secretmag.ru
Опубликовано 24 февраля 2016, 18:09

Главный экспонат: Как арт-дилер заработал $1,1 млрд на мании Дмитрия Рыболовлева

Любовь к искусству обошлась бывшему калийному магнату слишком дорого

Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев увлёкся искусством и начал коллекционировать полотна великих художников — Ван-Гога, Модильяни, Ротко и других. В этом ему помогал швейцарец Ив Бувье, которому он очень доверял. Но оказалось, что делать этого не стоило. Российский бизнесмен собрал коллекцию шедевров на $1,1 млрд, но заплатил за это вдвое больше. «Секрет» рассказывает, как это произошло.

Главный экспонат: Как арт-дилер заработал $1,1 млрд на мании Дмитрия Рыболовлева

Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев увлёкся искусством и начал коллекционировать полотна великих художников — Ван Гога, Модильяни, Ротко и других. В этом ему помогал швейцарец Ив Бувье, которому он очень доверял. Но оказалось, что делать этого не стоило. Российский бизнесмен собрал коллекцию шедевров на $1,1 млрд, но заплатил за это вдвое больше. Секрет» рассказывает, как это произошло.

Кто такой Ив Бувье

Транспортная компания Natural Le Coultre досталась Иву Бувье от отца — Жан-Жак Бувье начал работать в ней в 1953 году, а спустя почти 30 лет смог купить фирму. С этим бизнесом Ив Бувье познакомился ещё подростком: летом он работал на отца, зарабатывая на то, чтобы кататься на лыжах. После окончания колледжа Бувье провёл в компании больше десяти лет, поработав во всех отделах. В 34 года он унаследовал компанию и решил сосредоточиться на транспортировке предметов искусства и роскоши: картин, скульптур, редкого вина и других. За 20 лет Natural Le Coultre из семейного бизнеса превратилась в одного из самых известных в мире перевозчиков ценных объектов.

Ив Бувье

Ив Бувье

© Hpetit11 via Wikimedia / CC BY-NC-ND 4.0

Но главная находка Natural Le Coultre — свободные порты, в которых предметы искусства можно хранить, как деньги в офшорах: в конфиденциальности, безопасности и с налоговыми льготами. Во время кризиса 2008 года Бувье обнаружил, что люди стали больше инвестировать в недвижимость и искусство, разочаровавшись в банках. «Я заметил всплеск спроса на место для хранения искусства. Мы стали хабом», — говорит он. В 2010 году Бувье экспортировал идею свободного порта в Сингапур, где стал главным акционером современного и технологичного хранилища. В 2014 году такой же порт он создал в Люксембурге. Площадь в портах арендовали продавцы ценных объектов, в их числе один из крупнейших аукционных домов в мире Christie’s.

Но оставаться только перевозчиком, хоть и успешным, Бувье не пожелал. Он стал заниматься покупкой и продажей картин, помогать в сделках покупателям, желавшим скрыть свою личность. В этой роли он выступил и для Дмитрия Рыболовлева.

Как Рыболовлев увлёкся искусством

Состояние Дмитрия Рыболовлева Forbes оценивает в $8,5 млрд, он находится на 14-м месте в списке богатейших людей России. Свою жену Елену и дочь Екатерину он перевёз в Швейцарию в 1995 году — тогда в России шёл процесс приватизации «Уралкалия» и Рыболовлев опасался за свою семью. А в 1996 году его обвинили в заказном убийстве собственного партнёра: генерального директора «Нефтехимика» (производитель технических спиртов) Евгения Пантелеймонова. Но в итоге Рыболовлева оправдали и после года в следственном изоляторе в Перми он вышел на свободу.

К 2000 году Рыболовлев стал контролировать «Уралкалий». Компания принадлежала ему больше десяти лет — в 2010 году он продал контрольный пакет акций, а в 2011 году избавился от остатка. В 2010 году капитализация компании составляла $8 млрд.

Став богатым человеком, Рыболовлев стал вкладываться в виллы, яхты и даже острова. Для семьи он купил особняк в Колоньи (пригород Женевы). На стенах дома остались пустые пятна от некогда висевших там картин, и Рыболовлевы решили купить новые. Тогда они подружились с Таней Раппо, женой дантиста Елены Рыболовлевой. Та организовала покупку картины Марка Шагала «Цирк». В 2002 году произведение привезли в свободный порт Женевы. Там Рыболовлев и встретил Ива Бувье.

Бувье впечатлил российского бизнесмена тем, что быстро достал ему сертификат, гарантирующий подлинность работы (его при картине не оказалось). Когда Бувье предложил свои услуги в поиске картин для коллекции, Рыболовлев согласился. Так началось их сотрудничество, которое, как оказалось спустя 12 лет, они понимали по-разному.

Схема Бувье

Ив Бувье стал для Рыболовлева и дилером, и арт-консультантом — эти роли редко выполняет один человек, так как покупатели хотят защитить себя от рисков. Но Бувье впечатлил Рыболовлева своей информированностью об арт-рынке. Они договорились о комиссии в 2%, также Бувье пообещал комиссию Тане Раппо за то, что свела его с покупателем. Она участвовала в сделках как переводчик.

Пикассо, Ван-Гог, Модильяни — шедевры этих художников Бувье находил и продавал Рыболовлеву. Правда, сначала он покупал их сам за меньшую цену. Разница достигала десятков миллионов долларов. Например, картину Пикассо «Обнажённая женщина с птицей и флейтист» он купил за 3,5 млн евро, а продал за 25 млн евро. Также Бувье получал свою комиссию. Он уверен, что действовал правильно: купить товар за одну цену, а продать за другую — это бизнес. Комиссию же он расценивал как плату за административные расходы: страховку картин, их транспортировку и другие траты.

«Лежащая обнажённая с голубой подушкой», Амедео Модильяни

«Лежащая обнажённая с голубой подушкой», Амедео Модильяни

Рыболовлев утверждает, что воспринимал Бувье как своего представителя и посредника, но не как продавца. Он был уверен, что покупает картины напрямую у владельцев. В доказательство своих слов Рыболовлев приводит переписку своего советника Михаила Сазонова с Бувье. «Я только что получил прекрасную и последнюю цену в 14 млн евро», — писал Бувье про картину Тулуз-Лотрека, которую уже купил ранее.

Роковой картиной для Бувье стала «Лежащая обнажённая с голубой подушкой» Модильяни. В 2012 году Рыболовлев купил её за $118 млн. В конце 2014 года он был на отдыхе на островах Карибского моря и познакомился с арт-консультантом Сэнди Хеллером, помогавшим продать эту картину. Хеллер не знал покупателя и удивился, когда Рыболовлев задал ему вопрос о цене. Но он назвал цену — $93,5 млн. Рыболовлев был в шоке. Он попросил Хеллера проверить другие его сделки с Бувье и выяснил, что переплачивал за многие картины. Меньше чем через две недели Рыболовлев подал иск в суд Монако. Также он инициировал судебные разбирательства в Сингапуре и Гонконге.

Судебное разбирательство

Одной из самых крупных сделок для Бувье должна была стать картина Ротко «Фиолетовый, зелёный и красный». Он купил её за $80 млн и договорился о продаже Рыболовлеву за 140 млн евро ($153 млн). Прибыль Бувье могла составить около $100 млн. В марте суд Сингапура, где последнее время жил Бувье, потребовал сдать на хранение картину Ротко. Также в сентябре 2015 года парижский суд предъявил Бувье обвинение в краже картин Пикассо, проданных Рыболовлеву. Российский бизнесмен вернул их наследнице художника Кэтрин Ютэн-Блэ.

23 февраля суд Монако обвинил Татьяну Бершеду, адвоката российского бизнесмена Дмитрия Рыболовлева, во вмешательстве в частную жизнь. Предположительно, Бершеда записывала частные телефонные разговоры Тани Раппо без её ведома.

Несмотря на это решение, адвокаты Бувье уверяют, что суд Монако предвзят и совершает «систематические ошибки» в пользу российского миллиардера. Сам Бувье отрицает все обвинения и утверждает, что Рыболовлев до сих пор должен ему около $40 млн за картину. «У меня было право делать наценку, это закон бизнеса», — заявил он на очной ставке с Рыболовлевым.

По материалам The New Yorker, Bloomberg, Tatler Фотография на обложке: Patrick Kovarik / AFP Photo