secretmag.ru
Опубликовано 07 августа 2020, 15:52

Работу сервиса элитных такси Wheely приостановили на 3 месяца из-за отказа передать данные о поездках

Сервис элитных такси Wheely предстал перед судом за отказ разглашать конфиденциальную информацию клиентов. Работу компании приостановили на 90 дней.

Работу сервиса элитных такси Wheely приостановили на 3 месяца из-за отказа передать данные о поездках

Суд вынес такой вердикт в рамках административного дела о невыполнении законного требования прокуратуры. Wheely намерен обжаловать это решение.

Основатель Wheely Антон Чиркунов выступил против столичного департамента транспорта и крупных агрегаторов. Его компания с весны конфликтует с мэрией из-за блокировки работы сервиса. Сам Чиркунов утверждает, что у служб такси незаконно требуют предоставлять данные о геолокации и передвижениях их клиентов.

Если суд вынесет решение в пользу мэрии Москвы, на рынке останется лишь «квазигосударственная дуополия "Яндекса" и "Ситимобила"», утверждал Чиркунов. Такси этих агрегаторов, по его словам, «активно транслируют незашифрованные данные геолокации во всех поездках». Чиркунов считает, что Дептранс незаконно предъявил к компании требование предоставлять в режиме реального времени доступ к данным геолокации водителей, которые можно использовать для отслеживания всех сведений и маршрутов поездки.

Однако Wheely отказался предоставлять эти данные, ссылаясь на то, что закона с подобными требованиями не существует, а прецедентов принудительного исполнения такого рода запросов в мире тоже нет. «И на то есть веские причины», — отметил глава компании.

Веские причины для Wheely

  • Дептранс Москвы не имеет легальных полномочий контролировать рынок таксоперевозок, этим занимается Ространснадзор. Предоставить доказательств соответствующих запросов Роспотребнадзора в ведомстве не смогли, отметил Чиркунов.

  • Передача данных геолокации не делает поездки на такси более безопасными: с момента старта этой инициативы (в 2017 году) количество аварий с участием такси выросло на 50% в 2018 году и на 80% в 2019 году при приросте поездок за эти два года всего на 25%.

  • Данные можно использовать для отслеживания передвижений не только водителей, но и пассажиров.

  • В Единую региональную навигационно-информационную систему (ЕРНИС) невозможно передать зашифрованные данные, а значит, помимо Дептранса, ими смогут распоряжаться и другие ведомства, в том числе спецслужбы и силовики.

«Наша позиция заключается в том, что и правительства, и частные компании должны стараться собирать и хранить как можно меньше данных», — подытожил Чиркунов.

Конфликт Wheely и московских властей

Работу сервисов заказных перевозок в Москве приостановили с 13 апреля из-за пандемии. Спустя месяц перевозки по заказу разрешили при условии предоставления столичным властям сведений о передвижении автомобиля в режиме реального времени.

Однако руководство Wheely заявило, что не сможет предоставить эти данные. Чиркунов настаивал, что приватность поездок — принципиальный вопрос для компании: «Если известен адрес пассажира — а это может быть и адвокат, и журналист, и политик, — то не составляет труда отследить все поездки из этой точки и установить, когда и куда он поехал, с кем встречался».

Тогда Дептранс обратился в прокуратуру, ссылаясь на то, что сервис «не предоставил информацию о передвижении своих премиальных автомобилей, в отличие от других агрегаторов: "Яндекс.Такси", "Ситимобил" и Gett», чем нарушил предписания Роспотребнадзора и мэра Москвы.

«Мы считаем, что отказ от выполнений требований указа мэра — это прямая угроза здоровью и безопасности граждан. Каждому пассажиру важно, чтобы водитель имел действующее водительское удостоверение, не находился в федеральном розыске, соблюдал правила дорожного движения и вовремя проходил медицинский контроль», — указало ведомство в своём официальном Telegram-канале. За неподчинение сервису грозит блокировка на срок до 90 дней.

Глава московского Дептранса Максим Ликсутов, комментируя конфликт с Wheely, заявил, что «никаких данных о том, кто едет, куда едет этот человек, как его зовут, каким он платёжным средством пользуется, мы никогда не собирали».

«Компания Wheely решила, что у неё какой-то свой путь понимания этого вопроса, и, несмотря на неоднократные встречи и разъяснения, не стала выполнять требования. Надеюсь, продолжения у этого нехорошего случая не будет. И мы за то, чтобы компания работала в Москве», — утверждал чиновник.

В Wheely с начала пандемии утверждают, что предоставление данных о геолокации и персональных данных водителей никак не связано с предупреждением распространения COVID-19, зато ставит под угрозу безопасность пассажиров.

Фото: кадр из видео / YouTube-канал EY Russia

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!