02 августа 2017 года в 12:37
Партнерский материал

Как найти «голубой океан» и стать успешной компанией

— объясняет генеральный директор Первого ОФД Александр Емелин

Как найти «голубой океан» и стать успешной компанией

Оператор фискальных данных Первый ОФД вышел на рынок «облачных» касс 3 года назад. Сегодня на рынке работает 12 операторов, доля Первого ОФД составляет около 25%. Стратегия бизнеса компании— не вступать в конкурентную борьбу с игроками из смежных отраслей внутри экосистемы, в рамках которой работают производители касс и центры технического обслуживания, а предлагать им удобные и равные условия для работы на площадке оператора. Понятные правила игры и отсутствие конфликта интересов позволили компании стать неформальным законодателем правил в индустрии, создать решения, которые играют на опережение и интересны рынку, четверть которого уже работает с Первым ОФД.

— В чем заключается новшество реформы касс для бизнеса?

— В 2017 году вступил в силу новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Одним из обязательных требований является подключение к оператору фискальных данных (ОФД), который обеспечивает сбор, хранение и передачу данных, полученных от ККТ, в Федеральную налоговую службу.

— Вы работаете на рынке более 3 лет, сколько у вас клиентов, и кто они?

— В России первый чек по новому порядку был принят нами 19 сентября 2016 г. с АЗС Роснефти. Во многом благодаря своевременной инициативе со стороны Роснефти, ее отлаженным бизнес-процессам, четкому планированию и, самое главное, готовности компании совершенствовать свои услуги для клиентов, проект по переводу всех АЗС Роснефти на новый порядок работы удалось запустить в короткие сроки.

Наши клиенты — практически все федеральные и региональные торговые сети и около 70 000 представителей малого и среднего бизнеса. Из крупных игроков с нами работают Магнит, Х5 Retail Group, Билайн, АШАН, Мария-Ра, KFC, Zolla, Rendez-Vous, Эльдорадо, Спортмастер, и многие другие.

— А какова емкость вашего рынка?

— ФНС оценивает число пользователей касс первого этапа реформы в 2017 году в 1 млн 150 тыс. Сейчас 1 млн уже подключен. Еще около миллиона владельцев контрольно-кассовой техники осуществят переход на новый порядок работы к июлю следующего года. Рынок конечен, и в этом его особенность. Далее операторы будут конкурировать между собой возможностями, дополнительными сервисами, и т.д.

— Каковы же ваши ключевые преимущества?

— Мы увидели этот рынок и вышли на него первыми. Первый ОФД начал формировать правила игры, подходы к клиентам. Например, в Законе № 54-ФЗ не сказано, что личный кабинет клиента должен быть на стороне оператора. Мы поняли, что это будет удобно для клиентов, инвестировали в его разработку и создали личный кабинет с удобным интерфейсом на своей стороне. Услуга использования личного кабинета предоставляется Первым ОФД бесплатно. Глядя на нас, остальные операторы фискальных данных пошли по этому же пути.

Второй важный момент — мы тестировали передачу фискальных данных в 2013-2014 годах, участвовали в эксперименте ФНС, собрали огромное количество кейсов, выделили около 2000 проблем, которые могут возникать, и решили их. Как сделать систему надежной, как зарезервировать данные, как сделать так, чтобы система легко масштабировалась – мы знаем ответы на эти вопросы, имеем беспрецедентный багаж знаний. Первый ОФД на всех этапах реформы предлагал и предлагает своим клиентам, будь то производители касс, ЦТО, пользователи касс или органы государственной власти, тестировать в режиме онлайн свои новые решения на специальных площадках Первого ОФД. В какой-то момент у нас было порядка 25 тестовых площадок, на которых одновременно было развернуто и работало программное обеспечение компании. Сейчас функционирует готовый программный комплекс ОФД для продажи и немедленного внедрения.

Одним из преимуществ стало то, что мы построили свою архитектуру на платформе с открытым кодом. Соответственно, регулятор может в любой момент проверить и внести информацию на территорию своего ведомства. У нас собственные вычислительные мощности, комплекс Первого ОФД аттестован на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным информационным системам, мы имеем заключение экспертной организации для ОФД, которое есть только у нескольких игроков на рынке.

Решение Первого ОФД легко масштабируется, может быть подключено любое количество касс: 200, 500, 1000 и более. При этом, мы можем разворачивать сложные комплексы за 3-4 дня.

Реализовано многократное резервирование данных в нескольких системах, что очень важно в эпоху вирусных атак, если кто-то потеряет данные, мы их оперативно восстановим.

Мы завершаем тестирование регистрации касс через собственный сервис — личный кабинет ОФД. Техническая поддержка компании в круглосуточном режиме обрабатывает порядка 17-20 тыс. звонков в месяц. Не каждый оператор готов организовывать такую технологическую и сервисную инфраструктуру, так как это требует серьезных усилий команды.

— Вам легко было привлекать клиентов?

— Мы всегда стараемся быть проактивными. Например, мы искали способ, как привлечь клиента и сократить до минимума его действия. И нашли — Код активации в бумажном или электронном виде, который по аналогии с мобильной сим-картой можно ввести и подключиться к Первому ОФД. Это произвело фурор на рынке! Мы постоянно придумываем для клиентов новые решения. Например, мобильные приложения — для пользователей (налогоплательщиков) и ЦТО.

— Каков их функционал? Это как интернет-банк?

— Мобильное приложение Первого ОФД для пользователей позволяет владельцам бизнеса из любой точки мира контролировать деятельность компании. В любой момент времени он знает, какая касса активна, сколько чеков передано, на какую сумму, какая торговая точка эффективно отработала, выполнила ли план. Можно разграничить уровни доступа, делегировать процессы — IT-специалистам, финансистам, и т.д. И это бесплатно для всех наших клиентов.

— А для ЦТО отдельное приложение?

— Для партнеров, центров технического обслуживания, мы реализовали мобильное приложение с многоуровневой системой мониторинга, позволяющее следить за состоянием касс. Приложение собирает заявки клиентов на оказание услуг — настройка кассы, замена фискального накопителя, регистрация кассы в ФНС, исправление ошибки в работе ККТ и многое другое. Кроме того, партнеры и их клиенты могут отслеживать статусы заявок. Вызов ЦТО предприниматель-клиент может сделать непосредственно из мобильного приложения. Немаловажно, что центр технического обслуживания не имеет доступа к финансовым данным личного кабинета клиента.

— Сегодня бизнес-аналитика и переход на digital-формат являются популярными трендами во всех сферах. Вы развиваете свои продукты в этом направлении?

— Да, безусловно, вектор развития продукта выстраивается, учитывая важнейшие мировые тренды IT-индустрии, однако при этом мы делаем акцент на потребности клиентов. За все время работы Первым ОФД в общей сложности уже обработано более 3 млрд чеков. Это серьезные возможности для аналитики. На текущий момент у нас есть масса кейсов, которые помогают клиентам решать задачи, например, для сектора фастфуда, АЗС и т.п.

В начале июля мы подготовили очередной аналитический срез по среднему чеку по итогам 2 квартала 2017 год — можно увидеть динамику показателя в регионах, по отраслям, в корреляции с зарплатой.

В некоторых случаях пока получаются противоречивые выводы, например, в каких-то регионах преимущественно покупают алкоголь, в других – бытовую технику. Это временный перекос связан с недостаточностью накопленных данных, что с течением времени будет устранено.

— Какой эффект вы ждете от систематизации этих больших данных? Иногда говорят, что они могут оказаться бесполезными, если не знать, что с ними делать…

— Да, Big Data в какой-то момент может стать дамской сумочкой, где все есть, но сразу ничего нельзя найти. Но если использовать аналитический инструментарий правильно, то это будет крайне полезно для всех заинтересованных сторон — участников рынка. Ритейлеры будут знать, что в данном районе заканчивается хлеб, логистические компании смогут вовремя его доставить, а органы государственной власти смогут измерять важные социальные параметры, скажем, как выглядит продуктовая корзина на основе реальных данных.

Синергия возникает, если, например, объединить данные по банковским транзакциям и чекам, что полезно для оценки кредитоспособности клиента или сопоставления выручки кассы с арендными платежами для построения системы эффективной ставки арендных платежей, где расценка будет устанавливаться в зависимости от выручки. Связав данные по чекам и информацию по отгрузкам крупных поставщиков, можно понять региональное распределение потребления, и т.д.

Сама функция оператора фискальных данных кросс-функциональна. Мы можем аккумулировать обезличенные данные без привязки к бренду на верхнем уровне сбора информации. То есть оператор может предоставлять аналитику по правилам, которые определяет его клиент.

— Как поменял бизнес переход касс на новый порядок работы?

— Когда кассы «заговорили», стали передавать данные, принципиально изменилась парадигма отношений бизнеса и контролирующих органов. Сейчас ФНС видит по своим каналам, как работает та или иная точка, и, если все в порядке, средний чек соответствует бизнесу, интенсивность передачи пробивания чека соблюдается, сотрудники налоговой не пойдут в компанию с проверками. Теперь их усилия будут направлены туда, где есть реальные проблемы — скажем, помещение на 500 квадратных метров, а размер дневной выручки — 2000 рублей. Таким образом, через эту реформу, через модернизацию касс, ставшую болезненной для бизнеса, произошло сближение между государством и бизнесом.

— А как это отражается на рядовых потребителях?

— Потребитель от этого только выиграл. Во-первых, есть приложение ФНС, которое позволяет проверить каждый чек на соответствие новым требованиям. И люди активно им пользуются. Во-вторых, наличие в приложении всех переданных покупателю чеков позволяет последнему полностью взять под свой контроль личные расходы, то есть осуществлять полноценное финансовое планирование, что важно в наше время. Да, мобильные банки давно позволяют разделить затраты пользователя по соответствующим статьям, но речь шла только о платежах банковскими картами. Поступление информации о наличных расчетах позволит сформировать всестороннюю картину по платежам как на стороне банков, так и на стороне ОФД в личных кабинетах покупателей.

— Каково будущее бизнеса операторов фискальных данных, как вы считаете?

— Операторы фискальных данных, по сути, становятся огромной базой данных для потребительской экосистемы, в которую сведены все транзакции, платежи по торговым точкам, и связанные с торговлей и услугами бизнесы. Люди могут видеть структуру своих затрат и анализировать ее. Магазины получат возможность, не забрасывая покупателя письмами, предлагать то, что нужно клиенту в определенный момент времени. Бизнесмены смогут эффективнее выстроить свою деятельность, делая запросы в личных кабинетах оператора, анализировать работу торговых точек, контролировать ассортимент товаров, продуктивность работы сотрудников, выстраивать систему лояльности для своих клиентов используя готовые решения на стороне ОФД.

Решение от «Первый ОФД»: ключевые преимущества

Производительность

- возможность обработки 20 000 товарных позиций в секунду и более 400 миллионов чеков в сутки

- быстрое масштабирование всех компонентов ОФД в зависимости от количества обрабатываемых документов

Безопасность

- 3 класс защиты, лицензии ФСБ и ФСТЭК

- протоколы Transport Layer Security (TLS) и Secure Sockets Layer (SSL)

- предотвращение DDOS-активности и внешних вторжений

Надежность

- хранение каждого чека в нескольких копиях в зашифрованном виде

- мониторинг более 100 параметров процесса работы. Уровень доступности 99,9%

- физическая защита от внешних воздействий и катастроф

Технологии разработки

- команда профессионалов в области HighLoad-решений

- передовой стек промышленных технологий

Информация о компании

Первый ОФД — оператор фискальных данных. Специализация компании — разработка ПО, технологий по приему, обработке и передаче фискальных данных. В своей работе Первый ОФД использует самые передовые технологии и международный опыт.

Фотография на обложке: Первый ОФД