secretmag.ru
Опубликовано 12 ноября 2021, 11:00
8 мин.

Переезжаем вместе со стартапом в ОАЭ. Опыт предпринимателя

Объединённые Арабские Эмираты в 2020 году заняли 43-е место в рейтинге* лучших стран для открытия стартапа, обогнав все другие арабские государства. Всего на открытие бизнеса в регионах Ближнего Востока и Северной Африки за первый квартал прошлого года инвесторы вложили $273 млн, и четверть от этих сделок заключили в ОАЭ. Как зарегистрировать стартап в Арабских Эмиратах и что нужно знать о бизнесе в этой стране?

Переезжаем вместе со стартапом в ОАЭ. Опыт предпринимателя

*По данным рейтинга StartupBlink

Главное преимущество бизнеса в Арабских Эмиратах, по сравнению с Европой и США, — это отсутствие налогов на прирост капитала, на прибыль, payroll tax (налог на заработную плату. — Прим. «Секрета»). Также не нужно платить государству отчисления с дивидендов и доходов физических лиц. К примеру, в Америке обратная ситуация. В зависимости от выбранного штата, налог на прибыль варьируется от 15 до 35%.

В ОАЭ сравнительно небольшой внутренний НДС (VAT inside) для Совета сотрудничества стран Персидского залива (GCC) — составит 5%. Если же вы продаёте товары в страны, которые находятся за пределами этих территорий, НДС будет равен нулю.

Ваша компания приравнивается к международной, и вы сможете получить сертификат об исключении, что не обязаны платить VAT. Этот документ упростит сдачу отчётности в местной налоговой. Иная ситуация в Европе. К примеру, во Франции стандартная ставка НДС равна 20%, а в Польше она составляет 23%.

Если ваша основная цель успешный запуск международного стартапа — ОАЭ подойдёт идеально.

Для поиска инвесторов лучше выбрать США, где популярны венчурные инвестиции. К примеру, штат Делавэр — это общепринятая юрисдикция с большим выбором инвестиционных фондов. Инвесторы ищут компании не только для того, чтобы вложить капитал, но и выгодно перепродать свою долю в будущем. Поэтому наличие фондов для них так важно. ОАЭ более непривычная юрисдикция по сравнению с США, и меньшее количество инвесторов готовы к вложениям в этой стране.

Если ваша основная цель в том, чтобы получить второе гражданство или ВНЖ в Арабских Эмиратах, то это не самый простой вариант.

Гражданство в ОАЭ выдаётся только в исключительных случаях по решению местного правительства. Стать гражданином Арабских Эмиратов могут и состоятельные инвесторы. Правда, необходимая для этого сумма инвестиций не сообщается. Также страна готова выдать гражданство учёным, которые завоевали много престижных наград, лауреатам международных премий в сфере искусства и высококвалифицированным врачам с десятилетним стажем работы. Все эти случаи рассматриваются в индивидуальном порядке.

Заключение брака также может стать возможностью для женщин навсегда остаться в ОАЭ. Для этого нужно отказаться от прошлого гражданства и прожить в Эмиратах в браке с местным жителем более трёх лет. При этом мужчина, женившийся на жительнице ОАЭ, такой возможности не имеет.

Резидентская виза для ведения бизнеса выдаётся на срок до трёх лет. После ее получения иностранец может оформить residence ID. Это идентификационный номер, который дает доступ к госуслугам, используется для аренды недвижимости, осуществления финансовых операций внутри страны и не только.

Чтобы получить резидентскую визу, необходимо предоставить:

  • документ, подтверждающий личность;
  • коммерческую лицензию (документ, который позволяет вести торговую деятельность);
  • Establishment Card (иммиграционную карту, заявление на которую подается через Управление Свободной экономической зоной);
  • разрешение на въезд;
  • медицинскую справку об отсутствии серьёзных заболеваний;
  • непосредственно само заявление на резиденство.

Разрешение для въезда оформляется в течение 4-5 дней и заявителю дается два месяца, чтобы пересечь границу. На медосмотр и подачу документов уходит около недели.

Как зарегистрировать стартап и сколько это стоит

Для открытия ИТ-компании мы рассматривали регистрацию только в Free zone. Это отдельные территории, где действуют свои правила в отношении местного бизнеса. Преимущество их в том, что в Свободных Экономических Зонах иностранец может полностью владеть бизнесом и вести документацию по упрощенной схеме. В Арабских

Эмиратах есть более пятидесяти Free zone, где иностранцы могут быстро открыть компанию. Некоторые из них заточены под определённый вид бизнеса. К примеру, Building Material Zone подходит для открытия компаний, занимающихся строительными материалами, а Dubai Aid City регистрирует благотворительные фонды. Нужен ли уставной капитал, также зависит от выбранной локации.

Про деньги и нюансы

  • Регистрация обходится в среднем в $10 000 в год. В эту сумму входит получение годовой лицензии за $1000-2000.

  • Вместо нее можно купить лицензию фрилансера для определенных видов деятельности, которая стоит так же $1000-2000. К примеру, ее могут оформить программисты, веб-дизайнеры, маркетологи и другие специалисты. С таким типом лицензии также можно полноценно вести бизнес.

  • При регистрации потребуется офис. Аренда помещения на 100 кв. м. будет стоить $20 000-30 000 в год. Если вы не хотите сразу снимать офис, можете приобрести виртуальный юридический адрес Flexi-Desk, заплатив за него от $1000.

  • Так как при регистрационной подаче нужно предъявить много документов, лучше воспользоваться услугами консультантов. На них уйдет несколько тысяч долларов. Еще один обязательный платеж — страховка владельца компании, ее средняя стоимость — $3000.

  • Искать местного жителя для регистрации не нужно — вы сможете открыть бизнес на своё имя.

  • На открытие компании уйдёт около месяца. Продление регистрации на следующий год выйдет чуть дешевле — около $7000–8000.

  • Сразу учитывайте дополнительные расходы. На получение визы уйдёт более $2500. Страховки и разрешение на каждого сотрудника — это $2000 в год.

  • Размер уставного фонда зависит от выбранной Свободной экономической зоны. Мы открывали компанию, внося на старте в качестве уставного капитала. Эти деньги можно было использовать в бизнесе в любой момент. Есть Free zone, где минимальные требования к уставному фонду не достигают даже $1000.

Переезжаем вместе со стартапом в ОАЭ. Опыт предпринимателя

Открытие счёта в местном банке

В ОАЭ работает несколько международных финансовых организаций и пара крупных местных банков, где вы сможете быстро открыть счёт. Интерфейс банковских приложений во многом уступает отечественному, но в нём легко разобраться.

Открыть счёт в банке с европейским паспортом можно за неделю. Для гражданина РФ процесс займёт около месяца, в том случае, когда вы оперативно подадите все документы.

У каждого банка свои требования. Среди них может быть запрос на личное резюме предпринимателя с описанием его опыта в бизнесе, корпоративная документация, банковские выписки по счетам акционеров, бизнес-план и другие документы. Если все доходы прозрачны и предоставляется отчётность, с открытием счёта проблем не возникнет.

Обязательное условие для получения банковского счёта — аренда помещения. Это может быть как офис, так и личная квартира, если вы работаете из дома. Банк в обязательном порядке запрашивает фактический адрес бизнеса, без этого завести счёт не удастся.

Если вам для бизнеса обязательно необходимо подключить приём банковских карт, в ОАЭ есть выбор международных платёжных систем, которые принимают карты к оплате.

Не забывайте, что открытие бизнеса в ОАЭ не отменяет сдачи отчётности в российскую налоговую, если вы являетесь налоговым резидентом РФ. Это относится к тем гражданам, кто живет более полугода в России. Многие стартаперы по незнанию попадают на штрафы от 500 000 рублей и выше.

Быть резидентом РФ и иметь бизнес в ОАЭ — это очень тяжёлая работа. У вас возникнет обязанность по предоставлению деклараций о владении компанией и её финансовой отчётности, а также придётся отчитываться о наличии личных счетов за рубежом. Это огромное количество бумаг. Перед открытием бизнеса в ОАЭ лучше стать нерезидентом или найти нерезидента, на чьё имя можно открыть бизнес.

Как получить Tax Certificate

Если вы прожили в ОАЭ более полугода, на основании выписки из банка можно получить налоговый сертификат. Он подтверждает налоговое резидентство в Эмиратах. Сертификат будет действовать на территории Европы. Его можно использовать в тех случаях, когда нужно доказать свой статус налогового резидента или воспользоваться льготами во избежание двойного налогообложения. В России, к сожалению, от Tax Certificate смысла нет.

Учитывайте, что у ОАЭ и США нет соглашения об избежании двойного налогообложения. К примеру, если налоговый резидент России покупает американские акции, он платит стандартный НДФЛ 13%. А если налоговый резидент ОАЭ покупает эти же акции, он платит 30%.

Будьте готовы к регулярным проверкам

Приготовьтесь к тому, что документы на всех этапах ведения бизнеса запрашивают очень часто. Отчётность контролируют регистрирующие органы Free Zone, банки, Tax Authority (налоговые службы), Payment providers (поставщики платёжных услуг) и другие организации. Из-за этого поиски международных инвесторов могут стать сложной задачей.

Не все согласятся на доскональный процесс проверок в рамках KYC/AML, которые приняты в ОАЭ. Они включают в себя идентификацию личностей, сбор базы данных пользователей и контроль историй их транзакций.

Но вы можете найти инвесторов и внутри страны. Существуют крупные платформы долгового финансирования, такие как Beehive, где можно зарегистрироваться и предложить свой бизнес для инвестирования.

Крупные венчурные компании Middle East Venture Partners, BECO Capital, Arzan Venture Capital и другие постоянно находятся в поисках перспективных проектов.

Найти инвесторов можно и на площадке Zoomaal, в рамках которой часто проводятся мероприятия для предпринимателей и инвесторов.

ОАЭ — богатое государство, и местные любят вкладываться в интересные проекты. Ваш бизнес должен быть максимально прозрачным. Все контракты и банковские выписки обязаны иметь чёткое объяснение по каждой транзакции.

Особенности жизни и работы в ОАЭ

Жилые апартаменты в Дубай обойдутся в $25 000 — 40 000 в год. Инфраструктура в городе хорошо развита — есть разные сервисы доставки продуктов, клининговые и другие компании. В Дубай удобно передвигаться на машине, такси намного дешевле, чем в США и Европе.

Отличительная черта ОАЭ — дорогая связь. Если в Москве тарифы на мобильную связь составляют 6–8$, в Эмиратах их стоимость достигает 40$. А цена интернета в ОАЭ превышает 100$.

Перебираясь в Арабские Эмираты, стоит не забывать, что это пустыня и песчаные бури — нередкая история. Наиболее комфортный период в стране с октября по май. Днём температура держится на отметке 30 градусов, а ночью — около 20 градусов. Летом воздух может нагреваться более чем на 40 градусов.

Так как 85% населения экспаты, на английском языке вас везде поймут. Также в стране проживает много русских.

Из основных недостатков страны — дорогая медицина. Туристические премиум-страховки, оформленные в России, могут работать по-разному. Одни из них быстро покроют дорогое лечение, другие — и вовсе не предоставят никаких выплат. Здесь лучше руководствоваться отзывами тех, кто уже пользовался страховыми компаниями, и выбирать на их основе.

Арабские Эмираты часто недооцениваются ИТ-компаниями, и зря. У них есть множество преимуществ:

  1. Это практическая единственная юрисдикция, где можно легально вести деятельность без налогов на прибыль, capital gain, payroll tax и НДС для реализации товаров за пределами GCC.
  2. В ОАЭ можно быстро зарегистрировать бизнес. Если у человека есть деньги, он без труда откроет компанию за два-три месяца.
  3. Объединённые Арабские Эмираты территориально очень выгодно расположены. Транспортный хаб находится на стыке Европы, Африки и Азии. Объем реэкспорта в ОАЭ достигает более $100 млрд в год. Благодаря удачному расположению и местным транспортным компаниям предприниматели могут быстро доставлять товары по всему миру.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license), Pixabay, Pixabay License