secretmag.ru
Опубликовано 23 сентября 2020, 17:05

Это передел рынка. Что изменится после сделки «Яндекса» и Тинькофф-банка

Объясняют эксперты

«Яндекс» предварительно договорился о покупке Тинькофф-банка за $5,5 млрд. «Секрет» узнал у экспертов, почему эту сделку называют неожиданной и знаковой, как она может изменить расклад сил на российском фондовом и финтех-рынках, а также что изменится для клиентов обеих компаний.

Это передел рынка. Что изменится после сделки «Яндекса» и Тинькофф-банка

Что произошло

«Яндекс» предложил акционерам кипрской TCS Group (материнская компания Тинькофф-банка) выкупить 100% её акций, и стороны пришли к предварительному соглашению.

Олег Тиньков в своём Instagram рассказал о предстоящей сделке: «Теперь про “продал” банк. Я ещё ничего не продал, сделка обсуждается. И это не продажа, а скорее слияние, я безмерно уважаю “Яндекс”. Мы две лучшие ИТ-компании страны, и там может быть куча синергий!».

Бизнесмен также заявил, что он достиг всего, чего хотел на финансовом рынке, и теперь намерен заняться чем-то другим. После сделки с «Яндексом» группа «Тинькофф» сохранит свой бренд, а сам он останется в компании, добавил предприниматель.

Однако эксперты считают, что у Олега Тинькова были особые причины, чтобы продать банк. В марте стало известно о претензиях к Тинькову со стороны американских налоговиков, после чего бизнесмен рассказал, что болен лейкемией и отстранился от дел.

У «слияния» компаний есть предыстория. Ещё в июне 2019 года основатели «Яндекс» и Тинькофф-банка Аркадий Волож и Олег Тиньков публично обсуждали возможность объединения — но как бы в шутку. На Петербургском форуме бизнесмены иронизировали, что у компаний уже есть кое-что общее: корпоративные логотипы, в которых «много жёлтого».

Впрочем, аналитики Альфа-банка восприняли эту беседу всерьёз и описали сценарий слияния компаний — правда, в нём речь шла о покупке «Яндексом» до 25% Тинькофф-банка.

Что уже известно о потенциальной покупке Тинькофф-банка

  • Сумма сделки — $5,5 млрд.
  • Часть из них «Яндекс» профинансирует деньгами, часть — своими акциями.
  • Покупку будет регулировать кипрская Комиссия по ценным бумагам и биржам.
  • Сделку называют одной из крупнейших на российском финансовом рынке за последние годы.
  • Покупку могут утвердить на годовом собрании акционеров ИТ-компании.
  • Сделка позволит развивать и продвигать на рынке собственные финансовые сервисы «Яндексу», который больше не владеет «Яндекс.Деньги».

Как отреагировал рынок и пользователи Сети

Игроки рынка называют эту сделку знаковой и пророчат, что благодаря ей «Яндекс» потенциально станет новым лидером российского финтех-рынка. «Партнёрство TCS Group и “Яндекса” может обеспечить долгосрочный синергетический эффект», — отметили аналитики «Финам».

Инвесторы хвастаются доходностью по акциям «Яндекса».

Это передел рынка. Что изменится после сделки «Яндекса» и Тинькофф-банка

© twitter.com

Не смогли остаться в стороне от обсуждения и пользователи Сети. Они не столь оптимистично смотрят на слияние компаний, припоминая «Яндексу» высокие цены при пиковом спросе на такси.

«Извините, комиссия за переводы в Тинькофф сегодня 15%, потому что высокий спрос. Ваш “Яндекс”», — иронизируют в Twitter. А ещё пользователи вовсю развлекаются, предлагая визуальные варианты интеграции банка в сервисы «Яндекс». Среди самых популярных вариантов «Янькофф» и «Ябанк».

К чему уже привела сделка, которую ещё не заключили

Основатели «Яндекса» и Тинькофф-банка за несколько часов разбогатели на десятки миллионов долларов.

За первые 25 минут после того, как компании объявили о предварительном соглашении, акции «Яндекса» на Nasdaq выросли на 4,3% — с $59,2 до $61,7 за бумагу. На пике капитализация компании поднялась выше $21,5 млрд (1,63 трлн рублей). TCS Group, в свою очередь, подорожала на 10,79%.

Как итог — состояние Олега Тинькова, которое в марте 2020 года оценивали в $1,6 млрд, как минимум удвоится. Его семейный траст может заработать на продаже 40,2% акций банка примерно $2,2 млрд. Состояние основателя «Яндекса» Аркадия Воложа на фоне роста акций компании уже увеличилось на $227 млн.

Вырастут и доходы акционеров. По предварительным условиям сделки, держатели акций Тинькофф-банка получат 8-процентную премию к цене закрытия 21 сентября, 10,4% — к средневзвешенной цене за месяц и 16,9% — к средневзвешенной цене за три месяца.

Олег Тиньков

Олег Тиньков

© depositphotos.com/drserg

Почему компании выбрали друг друга

После прекращения сотрудничества со Сбербанком «Яндексу» потребовался опорный банк, на который можно было бы завязать существующие сервисы экосистемы, сказал «Секрету» заместитель гендиректора Российской венчурной компании (РВК) Алексей Басов.

Но то, что он готов поглотить именно Тинькофф-банк, стало неожиданностью, говорит аналитик «Финам» Леонид Делицын. «Я ожидал, что "Яндекс" будет строить бизнес-экосистему (то есть более или менее равноправное содружество нескольких игроков) с участием какого-нибудь другого банка, к примеру ВТБ», — отметил Делицын.

В свою очередь, Тинькофф-банк как лидер технологического банкинга в России также нуждался в партнёре для роста, так как в определённом смысле упёрся в потолок в своей нише, рассуждает Басов. «Продажа "Яндексу" поможет получить каналы доступа к обширной клиентской базе с набором необходимых данных и параметров для организации продаж», — добавил управляющий партнёр консалтинговой компании KYC Ярослав Худорожков.

Было понятно, что Олег Тиньков избавится от акций своего банка после появления претензий со стороны властей США, отметила редакция телеграм-канала «Мысли не мысли». По мнению авторов канала, в глазах западных инвесторов Тинькофф-банка «Яндекс» как частная компания в роли покупателя выглядел предпочтительнее, чем, например, госбанки.

Сделка устроит и Кремль. Новый частный акционер, который претендует на большую долю акций интернет-гиганта, мог бы и не устроить государство. «Но, если речь идёт лишь о $2,74 млрд акциями, что будет составлять только 9% стоимости объединённой компании (капитализацию которой можно оценить в $30 млрд), то сделку могут и одобрить», — заметил Делицын.

Сближению двух брендов помогло и то, что их корпоративные культуры — самые близкие на российском рынке, подчеркнул портфельный управляющий УК «Альфа капитал» Эдуард Харин.

Многие аналитики отмечают, сделка «Яндекса» и TCS Group — уникальный пример соглашения, от которого выигрывают обе стороны. «Обычно растут акции только той компании, которую покупают. А акции той, которая покупает, падают. Тут же в выигрыше, очевидно, обе стороны», — написал в своём телеграм-канале инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган.

Как сделка отразится на клиентах

Альянс ИТ-гиганта и финансового института будет основой для появления новых продуктов, уверен Алексей Басов. «Экосистема "Яндекса" может стать конкурентом экосистеме Сбербанка, с которой будет бороться за кошельки и внимание потребителей. Нас ждёт достойная конкуренция двух великолепных команд, и конечные пользователи от этого только выиграют», — сказал эксперт. Это противостояние уже помешало совместному предприятию «Яндекса» и Сбербанка. «Мы не боимся конкуренции», — такой фразой прокомментировал сделку бывшего партнёра глава Сбербанка Герман Греф.

Аудитории «Яндекса» уже можно готовиться к роли «активных онлайн-шоперов, завсегдатаев маркетплейса и ценителей изысканных финансовых продуктов», считает Леонид Делицын.

Леонид Делицын
аналитик ГК «Финам»

«Яндекс», накопивший за двадцать лет петабайты знаний о том, чего мы ищем в жизни, способен значительно улучшить качество скоринговых процедур, то есть тех, которые решают, давать ли нам кредит и какую яхту предлагать — 30-метровую или покороче. Возможно, утечки в СМИ по поводу регистрации товарных знаков, вроде «Я.Банк», были допущены неспроста. Хотя вполне возможно, что кредиты он будет выдавать строже, чем другие новые банки, — но не только потому, что его скоринг будет лучше, а и потому, что многие уже и так глубоко закредитованы.


Как сделка изменит рынки

Объединение компаний усилит конкуренцию между двумя российскими биржами, Московской и Санкт-Петербургской, считает основатель инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев.

Дело в том, что Тинькофф-банк был главным брокером, сумевшим по-настоящему раскрутить рынок иностранных ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже, считает эксперт. «Обороты Санкт-Петербургской биржи стали стремительно расти, бить чуть ли не ежемесячно рекорд за рекордом, и в конце концов этим летом вышли не невиданную планку. Этим летом оборот на рынке акций Санкт-Петербургской бирже достиг уровня оборота по акциям на Московской бирже!» — объяснил Васильев.

По его мнению, сделка создаст приток частных клиентов в Тинькофф-банк, усиливая позиции Санкт-Петербургской биржи. «По совокупности всех рынков (валютного, денежного, фондового) Московская биржа, конечно, ещё больше Санкт-Петербургской. Но интрига этой новой биржевой конкуренции растет на глазах», — отметил эксперт.

Сделка действительно придаст дополнительный импульс развитию Санкт-Петербургской биржи, где благодаря технологиям банка уже сложился интересный и ликвидный рынок иностранных ценных бумаг, сказал «Секрету» руководитель лаборатории анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. Он ждёт, что на рынке развернётся новый этап борьбы финансовых организаций за клиента.

Александр Абрамов
руководитель лаборатории анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС

Есть и риск. К сожалению, текущее финансовое регулирование пока недостаточно защищает интересы долгосрочных инвесторов (отстали от жизни стандарты продаж финансовых продуктов, плохо раскрывается информация о доходности и рисках, очень высоки издержки частных инвесторов). В этих условиях сделка может иметь неопределённый эффект, в том числе подтолкнуть частных лиц к спекуляциям на финансовом рынке. В США мы видим, что союз брокера Robinhood с лидерами общественного мнения в популярных социальных сетях создаёт серьёзные риски для начинающих инвесторов, подталкивая их к опасным спекуляциям. Хотелось бы, чтобы на нашем рынке такие проблемы не воспроизводились. Надеюсь, что сделка даст импульс к росту именно сберегательных стратегий населения.


Евгений Коган и Эдуард Харин ждут, что вслед за акциями «Яндекса» и TCS Group будут расти котировки других технологических компаний, прежде всего — АФК «Система» (владеет интернет-магазином Ozon) и Mail.ru.

Сделка также даст импульс развитию венчурного рынка в России, считает инвестиционный директор венчурного фонда Fort Ross Ventures Егор Абрамов. «Любая экосистема является естественным потребителем инноваций - новых сервисов и услуг, — сказал он. — Это создает спрос на появление продуктов: как создание их внутри экосистемы, так и покупка готовых. Если первое — это драйвер для развития внутреннего наукоемкого и технологического рынка (читай: больше талантливых людей), то второе — это развитие индустрии инновационных компаний».

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com/Ahilfoto