secretmag.ru
Опубликовано 09 апреля 2024, 22:41
4 мин.

Как управлять своей речью на собеседовании, выступлении и презентации? 7 советов от психолога

Искусство общения предполагает умение свободно и убедительно говорить — так, чтобы ваша речь произвела приятное впечатление и расположила к вам собеседника или аудиторию. Нужные слова и интонации порой позволяют добиться важных целей, установить доверительный контакт, доходчиво объяснить свою позицию. Как научиться управлять своей речью и какие трюки здесь помогут? Рассказываю о главных правилах и речевых приёмах выступлений на публике.

Управлять своей речью может далеко не каждый — это тот навык, который требует усилий. Большую роль здесь играют использование логичных аргументов, умение понятно выразить свои мысли, воздействие на чувства и преодоление собственных страхов.

В первую очередь при подготовке к презентации или собеседованию следует обратить внимание на ключевые компоненты успешного ораторства. К ним относятся:

  • структура выступления;
  • психологическая стабильность;
  • уместное использование эмоций, мимики и жестов;
  • управление голосом.

Разберём их подробнее в советах по управлению речью.

Что поможет удачно выступить. 7 советов

Независимо от характера предстоящего общения важно учесть несколько рекомендаций.

Перед выступлением

Совет 1. Внимательно изучите материал

Нет ничего более убедительного для публики, чем хорошая подготовка оратора.

  • Поразмышляйте над материалом, создайте структуру, определите ключевые моменты.
  • Ознакомьтесь с темой, которую будете представлять, — прочные знания укрепят уверенность в себе и возможность эффективно управлять речью.
  • Поупражняйтесь в формулировках основных идей и подготовьте ответы на вопросы, которые могут возникнуть у слушателей.

Совет 2. Потренируйтесь перед ответственным моментом

Практические занятия помогут вам поверить в свои силы и создать нужный настрой. Произнесите речь вслух перед зеркалом, попросите друзей сыграть роль аудитории и дать вам обратную связь. Поработайте над произношением, темпом, паузами и силой голоса.

Выразительность и ясность слов помогут вам убедительно выступить и произвести желаемое впечатление.

Используйте яркие короткие фразы, повторяя их несколько раз. Они должны соответствовать общей тематике, концентрируя в себе основной смысл.

Придайте окончанию речи позитивный импульс, чтобы у людей остались приятные воспоминания о ней.

Совет 3. Создайте позитивный настрой

Перед выступлением или собеседованием важно сохранять внутренний баланс, убедиться, что вы готовы озвучить свои мысли и соображения. Верьте в себя, относитесь к ситуации конструктивно и старайтесь извлечь положительный опыт из этого события.

Во время выступления

Совет 4. Контролируйте дыхание

Один из важных аспектов управления речью — контроль дыхания. Во время выступления люди часто испытывают сильное волнение, что может повлиять на работу лёгких. От этого во многом зависят громкость голоса и чёткость речи.

Перед мероприятием сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы добавить себе уверенности, расслабиться, сосредоточиться и стабилизировать своё состояние.

Совет 5. Поддерживайте контакт с аудиторией

Успешное общение невозможно без установления максимально тесной коммуникации. Не бойтесь смотреть людям в глаза и напрямую адресовать свои идеи. Когда вы поддерживаете визуальный контакт, аудитория чувствует ваше присутствие и более полно воспринимает сказанное.

Улыбайтесь, не будьте нервным и растерянным, позвольте публике почувствовать вашу уверенность.

Совет 6. Используйте жестикуляцию и мимику

Хорошая речь должна быть подкреплена языком тела. Старайтесь проявлять живые эмоции, расставляйте акценты, чтобы подчеркнуть важные моменты. Однако будьте осторожны — излишняя жестикуляция отвлекает аудиторию.

Найдите разумный баланс при использовании мимических приёмов в выступлении. Делайте паузы, когда это необходимо, чтобы оценить свой темп, интонации и движения.

А открытая улыбка, поднятая голова и правильная осанка помогут создать положительное впечатление.

Совет 7. Слушайте себя и аудиторию

Умение спокойно воспринимать критику — важный элемент управления речью. Очень важно прислушиваться к реакции и настроению аудитории, чтобы адаптироваться под её потребности.

Важно не только говорить самому, но и активно реагировать на комментарии публики. Тщательно обдумывайте свои ответы, задавайте дополнительные вопросы и стремитесь к установлению эффективного взаимодействия.

Как вести себя на выступлении: тело и эмоции

Порой незначительные жесты или эмоциональные реакции могут испортить всю картину мероприятия. Именно поэтому так важно следить за телом и речью.

Руки

Следите за руками — главными помощниками оратора. Важно, чтобы они были свободными. Основные правила при жестикуляции:

  • не держать руки в карманах;
  • не убирать их за спину;
  • не брать посторонние предметы;
  • не складывать руки на груди — это говорит о неуверенности в себе.

Тело

То, как вы им владеете, тоже влияет на ваше восприятие публикой.

  • Поза должны быть открытой и раскованной, движения — естественными, спина — прямой.
  • Не стоит застывать в одном положении — демонстрируйте динамичность и энергию.
  • В ключевых местах речи можно податься вперёд, постараться приблизиться к публике.

Лицо

Следить нужно и за ним — ведь именно на лицо в первую очередь смотрит аудитория.

  • Контролируйте выражение лица — оно не должно быть застывшим и эмоционально отстранённым. Это вызовет у аудитории скуку и неприятие.
  • Не забывайте, что улыбка — хороший способ расположить к себе людей.

Эмоции

Здесь тоже есть несколько важных нюансов.

  • Реагируя на вопросы слушателей, следите за формулировками и тоном своих ответов. Сарказм и раздражение при этом недопустимы.
  • Важно проявлять доброжелательность и чувство юмора.
  • Не стоит остро воспринимать разного рода неожиданности — проблемы с техникой, громкие звуки, падение предметов. Умение удачно выйти из неловкой ситуации — полезный навык для оратора. Помните, что сейчас — ваше время, и будьте готовы контролировать все нюансы.

Управление речью на презентациях и собеседованиях требует практики и опыта — навыки общения приходят не сразу. Но если развиваться и продолжать совершенствоваться, можно преодолеть страхи и превратиться в настоящего мастера слова.