secretmag.ru
Опубликовано 10 сентября 2015, 18:00

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

Рост и снижение стоимости аутсорсинга

В кризис многим приходится пристально следить за расходами — каждый рубль важен. Компании в сегменте B2B в погоне за клиентами стараются сохранить цены прежними или даже понизить их, но не у всех это получается. По данным BDO Unicon Outsourcing, за год аутсорсинговые компании индексировали цены в пределах 10%. «Секрет» узнал, как изменились стоимость бизнес-услуг — от консалтинга до организации командировок.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

В кризис многим приходится пристально следить за расходами — каждый рубль важен. Компании в сегменте B2B в погоне за клиентами стараются сохранить цены прежними или даже понизить их, но не у всех это получается. По данным BDO Unicon Outsourcing, за год аутсорсинговые компании индексировали цены в пределах 10%. «Секрет» узнал, как изменилась стоимость бизнес-услуг — от консалтинга до организации командировок.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

На рынке маркетинговых и PR-услуг наблюдается спад спроса, агентствам приходится снижать цены в борьбе за клиентов. Некоторые демпингуют и занижают цены на 20%. «Получается чуть ли не ниже себестоимости. Например, такое снижение критично для SMM, ведь продвижение в соцсетях стандартно включает рекламу, которая привязана к доллару», — объясняет гендиректор PR-агентства PR Partner Инна Алексеева. По её словам, для агентств, платящих все налоги, такое снижение критично: это ведёт к уменьшению прибыли почти в два раза, поэтому приходится увеличивать нагрузку на персонал и обороты.

При этом возрос спрос на аналитику маркетинговых показателей и антикризисный пиар, так как клиенты хотят оценить перспективы развития и избежать потери клиентов из-за возросшей на многих рынках конкуренции. Цены на эти услуги не снижались. «Также набирает обороты спрос на индивидуальную работу со спикерами, первыми лицами компаний. В PR Partner накопилось большое число кейсов в этой области, что позволило нам во время кризиса повысить цены на данные услуги почти в два раза», — рассказывает Алексеева.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

Российские игроки в сфере доставки оглядываются на международных и также повышают цены. К примеру, в курьерском сервисе Bringo средний чек за доставку вырос с 323 рублей в середине 2014 года до 370 рублей в первой половине 2015 года. «Год назад нашими услугами пользовалось значительно больше представителей мелкого бизнеса. Это тенденция, обусловленная отчасти кризисом, а отчасти развитием самой компании», — объясняет основатель Bringo Марк Капчиц. Сейчас у компании 70% клиентов — корпоративные (год назад их было 80%), при этом они не отзываются о росте цен негативно. Бизнес интересуют другие параметры доставки: скорость предоставления услуги, презентабельность, исполнительность, опрятность курьера.

«Абсолютное большинство продуктов и услуг так или иначе с каждым годом прибавляют 10–15% в цене, в "хорошие" времена на это не обращает внимания ни население, ни бизнес. В отношении логистики тенденции искать "внутреннего врага" и экономить пока не наблюдается — видимо, баланс спроса и предложения на рынке достаточно стабилен», — считает Капчиц.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

Рынок испытывает ценовое давление — заказчики дольше принимают решения, вовлекают в тендеры больше игроков и обращают внимание на большее количество деталей. Но, по мнению гендиректора Sapiens Consulting Святослава Бирюлина, объём рынка стратегического консалтинга из-за кризиса если и уменьшится, то это приведёт скорее не к снижению цен, а к сокращению числа игроков. «По нашим ощущениям, цены снижаются несущественно, не более чем на 5–10%», — говорит Бирюлин. Он объясняет это тем, что компании, которые раньше не прибегали к услугам консультантов, не закажут их и сейчас. Те, кто уже обращался к консультантам, но сейчас находится в бедственном положении, ничего не заказывает ни по каким ценам — им не до этого. Остальные заказчики обращают больше внимания на качество продукта, чем на несколько процентов скидки.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

В основном цены на юридические услуги не изменились — если раньше компании могли позволить себе повышать цены на 10–15% в год, то теперь не осталось клиентов, готовых повышать расходы на юридическое сопровождение. «Фирмы и юристы, которых мы знаем, сокращают затраты на персонал и офис, чтобы предлагать клиентам услуги за те же цены. Выросли только цены за процесс взыскания задолженности: раньше требовали 12–15% от взысканной суммы, теперь клиенты сами готовы заплатить 30 и даже 50%, только бы получить деньги с должника», — объясняет совладелец правового сервиса 48prav.ru Александр Трифонов. «В среднем по сравнению с прошлым годом стоимость наших услуг по взысканию задолженности выросла на 20%. Это касается второй части оплаты, которая рассчитывается как процент от взысканной суммы — конечно, мы заинтересованы в ней. Первую часть оплаты — аванс за работу юриста — мы стараемся не задирать, понимая положение "долговых" клиентов», — подтверждает гендиректор юридической компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачёв.

Ещё одна тенденция, по словам Трифонова, — это более жёсткие цены за проектную работу: компаниям приходится идти клиентам навстречу и укладываться в заявленную сумму без торговли. Также юридические компании ещё с 2014 года начали переводить ставки в рубли по внутреннему курсу. Раньше счёт за час или другой фиксированный срок выставлялся в долларах или евро, но в связи с кризисом клиенты стали требовать рублёвых ставок (из расчёта 30–40 рублей за доллар). «Но переманивать клиентов с помощью демпинга цен юркомпаниям невыгодно. Стоимость юридических услуг для клиента стоит на пятом-шестом месте из 12 факторов», — объясняет отсутствие снижения цен Трифонов.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

По оценкам Cushman & Wakefield, за год ставки аренды в Москве по новым заключённым сделкам подешевели во всех сегментах практически на треть. Особенно сильно просели ставки в отдалённых от центра офисах — падение достигло до 70%. Небольшое повышение долларовых цен было за счёт укрепления рубля во втором квартале этого года, но оно сменилось падением в третьем.

По словам старшего директора и руководителя группы мониторинга компании Cushman & Wakefield Юлии Богомол, наиболее яркое проявление кризиса — это отсутствие спроса на новые офисные помещения. Так, почти 20% всех качественных офисов в московском регионе сейчас остаются невостребованными.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

Российские цены на телефонную связь и интернет считаются одними из самых низких в мире, и за год они не сильно изменились — колебания если и были, то в пределах 1,5% (по оценкам Mango Office). Малый и средний бизнес ни удорожание, ни удешевление не коснулись. Некоторые уступки возможны только для крупных клиентов — операторы делают скидки, стараясь предотвратить переход к конкурентам. «Это пределы стандартных скидок, так что в целом ситуация стабильная. Главным драйвером развития бизнес-сегмента услуг цифровой связи по-прежнему остаются облачные технологии. На эти услуги мы, например, не повышали цены. Более того, во втором полугодии 2015 года мы изменили систему тарификации, и наши предложения стали более выгодными», — объясняет директор по продажам Mango Office Александр Шикинов. По его словам, на рынке связи цены выросли только на те услуги, которые жёстко привязаны к курсам валют, например на международную связь.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

Разброс цен на услуги фрилансеров большой — например, на fl.ru можно найти предложения по разработке логотипа и за 500 рублей, и за 10 000. «Изменение цен на услуги фрилансеров в основном происходит из-за изменения потока клиентов. Спрос выше — цена выше, так как время фрилансера ограничено и не все умеют передавать задачи подрядчикам», — объясняет гендиректор портала fl.ru Владимир Тарханов. Но, по его словам, в кризис те, кто продавал свои услуги дорого, снижают цены из-за уменьшения количества обращений или из-за ухода постоянных клиентов — обычно не более чем на 20–30%. Те, кто работал задёшево, цены повышают — иногда в несколько раз, так как количество обращений к ним в кризис растёт. Часть фрилансеров работает за те же деньги, потому что имеет стабильный спрос.

Как за год изменились цены на услуги для бизнеса

Только за счёт падения стоимости рубля затраты на поездки за границу могли вырасти в 1,5–1,7 раза (зависит от страны). При этом на командировочные расходы влияет и увеличение стоимости авиабилетов, а также других услуг (например, отели, еда, транспорт), изменения цен на которые в каждой стране разные.

В этих условиях компаниям приходится сокращать расходы на заграничные деловые поездки. «В большей степени пострадал выездной поток из России, который сократился на 12,5% и, по прогнозам на 2015 год, сократится ещё на 20%, что сопоставимо с цифрами 2009 года», — объясняет региональный директор Международной ассоциации делового туризма (GBTA) Татьяна Широкова. По её словам, ситуация с расходами на внутренние деловые поездки не так драматична, несмотря на падение в 5,8% по результатам 2014 года. В прогнозе на 2015 год аналитики GBTA прогнозируют стабилизацию общего объёма расходов на деловые поездки в России и даже рост на 0,7%.