заказы.

Елизавета Дербина
консультант Odgers Berndtson

Постарайтесь находить индивидуальный подход к каждому человеку в вашей сети контактов. С коллегой можно встретиться и на кулинарном мастер-классе, и на пробежке, и на занятии по медитации. Назначьте встречу в необычном месте, например на художественной выставке, если вам обоим интересна живопись.

Не стоит забывать и о простых вещах. Используйте маленькие поводы для того, чтобы написать человеку. Поздравляйте с праздниками, профессиональными событиями, например с переходом на новую должность или в новую компанию. Следите за событиями в соцсетях, комментируйте фотографии из отпуска, ведь опыт и впечатления от путешествий ― ещё одна тема для обсуждения.

Инна Белоснежкина
гендиректор компаний «РФТ-Азия», «Вся реклама»

Познакомьтесь со своими соседями. Чаще всего, сидя в 5/10/20-этажном здании компании даже не знают, кто находится у них за стеной. Однако самый простой способ рассказать о своей компании и о себе лично — своему соседу, ненавязчиво и доброжелательно. И, поверьте, когда ему или его знакомым понадобится ваша услуга/товар, он обратится к тому, кто находится рядом. Кроме того, к соседу изначально проявляется неосознанное доверие.

То же самое касается и соседей по жилому пространству. Сколько людей вокруг знают, чем вы занимаетесь, и могут к вам обратиться? Достаточно воспользоваться старым добрым способом: прийти с тортиком или печеньками и вашей визиткой. А лучше с фирменным угощением (пряники с вашим лого или печенье с предсказаниями) и готовым письмом, в котором рассказывается, кто вы и чем можете быть полезны.

У нас была замечательная история: когда мы только запустили контейнерный терминал, наша производственная земля находилась в непосредственной близости от жилой застройки. Несомненно, в первое время возникли проблемы с шумом и работой техники. Однако, как только мы прошлись по каждому соседскому жителю с угощениями, количество жалоб резко сократилось. Их не стало совсем. Кроме того, третьей части этих жителей мы уже возим домашнюю мебель и утварь из Китая сборными грузами.

Фото: depositphotos.com