secretmag.ru
Опубликовано 03 июля 2015, 15:47

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

5 главных фильмов и сериалов об IT

«Секрет» решил вспомнить ключевые кинопроизведения минувших 15 лет, в которых центральные персонажи были сотрудниками IT-индустрии.

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

Айтишник — один из любимых героев американского кинематографа и телевидения. «Секрет» решил вспомнить главные фильмы и сериалы последних 15 лет о сотрудниках IT-индустрии.

«Пираты Силиконовой долины» («Pirates of Silicon Valley», 1999)

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

Выход Windows 95 — пожалуй, первого действительно всемирного хита Microsoft, — возвращение Стива Джобса в кресло главы Apple и показ трёхсерийного документального фильма «Триумф нёрдов» об истории разработки ПК — вот события, которые подтолкнули кинематограф 90-х к осмыслению роли гика и компьютерщика.

Режиссёр «Пиратов» Мартин Бёрк рассматривает борьбу за первенство в IT-сфере как сражение двух исполинов — Стива Джобса (удивительно похожий на прототип Ноа Уайл) и Билла Гейтса (Энтони Майкл Холл). От лица Apple вещает Стив Возняк, версию Microsoft представляет Стив Баллмер. Кино позволяет не только проследить за параллельным становлением двух крупнейших корпораций мира, но и лучше понять их основателей. Джобс — не гениальный изобретатель, а экстравагантный антрепренёр, превыше всего ставящий верность делу компании и мыслящий предельно абстрактными, практически религиозными категориями. Гейтс — застенчивый умник, которому для успешного ведения бизнеса приходится преодолевать врождённую нерешительность.

Реальные прототипы остались довольны картиной. В частности, Джобс, скептически отнёсшийся к сценарию, был весьма удовлетворён игрой Уайла и даже позвал его на одну из презентаций (Macworld Convention в 1999 году), чтобы разыграть ничего не подозревающую аудиторию. Актёр вышел на сцену вместо предпринимателя в начале мероприятия и начал читать речь: из 10 тысяч человек только первые ряды поняли, что на сцене вовсе не Стив Джобс.

«Компьютерщики» («The IT Crowd», 2006–2013)

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

Ситком «Компьютерщики» — первый манифест гиков, в котором за несколько лет до бума кинокомиксов и всеобщей гаджетомании была сформулирована претензия на их ведущее положение в современной поп-культуре.

В подвале обитает отдел техподдержки солидной лондонской компании Reynholm Industries в лице Роя (Крис О’Дауд) и Мосса (Ричард Айоади) — тридцатилетних зачуханных кидалтов, коротающих дни за тем, что уточняют, пробовал ли позвонивший им недотёпа выключить и включить компьютер. Они живут в своеобразном гетто. Каждый раз выбираясь на верхние — привилегированные — этажи, герои попадают в нелепые ситуации, а руководство замечает их главным образом по недоразумению, так что героям приходится вариться среди таких же узких профессионалов — разумеется, исключительно онлайн. В одной из серий прекрасно показан механизм функционирования такого закрытого сообщества: сообщение о том, что у Роя и Мосса якобы начался ПМС, вызывает коллективное помешательство айтишников по всему миру.

Можно сказать, что творческий потенциал этих людей трагически растрачен: совсем не приспособленные к жизни, главные герои не решаются на сколь-нибудь ответственные шаги (за исключением создания дурацкой машины, измеряющей уровень стресса) и добровольно оказываются на обочине индустрии, в которой они вполне могли бы отличиться и как бизнесмены. Так «Компьютерщики» фиксируют важный этап: на смену представлению об IT как сфере небольшого числа умников приходит повальное и несколько профанное увлечение новыми технологиями.

«Социальная сеть» («The Social Network», 2010)

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

Рано или поздно это должно было случиться: тема новых капиталистов, предпочитающих худи и джинсы строгой пиджачной паре, дождалась своего часа. «Социальную сеть» довольно быстро окрестили «Гражданином Кейном» постиндустриальной эпохи: эти ленты роднит и прихотливая драматургия детектива, перетекающего в мелодраму, и скупо, но точно разработанный фон, и замечательная вереница второстепенных персонажей.

Создатели «Социальной сети» не рискуют предложить окончательную версию того, как и какой ценой Марк Цукерберг создал Facebook. Реконструкция событий не претендует на достоверность: зритель с равным успехом волен трактовать главного героя как обозлённого придурка с впечатляющим интеллектом или фигуру поистине прометеевского склада, принёсшую в мир долгожданный огонь. Реальный Цукерберг лишь отшучивается на прямые вопросы о сходстве со своим экранным воплощением.

Вероятно, именно это почтительное изображение лидеров IT-индустрии, которым удалось сказочно разбогатеть, не отходя от своих лэптопов, и стимулировало многих талантливых молодых людей чуть серьёзнее отнестись к своим увлечениям: так, основатели популярного симулятора биржи Wall Street Magnate Льюис Шлоссберг и Лоуренс Коэн прямо называли «Социальную сеть» источником вдохновения.

«Кремниевая долина» («Silicon Valley», 2014–…)

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

Кто бы мог подумать ещё несколько лет назад, что спасать честь HBO на юмористической ниве придётся режиссёрам «Бивиса и Баттхеда» и «Евротура» Майку Джаджу и Алеку Бергу — да ещё и на таком материале, как битва калифорнийского стартапа за существование. В «Кремниевой долине» царит ожидание краха. Этому чувству подвержены все — будь то монструозная корпорация Hooli, бестолковый миллиардер, изо всех сил мечтающий остаться в «клубе трёх запятых», или главные герои — создатели новаторского компрессора данных Pied Piper. Выясняется главное: даже самое блестящее изобретение — ещё не провод открывать шампанское или, что более привычно для центральных персонажей «Долины», забивать бонг. За этим непременно следует разработка бизнес-стратегии, мучительные поиски инвесторов, бюрократические проволочки, судебные иски и, вероятно, окончательно подорванная нервная система.

Создатели шоу не устают измываться над молодыми стартаперами: большинство серий заканчиваются если не катастрофой, то её предвестием, казавшиеся устранёнными проблемы досаждают вновь и с утроенной силой, а коллеги-подчинённые периодически обновляют свой профиль на LinkedIn и в открытую ходят на собеседования в другие компании. И пусть настоящие инженеры вроде обозревателя Slate Дэвида Ауэрбаха или IT-гиганты калибра Илона Маска уверяют, что создатели шоу периодически промахиваются мимо цели и вместо поучительной сатиры получается «Теория большого взрыва» с непристойными шутками, — «Кремниевая долина» может стать прекрасным пособием для любого начинающего предпринимателя — даже если он не считывает чисто индустриальные шутки про Windows Vista и Apple Maps.

«Остановись и гори» («Halt and Catch Fire», 2014–…)

Люди OS X: Интернет-предприниматели в кино

Любопытную пару к «Долине» представляет новый проект AMC («Безумцы», «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы») «Остановись и гори». Заголовок отсылает к команде, отправляющей компьютер в состояние анабиоза. Сеттинг — начало 80-х, сюжет — маленькая IT-компания мечтает бросить вызов IBM. При помощи блестящего разработчика операционных систем Кэмерон Хау (Макензи Дэвис) и небольшого воровства им удаётся вывести на рынок революционный ПК.

В «Остановись и гори» пока не просматривается тематической сложности и визуального совершенства флагманских сериалов AMC, а некоторые сюжетные ходы порой кажутся абсурдными (посредственная репутация МакМиллана не мешает ему периодически претендовать на высокие посты в IBM), но первый сезон был как минимум нескучным и достаточно подробно раскрывал особенности ведения IT-бизнеса тридцать лет назад. Тогда тоже не брезговали юридическими тяжбами, с недоверием относились к инновациям и спорили из-за каждого мегабайта оперативной памяти. Критики отмечают, что это, пожалуй, первое телешоу, в котором компьютерная индустрия — на правах самой прогрессивной — представлена как место, где доминируют женщины: важное место в «Остановись и гори» отводится жене Кларка Донне (Керри Бише), отвечающей, скорее, за нетривиальные конструкторские решения, чем за домашний быт.