Нематериальные пряники. Как мотивировать сотрудника, не повышая ему зарплату
Принято считать, что главный и основополагающий фактор при выборе места работы — финансовый. И это недалеко от истины: специалисты предпочитают приходить к тем, с кем совпадут по зарплатным ожиданиям. Но вот для того чтобы человек остался и строил карьеру в одной и той же компании годами, зачастую требуется мотивация посерьёзнее. В деньгах её выразить трудно, ведь на кону — душевное спокойствие, отношение в коллективе и то, что называют нематериальным поощрением.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
_ «Секрет» поговорил с представителями российских и международных компаний и выяснил, как они мотивируют своих сотрудников, когда финансовые аргументы уже исчерпаны._
Что такое нематериальная мотивация?
С материальной мотивацией всё более-менее ясно: от хорошего оклада отказываются редко, а премии и системы надбавок заставляют работника усердно трудиться и не отлынивать от дополнительных задач. Такая мотивация работает, но всё-таки имеет свои ограничения: невозможно повышать зарплату бесконечно. К тому же работа на износ, пусть даже подкреплённая висящей перед носом «морковкой» в виде премии, возможна лишь на коротких дистанциях. Никакие деньги не смогут удержать человека, если ему не удалось стать своим в коллективе, а стресса на работе больше, чем успехов.
Если же команда ориентирована на длительный забег, стоит подумать о корпоративной культуре и образе жизни своих сотрудников. Большинство работодателей понимают, что работнику как минимум нужно обеспечить комфортные условия. Но поскольку люди — существа высокоорганизованные, одного только физического комфорта им мало. Чтобы сотрудник действительно чувствовал себя частью команды и работал на общий результат, приходится апеллировать к его высшим потребностям: стремлению к саморазвитию и реализации потенциала, жажде уважения и признания.
Тут-то и вступает в дело нематериальная мотивация — различные неденежные способы поощрения и управления персоналом. Речь может идти как об отдельных бонусах, так и о целом комплексе мероприятий для повышения лояльности сотрудников и поднятия корпоративного духа, улучшении рабочих условий и атмосферы в коллективе, а также эффективности труда.
Вовлечённость в работу и вдохновение могут послужить нескончаемым «топливом» для новых успехов, когда финансовая мотивация уже достигла своего потолка. Это — часть большой и не всегда видимой работы руководителей и отдела HR, лавирующих между зарплатными ведомостями, графиком дней рождений сотрудников и различными вариантами для проведения корпоративов и тимбилдингов.
Похвалой и добрым словом
Далеко не все такие мероприятия ничего не стоят работодателю. Порой для того чтобы сотрудники были довольны, не получив ничего существенного, приходится серьёзно потратиться. Однако не стоит недооценивать и совершенно бесплатные методы мотивации персонала, такие как обычное доброе слово, рассказал «Секрету» бизнес-консультант Владимир Моженков.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
«Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как доброе слово». Это самый простой и понятный пример нематериальной мотивации — той, которая поможет сплотить персонал и добиться успехов в любом бизнесе. Чтобы сильные стороны любого сотрудника максимально раскрылись, он должен находиться в напряжённой, но позитивной среде. Именно она обеспечивает развитие человека, ведь если завтра мы получим всё что хотим, едва ли послезавтра нам захочется каких-то свершений. Доброе слово — это инструмент, который способен помочь обеспечить это развитие.
Начальник должен проявлять участие в судьбе своего сотрудника: благодарить, хвалить, поощрять за креативные и полезные идеи. Ещё один важный момент — разговор по душам и помощь в трудную минуту. Если вы замечаете, что с вашим сотрудником что-то не так, не поленитесь выяснить причину его озабоченности и грусти. Возможно, вы сможете повлиять не решение проблемы. Если сотрудник допустил ошибку, простите ему её на первый раз. Человек будет признателен вам, и ему захочется ещё лучше работать на вашу компанию. Иногда, чтобы изменить человека, нужно всего лишь изменить его отношение к себе.
Внимание
Мало что может быстрее подтолкнуть человека в пучины выгорания и депрессии, как ощущение себя безликим винтиком в корпоративной машине. Чтобы не дать сотрудникам скатиться в это состояние, руководителю важно замечать их проблемы, выслушивать предложения, помнить об их семейных обстоятельствах, увлечениях, важных датах. И, когда и если это уместно, делать знаки внимания от лица компании и коллег.
Для коллектива всегда важно проявление внимания. Например, мы поздравляем с днём рождения всех ребят (личные сообщения, онлайн-открытки, поздравления в общих каналах и на общем звонке компании). На знаменательные даты дарим подарки. Тут важен индивидуальный подход, который учитывает хобби и увлечения, может быть, даже реализацию мечты — например, сотрудникам дарили кастомизированный джойстик для PlayStation, гитару или сертификат на отпуск.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
У одних из наших клиентов, компании с более 300 сотрудниками отдела продаж, опыт нематериальной мотивации применялся всегда, к этому все привыкли. Но в преддверии новогодних праздников хотелось чего-то особенного. Надо было не только выделить самых успешных и результативных, но и как-то замотивировать их на работу сразу после праздников. Мы решили пойти через самое родное и близкое, черед семью. Управляющий компании написал благодарственные письма на имя родителей топ-30 сотрудников года. Письмо обращалось к ним лично, оно подчеркивало какой вклад в компанию и ценность несёт сотрудник и как компания в лице руководства благодарна его родителям. Это было невероятно! По мере доставки писем сотрудники звонили и благодарили, благодарили за искренние слёзы своих родителей. Это был пик очень большой гордости и трепета. Но самое интересное было после праздников. Каждый отмеченный таким образом сотрудник сразу включился в рабочий процесс. А молва про 30 счастливчиков расползлась по всей компании, и на следующих год многим захотелось, чтобы и их родители получили такие письма.
Опрошенные «Секретом» руководители сходятся во мнении, что внимание к сотрудникам — краеугольный камень в деле нематериальной мотивации. Но проявить его правильным образом не так-то просто.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Достаточно выяснить мотивационные типы каждого сотрудника и предоставить ему в работе то, что требуется. Так вы получите массу мотивации и вовлечённости в работу. Например, дайте индивидуалисту возможность покомандовать или повесьте его фотографию на доску почёта.
Альтруист от тех же самых возможностей придёт в ужас, но получит удовольствие от возможности принести чашечку кофе индивидуалисту и сделать всему коллективу утром что-то хорошее.
Утилитариста хлебом не корми, но дай посчитать, как можно получить золото из грязи. Если на помойке можно найти что-то и превратить это в огромную ценность, то утилитарист будет счастлив.
Эстет же ужаснётся от одной мысли о помойке и призовёт всех мыть руки и офис, облагораживать его цветами, мебелью и благородными запахами, а заодно и стенд на выставке, который вы отправите его оформлять. Если надо, то традиционалист будет охранять этот стенд, даже ценой собственной жизни.
К сожалению, большинство руководителей слабо оперируют такими абстракциями в практической работе. Поэтому они заливают сотрудников деньгами вместо того, чтобы лучше познакомиться с ними.
Обратная связь
«Одна из лучших нематериальных мотиваций — быть услышанным и знать, что твоё мнение может на что-то повлиять», — указала Мария Харитонова, менеджер по работе с персоналом REG.RU. Памятуя об этом, во многих компаниях уделяют особое внимание системе обратной связи.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Работая в операционном бизнесе, я часто испытывала сильное разочарование, когда сама корпоративная система мешает мне работать эффективно. При этом изменить эти процессы многие сотрудники не могут или боятся об этом сказать. Ощущение тщетности усилий демотивирует и вгоняет в депрессию даже очень эффективного и талантливого сотрудника. Поэтому нужно регулярно обращаться к сотрудникам за обратной связью, чтобы понять, как и что можно исправить.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Каждое полугодие у нас проводится анонимный опрос сотрудников, в котором выясняется степень удовлетворённости работой, отношениями в коллективе, оценивается сложность текущих задач, а также вовлеченность в корпоративную культуру. Этот опрос тоже позволяет сотруднику задать менеджменту или руководителям департаментов любые вопросы или предложить идею. Все полученные вопросы и предложения передаются ответственным лицам, и ответы также публикуются в открытом доступе. При виде такой открытости и быстрой обратной связи у сотрудников повышается мотивация, растет уровень доверия к руководству, они уверены, что не останутся наедине со своей проблемой или сложной задачей и обязательно получат поддержку.
Впечатления
Конечно, приятно помимо поздравлений от босса, получить на Новый год или другой праздник ещё и в меру полезный в хозяйстве подарок. У тех, кто часто меняет места работы, дома нередко скапливается целая коллекция брендовых кружек, футболок и блокнотов. Некоторые могут позволить себе подарить сотрудникам и что-то посущественнее: продуктовые корзины, наборы для барбекю, иногда даже гаджеты и бытовую технику. Но вещи теряются, ломаются, забываются, да и угодить вкусам всех и каждого довольно сложно. А вот яркие впечатления, подаренные вместо очередной безделушки или полученные на тимбилдинге, память будет благодарно хранить и годы спустя.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Мы активно используем объединяющие команду поездки, причём стараемся организовывать не просто стандартный тимбилдинг, а чтобы поездка была познавательной, интересной и запоминающейся. Руководство и сотрудники направления выезжают в другие города или страны, где обсуждают планы развития. Смена обстановки позволяет конструктивнее пообщаться, обозначить основные проблемы, наметить точки роста.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Каждую неделю мы стараемся проводить какое-то мероприятие. Традиция возникла во время пандемии, когда надо было в срочном порядке развеивать упаднические настроения коллектива. Тогда мы устраивали неформальные посиделки в прямом эфире, приглашали гостей с НЕпрофильными лекциям (от диетолога до стилиста. И да, «суровые» программисты тоже активно всем интересовались), проводили турниры по CS и прочим онлайн-активностям. Это здорово разбавляло будни. Когда удалось отладить относительный офлайн-режим, то стали организовывать очные мероприятия. Акцент на том, куда сотрудники едва ли пойдут сами — им будет просто лень заниматься организацией. Картинг, полёты на парапланах, конная прогулка, сплав на байдарках, участие в ЧГК/Мозгобойнях, турниры и обучение бильярду, рисование маслом. Компания берёт на себя все хлопоты и расходы по такому движу.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Конкуренция
Ничто так не стимулирует работать быстрее, выше, сильнее, чем здоровая соревновательная среда. Конкуренция при этом может быть не только с другими компаниями, но и с коллегами. Главное при этом — правильно выбрать мотивацию и не перегнуть палку. Если награда победителю будет слишком ценной, вместо сплочения коллектива легко получить конфликты, в то время как за шутливый титул, грамоту, публичную похвалу или символический переходящий приз сотрудники охотно впрягаются в честное соревнование чисто из спортивного интереса.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Конкурсы, игры и соревнования у нас идут постоянно, не прекращаясь. Это, например, игра «Лучший сотрудник квартала». Не нужно делать ничего особенного — просто придерживаться стандартов компании и проходить по ним проверку раз в месяц, обучаться не менее четырёх часов в неделю, повышать KPI. Итоги подводятся раз в три месяца, сотрудники имеют возможность выиграть призы на сумму от пяти до 35 000 рублей — в зависимости от места. Также подводятся промежуточные итоги — «Лучший сотрудник месяца»: победитель выигрывает доставку еды на сумму 3000 рублей.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Мотивация офисного персонала, а к нему относятся и сотрудники, работающие в инженерно-техническом отделе, носит иной характер. Так, например, в коммерческом отделе есть суперкресло. Оно большое, дорогое и удобное, а лучший сотрудник по итогам квартала получает право сидеть в нём следующие три месяца. За это кресло ведётся нешуточная борьба.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Доска почёта с лучшими сотрудниками месяца есть во многих коллективах, но в нашей компании отношение к таким людям действительно особенное. Информация о сотрудниках, которые продемонстрировали выдающиеся результаты, рассылается всей компании — с фото и кратким описанием достижения. Далее в корпоративной газете и ежедневных новостях публикуются интервью с этими сотрудниками. Руководство обязательно читает такие материалы, ставит лайки, делится мнением, как можно добиться ещё более значимых показателей. Между сотрудниками рождается здоровая конкуренция, каждый старается добиться максимальных результатов.
Хобби и ценности
Хотите дружный и сплочённый коллектив? Целый ряд опрошенных «Секретом» руководителей уверен, что для этой цели идеально подходит совместное занятие чем-то максимально далёким от работы. Возможность разделить с коллегами своё хобби или вместе с ними открыть для себя новый вариант проведения досуга работает как мощный социальный якорь. Такая возможность побуждает сотрудников работать на общий успех — чтобы потом отметить его в дружеской компании.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Для сплочения команды и поддержки здоровой атмосферы важно, чтобы сотрудники воспринимали друг друга не только в статусе «коллега», но и в статусе «друг», «товарищ по оружию». Чтобы их объединяли не сплошь рабочие процессы, а ещё личные интересы, хобби, чувство юмора и другие проявления эмпатии, через которые повышается уровень доверия и поддержки. Гораздо больше хочется вкладывать в дело, если ты разделяешь его с близкими по духу людьми, готовыми помочь и поддержать.
У нас в REG.RU ежемесячно проходят мероприятия, где сотрудники знакомятся с интересами друг друга. Это могут быть командные конкурсы, турниры, челленджи, где объединяются ребята из разных отделов или команд с учётом увлечений, талантов или хобби. Например, 23 февраля сотрудники компании наслаждались онлайн-концертом кавер-группы, которая исполнила хиты американской рок-группы Red Hot Chili Peppers. Они общались в чате и заказывали песни.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Вместе с коллегами из нашего подразделения мы организовали клуб по смешанным единоборствам. Такой формат мы выбрали неслучайно — многие из нас раньше профессионально занимались различными видами спорта. Поэтому в нашем клубе тренерами являемся мы сами и каждую тренировку обучаем друг друга. Мы проводим занятия два раза в неделю, и это отличное средство для выплеска эмоций. Безусловно, такая форма взаимодействия прекрасно объединяет коллектив.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Важный аспект нематериальной мотивации — возможность проявить, а иногда и раскрыть свои творческие способности. Кроме того, участие в творческих проектах помогает наладить отношения между сотрудниками из разных подразделений. На нашем предприятии творческие конкурсы стали постоянной традицией. Тематика у них самая разная: танцевальное шоу, битва хоров, КВН, кинопоказ и т. д. Причём на достаточно высоком уровне: на уровне самого большого зала в Пензе, на уровне построения декораций, записи качественных фонограмм. Безусловно, компания тратит на это большой бюджет. Но при этом люди действительно получают удовольствие, заряд хорошего настроения, раскрепощаются.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Сотрудникам приятно видеть, что компания на постоянной основе разделяет важные для них направления и ценности: благотворительность, экологию, осознанный подход к жизни и окружающей среде, заботу о семье. Важно проводить активности, которые укрепляют связи в растущих командах. Так, на корпоративных «Неделях здоровья» проходят чек-апы и научно-популярные лекции о питании, спорте, физическом и эмоциональном здоровье с участием приглашённых экспертов. В компании проводятся «дни семьи», благотворительные и экологические мероприятия, на постоянной основе у нас действуют спортивные коммьюнити — беговой клуб, волейбольные и футбольные команды, занятия по йоге и так далее. Такие активности надо не только организовывать «сверху», но и замечать, что придумывают сами сотрудники, и по возможности поддерживать эти идеи.
Карьерные перспективы
На какую бы позицию ни пришёл в компанию сотрудник, рано или поздно он захочет большего. Развитие — естественная человеческая потребность, а без возможности роста заскучает даже высокооплачиваемый топ-менеджер. Показать ему цель, уверить в её достижимости и дать в руки инструменты для работы над собой — тоже задача руководителя.
Важно вовремя увидеть потухшие глаза сотрудника и выяснить причину. В 80% случаев дело не в зарплате. Кому-то важно помочь справиться с управленческими компетенциями, и мы предлагаем коучинговые программы для руководителей. Кто-то из сотрудников устал работать с текущим клиентом и хочет сменить отрасль — в агентстве это очень легко сделать. Были у нас примеры, когда аккаунт становился талантливым аналитиком, то есть менял карьерное направление внутри профессии. Избежать ситуации выгорания сотрудников также помогает составление карьерной карты каждому на ближайший год.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Как компания мы создаем условия, позволяющие непрерывно развиваться. Это возможность кросс-функциональной карьеры, корпоративный университет, невероятно широкий список тем для тренингов. Немалую роль играет наличие у каждого обязательного плана развития, в рамках которого ежегодно назначаются три профессиональные и две личные цели. Совместно с линейным менеджером и HR бизнес-партнером сотрудники обсуждают, каким путем можно достигнуть этих целей. Подводя итоги года, сотрудник получает оценку и обсуждает с руководителем свои карьерные возможности.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Обучение
Далеко не все настроены на покорение карьерных вершин. Многие работники годами готовы сидеть на одной и той же должности, но это не значит, что они согласны остановиться в своём развитии. Дав персоналу возможность учиться, получать новые навыки и расширять кругозор, руководитель получает сотрудников не только более квалифицированных, но и более лояльных.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
После прохождения испытательного срока каждый сотрудник может использовать заложенный на образование бюджет, потратив его на изучение пиара, маркетинга, английского или его специализации, на платной основе принять участие в конференции или отправиться на стажировку за границу при условии, что человек хорошо владеет английским.
Наши сотрудники имеют доступ к корпоративному университету, где могут прокачивать soft skills. Многие предпочитают улучшать свои управленческие навыки. Помимо этого, мы всегда поддерживаем сотрудников, которые хотят выступить на профильных международных и локальных конференциях по искусственному интеллекту.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
В целом я верю в рост и силу организации через развитие потенциала сотрудников. К примеру, у нас есть открытый курс диджитал-маркетинга, который даёт понимание основ цифровой коммуникации и электронной коммерции. Кроме того, мы сотрудничаем с ключевыми игроками на рынке диджитал-образования и проводим для сотрудников как разовые тренинги, так и фундаментальные курсы.
Сила авторитета
Многие задаются вопросом, чем именно мотивировать сотрудников. Но иногда то, кто именно будет мотивировать, ничуть не менее важно. Фигура руководителя в компании — центральная для многих процессов, в том числе далёких от собственно бизнеса. К нему обращаются за помощью, перед ним отчитываются за достижения и провалы, к нему могут испытывать уважение, страх или всё вместе. То, какую стратегию поведения выберет начальник, повлияет на то, как охотно они будут на него работать и надолго ли задержатся.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
С переходом большинства сотрудников на удалёнку стало понятно, что людей нельзя мотивировать одним только авторитетом. В человеке, занимающем директорское кресло, должны видеть именно человека, а не диктатора. Для того чтобы научиться говорить с подчиненными на одном языке, необходимо стать эмпатичным руководителем.
У меня есть фирменный приём: приглашать лучших сотрудников на обед. Обедать лучше один на один — это лучшая форма установления доверительных отношений. Перед тем как приступить к еде, я встречаю человека, пожимаю ему руку и благодарю его за тот вклад и успех, который он вносит в нашу компанию. Кроме того, я не скуплюсь на советы. Если сотрудник говорит мне, что через пять лет мечтает занять должность финансового директора, я спрашиваю, что он собирается предпринять для этого. А затем делюсь своим опытом, рассказываю, как можно этого достичь. Мой совет коллегам: не бойтесь общаться с коллективом, взаимодействовать с ним. Приходите на работу в хорошем настроении, с улыбкой. Старайтесь нести позитив, а не угрозу. Если в вашей команде появился новичок, зайдите утром лично поприветствовать его. Такое внимание со стороны генерального директора станет отличной нематериальной мотивацией.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Руководитель в нашей компании — это не человек, который всё знает только потому, что он начальник и так решил, это не местный «божок», устанавливающий порядки, руководитель — это в первую очередь наставник, который научит, покажет, объяснит 2 раза, 10 раз, 100 раз. Это человек, к которому можно прийти (написать в мессенджер, позвонить) за советом, за помощью, да и просто поговорить по душам.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Менеджмент компании охотно участвует в такой инициативе, как «интервью без галстука»: целая серия видеоинтервью, где руководители рассказывают о себе, своих убеждениях, карьере и интересах и могут поделиться своими страхами и примерами неудач. Один из приоритетов работы с менеджерами — это научить их способствовать благополучию наших сотрудников. На фоне пандемии многие отмечают сложности с соблюдением границ между работой и личной жизнью, эмоциональную нестабильность, признаки выгорания. У менеджеров здесь огромная роль: проявить эмпатию, расставить приоритеты, организовать эффективную коммуникацию работы из офиса и дома.
Бонусом к соцпакету
Нередко компании в дополнение к зарплате предоставляют своим сотрудникам условно бесплатный (для них, не для компании) социальный пакет. В него обычно входит медицинское и негосударственное пенсионное страхование, скидки у партнёров, компенсация питания в офисе, доплаты за вредные и тяжёлые условия труда, иногда возможность посещать фитнес-зал прямо в офисе или оставлять детей в корпоративном детском саду.
Но в условиях дефицита кадров и конкурентного рынка работодателям приходится изощряться и добавлять к традиционным компенсациям различные бонусы. Некоторые перечисляют в качестве плюсов своей компании возможность для сотрудников опаздывать и свободно распоряжаться своим рабочим временем при условии достижения результата. Другие упирают на поддержку семейных коллег.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Некоторые работодатели осуществляют комплексные программы социальной поддержки своих сотрудников. Например, выделяют дополнительные недели отпуска по случаю рождения ребенка второму родителю, чтобы он мог дольше находиться рядом с супругом или супругой, когда это необходимо. Такая возможность есть в течение всего первого года жизни малыша. Эти дополнительные дни компания оплачивает так же, как и стандартный отпуск. Поддержка работодателей также распространяется и на печальные события. Бывает, что болеет кто-то из родственников. К сожалению, иногда сотрудники теряют близких. Здесь тоже предусмотрены компенсации, дополнительный отпуск и все возможные меры поддержки.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
С 2002 по 2005 год я работал директором по персоналу телеканала ТНТ. По внутренней договорённости, сотрудники, уходящие в декрет, получали все положенные социальные выплаты по законодательству РФ. Но если родитель выходил из декретного отпуска до срока в шесть месяцев, то получал и всю заработную плату за период отсутствия. Сами понимаете, что сотрудники с удовольствием уходили в декрет и с удовольствием выходили из него досрочно.
Мотивация на дистанции
Конечно, многие методы нематериальной стимуляции рассчитаны на традиционный режим работы — на производстве или в офисе. Пандемия коронавируса надолго поставила крест на некоторых коллективных активностях и разогнала людей по домам. В таких условиях, как успели заметить во многих опрошенных «Секретом» компаниях, мотивация сотрудников поползла вниз. Пришлось изобретать новые способы поднять корпоративный дух — теперь уже дистанционно.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Культуры гибридного или удалённого формата работы в России нет, а у руководителей структурных подразделений нет уверенности, что они смогут выполнять KPI без своей команды под рукой. Отсутствие знаний, опыта, а также культура и ментальность тянут российские компании в старую парадигму работы. При плохих показателях на удалёнке отделы принудительно возвращают в офисы. Но это неправильный подход.
Офис должен оставаться местом силы, помогать решать задачи, способствовать развитию бизнеса, а не служить формой наказания. В формате гибкого рабочего графика сотрудники сами не хотят полностью отказываться от офиса, он позволяет чувствовать свою принадлежность к компании. И даже на удалёнке можно поддерживать командный дух и корпоративную культуру. Например, мы даём задания: сделать не менее десяти приседаний и записать это на видео, сдать кровь в донорском центре, принять участие в благотворительной акции.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Выигрывают те работодатели, которые полностью или частично перешли на удалённую работу раньше других и научились эффективно организовывать рабочие процессы таким образом, чтобы предоставлять сотрудникам больше свободы. Крупные западные компании внедрили home office задолго до пандемии, и этот пример переняли многие компании и в нашей стране. Предоставление подобной свободы говорит о высокой степени доверия, что, в свою очередь, также повышает лояльность работников. «Ты можешь работать откуда угодно, главное, чтобы был результат» — подобное сообщение, вербальное или невербальное, помогает чувствовать себя в команде единомышленников, что повышает степень личной ответственности.
Выводы и выборы
В конечном итоге все виды нематериальной мотивации сводятся к различным способам сказать «спасибо» сотрудникам, но не разово, а системно, постоянно и искренне. И кто-то считает, что это гораздо важнее даже самых высоких зарплат.
/imgs/2024/05/21/09/6474393/d142f3d232508e66ea7b2c76770939af9f92ad69.jpg)
Мотивация может быть только нематериальной! Материальной же бывает только стимуляция или «палка». Некоторые работодатели всё ещё находятся в «средневековье» и до сих пор называют подразделение C&B в HR «отделом мотивации». Нематериальная мотивация — это психология и только, точка. Только она побуждает хорошо работать. Деньги же — только до момента пока они не выплачены. Деньги хороши для сдельщиков-наёмников, которые сделали и ушли. Управление постоянными сотрудниками — это 99% нематериальной мотивации.
Однако, как заметил генеральный директор CloudPayments Дмитрий Спиридонов, важно помнить, что во всем должен быть баланс. Нельзя занижать уровень финансовой мотивации и пытаться выехать за счёт вечеринок. И наоборот — предлагать конкурентную заработную плату, но не заботиться об эмоциональном состоянии своей команды.
Коллаж: «Секрет фирмы», pngwing.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)