«Свободная» таможня. Как бизнесмены из Казахстана работают на российском рынке

Три компании из Казахстана, которые зарабатывают в России
25 сентября в 16:00
Партнёрский материал

Товарооборот между Россией и Казахстаном активно растёт. По итогам 2018 года казахстанский экспорт составил $5,1 млрд — на 11,3% больше, чем в 2017 году. И на то есть две причины: качество продукции на уровне, а цена ниже. Удерживать цены помогают правила торговли между странами Таможенного союза. А ещё географическая близость (а значит, удобная логистика), простой документооборот и «свободная» таможня. «Секрет фирмы» совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» выяснил, как казахстанские бизнесмены работают с Россией.

Без пошлин

Товары из Казахстана пользуются спросом на российском рынке. По данным Федеральной таможенной службы РФ, основная доля поставок пришлась на минеральные продукты (43,4% от всего импорта из Казахстана), металлы (24,3%) и продукцию химической продукции (18,9%).

В четвёрку самых доходных направлений попали продовольственные товары и сельхозсырьё. Их доля от всего экспорта составила 6,43% (за первый квартал 2018-го — 5,48%).

Секрет успеха прост. Предприниматели из Казахстана не платят пошлины и сборы на таможне.

Единственный их платёж — это НДС (налог на добавленную стоимость). При импорте из стран Таможенного союза он составляет 20%.

НДС перечисляют не таможне, а в налоговую службу — значит, за него можно получить вычет. При этом все бизнес-процессы можно вести на русском языке и рассчитываться в рублях.

От Калининграда до Красноярска

Виктор Молодовский, региональный менеджер по экспорту ТОО (товарищества с ограниченной ответственностью) «Радуга», рассказал, как обстоят дела с экспортом в Россию.

Фото: СС0


Дата создания: 1993 год.

Основная продукция: лапша быстрого приготовления, сухие завтраки, кукурузные палочки, жареные семечки и мука

Производство: 30 тыс. тонн макарон, 3 тыс. тонн сухих завтраков.

Экспорт в Россию: 150 тонн лапши, 35 тонн сухих завтраков.


— Вся производственная база — более 20 тысяч кв. м. площадей — у нас находится в Петропавловске. До границы с Российской Федерацией по прямой не более 50 километров. Мы отправляем товары в Сибирь, на Дальний Восток и, конечно, в центральную часть России. Начиная от Калининграда и заканчивая Красноярском — вот где находятся наши торговые сети и дистрибьюторы.

Продукты питания пользуются в России большим спросом. Цена и качество соотносимы с аналогичными товарами, так что мы можем конкурировать за счёт натуральности. Меньше используем химии и всяких добавок. Конечно, тяжело конкурировать с такими известными брендами, как «Роллтон» и «Доширак». Они уже 20 лет на рынке, а мы всего-то три года. Но мы стараемся занимать свою нишу потихоньку. Уже в 10–12 раз подняли показатели 2018 года.

Рынок Казахстана насчитывает 17–18 млн населения, а Российской Федерации — уже за 160 млн. В Таможенном союзе мы работаем без НДС. По факту здесь произвели, подготовили, отправили по нулевой ставке НДС. Там на месте наши партнёры рассчитались, заплатили и прислали нам документы о том, что действительно оплатили все налоги. Мы работаем в рублях, у нас и счёт открыт в Народном банке.

Ковры на экспорт

Даулет Канашаев, замдиректора ковровой фабрики «Бал-Текстиль», рассказал о том, как его компания работает с Россией.

Фото: СС0


Дата создания: 2011 год.

Продукция: Полусинтетические ковры.

Производство: 3,5 млн кв. м. ковров.

Экспорт в Россию: 175 тыс. кв. м. ковров.


— Наша компания на российском рынке с 2015 года. Раньше мы сотрудничали с IKEA и Россия была нашим основным рынком сбыта. Ну и плюс есть покупатели в России — в Москве и Махачкале.

Продажи у нас довольно стабильные. Мы поставляем в Россию ковры из полипропиленовых нитей. Доля — в районе 5% от всех продаж. А производство у нас 3,5 млн кв. м. ковров в год.

Российский рынок очень привлекателен для казахстанского бизнеса. Благодаря Таможенному союзу стало меньше расходов. При экспорте платим только НДС. А по документации всё то же самое: инвойсы, документы на упаковочные материалы, товарно-транспортные накладные.

Лапша в каждый дом

Айбек Асанбеков, учредитель производителя лапши Free Mark, рассказал, как его компания вышла на российский рынок.


Дата создания: 2015 год.

Продукция: Яичная лапша, 12 видов макарон (лазанья, тальятелле, фетучини).

Производство:120 тонн макарон.

Экспорт в Россию: 12 тонн макарон.


— На российском рынке мы с 2016 года. Сначала размещались на различных интернет-площадках, а потом уже самостоятельно находили клиентов через своих знакомых и по рекомендации.

Нас приняли очень хорошо, потому что у нас натуральный продукт. Весь состав: мука, вода, соль и яйца. Не порошок, а натуральные куриные. У нас сохраняется домашний вкус, и потребители любят наш продукт.

Российское направление выгодное, потому что мы знаем рынок и ментальность населения. И наш продукт не имеет национальных и религиозных ограничений. Дистрибьюторы у нас есть в Подмосковье и в Новосибирске. И сейчас планируем потихонечку расширяться. Потому что мы производим лапшу, а лапша есть в меню у каждого.

Made in Kazakhstan

В Москве активно развивается сеть магазинов, на полках которых продаются продукты с пометкой «Made in Kazakhstan». Первый магазин открылся в Подольске в 2013 году — на следующий год после создания Таможенного союза. К концу 2018 года торговых точек стало больше 20 (четыре из них — в Москве, в регионах магазины открывают по франшизе). Динамика роста компании показывает: российские потребители готовы покупать товары из Казахстана.

Бизнес в России

Россия — крупнейший рынок Таможенного союза. За полки в российских магазинах борются бизнесмены из Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии.

Но именно Казахстан, по данным ФТС РФ, оказался первым по объёмам импорта в Россию в физическом выражении.

Фото: СС0

Только за 2018 год Казахстан отправил в Россию почти 46 млн тонн грузов. В основном — сырьё, металл, химию и продукты питания. Хороший рост показывают и другие направления.

Самые перспективные товары для экспорта (по данным Федеральной таможенной службы России):

  • продукты неорганической химии (за I квартал 2019 года рост на $52,6 млн);
  • руды, шлак, зола ($49,7 млн);
  • органические химические соединения ($22,5 млн);
  • цинк и изделия из него ($20,5 млн);
  • наземный транспорт ($8 млн);
  • железнодорожные локомотивы ($6,7 млн);
  • соль, камень, известь, цемент ($4,2 млн);
  • злаки ($4 млн).

По денежной доле в российском экспорте Казахстан занимает только 10-е место (по итогам I квартала этого года — 9-е место). Разница между физической и денежной долей в импорте показывает: казахстанские бизнесмены продают товары с минимальной накруткой, но всё равно покрывают издержки на производство и логистику.

Единое экономическое пространство создаёт хорошие условия для торговли между Россией и Казахстаном. Но главное — развитие экономических отношений поддерживают на уровне государств. В октябре прошлого года власти двух стран договорились увеличить товарооборот с $17,5 млрд в 2018 году до $20 млрд в 2019 году.

Фото на обложке: pixabay, СС0

Национальная палата предпринимателей «Атамекен»
«Атамекен» проводит программу по повышению уровня узнаваемости казахстанских товаров на рынках России и Китая
Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе