secretmag.ru
Опубликовано 07 июля 2020, 15:53

Задержание журналиста Сафронова по делу о госизмене. Главное

В Москве утром 7 июля задержали экс-журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей», а в последнее время — советника главы «Роскосмоса» Ивана Сафронова. ФСБ обвиняет его в госизмене и сотрудничестве со спецслужбами одной из стран НАТО. В Кремле заявили о «качественной работе» контрразведчиков, а журналистское сообщество уверено в абсурдности обвинений против Сафронова. «Секрет фирмы» — о главной теме дня.

Задержание журналиста Сафронова по делу о госизмене. Главное

Об Иване Сафронове

Иван Сафронов стал советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина в мае 2020 года. Его обязанностями стало выстраивание внутренней информационной политики госкорпорации и входящих в неё предприятий, а также курирование ряда специальных программ.

Доступа к секретной информации в «Роскосмосе» у Сафронова не было, заявил его начальник Дмитрий Рогозин; в госкорпорации добавили, что задержание журналиста «не касается его текущей работы».

Сафронов 10 лет отработал в «Коммерсанте», откуда ушёл после статьи о перестановках в высшем эшелоне российской власти. В апреле 2019 года журналист написал о подготовке отставки спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко — по словам источников, её должен был сменить директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин.

В мае 2019 года Сафронов вместе с соавтором статьи Максимом Ивановым заявили, что их вынудили уйти из «Коммерсанта». Решение принял владелец издательского дома миллиардер Алишер Усманов, утверждали они. По словам Сафронова, акционер высказал «серьёзные претензии» к тексту о Матвиенко.

Вслед за Сафроновым в знак протеста уволился весь отдел политики «Коммерсанта». Главный редактор газеты Владимир Желонкин опроверг факт давления со стороны акционеров, а Матвиенко позже отрицала, что требовала уволить журналистов. Сафронов перешёл в «Ведомости», которые покинул после назначения нового главного редактора Андрея Шмарова.

Сафронов — потомственный журналист: его отец, Иван Сафронов-старший, 10 лет был военным обозревателем «Коммерсанта». В 2007 году он готовил материал о поставках российского оружия в Сирию и Иран через Белоруссию. Сафронов-старший сообщил, что получил подтверждение информации. Вернувшись в Москву, он через несколько дней погиб, упав из окна подъезда. Близкие журналиста утверждают, что он был убит, но следствие не нашло криминала в его смерти.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков называл Ивана Сафронова «одним из самых талантливых и профессиональных журналистов», которых знает руководство страны. После его задержания Песков заявил, что готов повторить свои слова, однако, «к сожалению, такие обвинения озвучены, мы знаем, что у наших контрразведчиков работы много, забот много, и они свою работу выполняют, причем качественно».

Уголовное дело

Сафронова задержали утром 7 июля на выходе из дома. На добытых журналистами кадрах видно, что советник главы «Роскосмоса» шёл к ожидавшей его машине. В этот момент к нему подбежали сотрудники ФСБ, схватили за руки и посадили в микроавтобус.

По версии следствия, Сафронов работал на одну из спецслужб НАТО. Журналист якобы собирал и передавал связному составляющие гостайну сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности России. По делу о госизмене предусмотрено суровое наказание — до 20 лет тюрьмы.

По данным ТАСС, все материалы дела засекречены. Дома и на работе у журналиста прошли обыски, а следствие настаивает на его аресте.

Делом Сафронова занимается следователь Андрей Креков, заявил источник «Интерфакса». Он известен участием в деле топ-менеджера «Интер РАО» Карины Цуркан, обвиняемой в шпионаже.

На допросе Сафронов не признал вину в госизмене, сообщил источник «Интерфакса».

Защищать Сафронова вызвался также Олег Елисеев — супруг Варвары Карауловой, которая отбыла наказание по обвинению в сотрудничестве с террористами. Силовики не пустили Елисеева к подзащитному, заявил его коллега Сергей Бадамшин: «Дежурный КПП связался с дежурным Управления, тот перезвонил обратно на КПП и там сообщили, что информацией о нахождении Сафронова в здании не располагают. Детский сад. При этом ФСБ публикует кадры, где Сафронова конвоируют по второму этажу Следственного управления ФСБ».

Силовики также провели обыск у главного редактора издания «Холод», экс-журналистки «Медузы» Таисии Бекбулатовой. Она успела сообщить об этом главе правозащитной организации «Агора» Павлу Чикову, после чего перестала выходить на связь. Бекбулатову в статусе свидетеля увезли на допрос. «Медиазона» сообщает, что Бекбулатова была близко знакома с Сафроновым.

По одной из версий, которую озвучивают журналисты, уголовное дело против Сафронова может быть связано с его текстом в «Коммерсанте» о поставках российских истребителей в Египет. Журналист написал, что египетские власти готовились купить у Москвы несколько самолётов Су-35. Вскоре после публикации госсекретарь США Майк Помпео пригрозил Египту санкциями за покупку российских истребителей. После этого сделка Москвы и Каира застопорилась. В мае 2019 года «Коммерсантъ» пытались наказать за разглашение гостайны, но суд не стал рассматривать материалы, отметила «Медуза».

Поддержка

Возле здания ФСБ на Лубянке начались одиночные пикеты в поддержку Ивана Сафронова. Уже задержана глава международного отдела «Коммерсанта» Елена Черненко, которая встала с плакатом: «Требуем открытости информации и справедливости в отношении Ивана Сафронова». Её увезли в отдел полиции.

Вслед за Черненко силовики задержали корреспондентов «Коммерсанта» Киру Дюрягину, Марианну Беленькую и Александра Черных, Ольгу Чуракову из «Проекта», Никиту Гирина из «Новой газеты», Анну Зиброву.

Газета выпустила заявление в поддержку Сафронова. Коллектив назвал журналиста «настоящим патриотом России, который писал про армию и космос, потому что искренне переживал за них», а обвинение — абсурдным.

«Практика последних лет показывает, что с тяжелым обвинением в любой момент может столкнуться любой гражданин России, чья работа связана с публичной деятельностью,— будь то правозащитник, ученый, журналист или сотрудник государственной корпорации. Людям, обвиненным в государственной измене, особенно сложно добиться справедливого следствия и гласного суда: следствие неохотно допускает адвокатов, судебные заседания чаще всего полностью засекречены. В результате общественность вынуждена полагаться только на слова спецслужб, к работе которых с каждым годом возникает все больше вопросов», — говорится в заявлении.

Сафронов в «Коммерсанте» работал в президентском пуле, поэтому спецслужбы должны были проверять его «вдоль и поперёк», что не вяжется с обвинением в госизмене, отметил экс-главред «Ведомостей» Илья Булавинов.

При этом в последние годы Сафронов написал о катастрофе атомной подлодки «Лошарик», тайном присвоении главе «Ростеха» Сергею Чемезову звания Героя России, провале учений «Гром-2019», пожаре на авианосце «Адмирал Кузнецов» и других чувствительных темах, напомнил журналист Илья Шепелин.

«Я не верю в те обвинения, о которых говорится сейчас, но имею основания считать, что это попытка расправиться за то, что Ваня делал как журналист», — отметил экс-редактор отдела политики «Коммерсанта» Глеб Черкасов.

Фото: кадр из видео / YouTube-канал RT на русском

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!