secretmag.ru
Опубликовано 30 сентября 2016, 20:24

Трогнули, чтобы начать: История аудиосервиса Shazam, который шёл к прибыли 17 лет

От SMS до модного приложения

29 сентября The Wall Street Journal Journal сообщила, что сервис по распознаванию музыки Shazam впервые за семнадцатилетнюю историю получил прибыль. Компания не раскрывает конкретные цифры, но отмечает, что доход принесла реклама. Рекламодатели платят сервису со 120 миллионами активных подписчиков за возможность встроить свой контент в приложение. Например, компания Nike в 2015 году представила «шазамящиеся» кроссовки Jordan — пользователь мог навести камеру на иконку прыгающего баскетболиста и получить информацию о новых моделях обуви, точках продаж и заодно посмотреть другие вещи Nike. Другой источник заработка для сервиса — возможность отключить рекламу, в AppStore это опция стоит 529 рублей.

Трогнули, чтобы начать: История аудиосервиса Shazam, который шёл к прибыли 17 лет

29 сентября The Wall Street Journal сообщила, что сервис по распознаванию музыки Shazam впервые за 17-летнюю историю получил прибыль. Компания не раскрывает конкретные цифры, но отмечает, что доход принесла реклама. Рекламодатели платят сервису со 120 млн активных подписчиков за возможность встроить свой контент в приложение. Например, Nike в 2015 году представила «шазамящиеся» кроссовки Jordan — пользователь мог навести камеру на иконку прыгающего баскетболиста и получить информацию о новых моделях обуви, точках продаж и заодно посмотреть другие вещи Nike. Другой источник заработка для сервиса — возможность отключить рекламу, в App Store эта опция стоит 529 рублей.

Сейчас у Shazam более 400 млн пользователей в 200 странах, Россия — четвёртая по размеру аудитории. В январе 2015-го компания оценивалась более чем в миллиард долларов. «Секрет» вспоминает, как появился Shazam.

Сервис по SMS

Shazam придумал студент Крис Бартон в 1999 году, задолго до появления App Store и Google Play. В Штатах существовали сервисы, с помощью которых можно было узнать, какая песня только что прозвучала на радио, но Бартон хотел сделать технологию, чтобы распознавать мелодии, которые играют в барах, клубах и магазинах. Он и второй основатель сервиса Филип Ингельбрехт вместе учились в Калифорнийском университете на факультете компьютерных технологий. Первый ещё в детстве научился писать простейшие программы на микрокомпьютере «Синклер», второй был очарован интернет-бумом в Кремниевой долине и мечтал создать собственный проект. Скоро к ним присоединился Дхирай Мукхерджи, давний друг Бартона, который работал в консалтинге Bain Company и закончил бизнес-школу Стэнфорда. Когда они познакомились, Мукхерджи работал в Viant (владелец MySpace, сейчас принадлежит Time Inc).

Несколько месяцев партнёры искали разработчика и в итоге решили, что лучший кандидат — получивший докторскую степень Эйвери Ванг, сотрудник Центра компьютерных исследований музыки и акустики Стэнфорда. Ванг вспоминает, что проигнорировал первое письмо Бартона, но тот прислал второе и третье. Тогда Ванг решил встретиться с навязчивым предпринимателем, чтобы отказать ему лично, но Бартон убедил Ванга заняться сложной задачей — придумать новый алгоритм распознавания музыки. В Стэнфорде начали работу, а трое основателей переехали в Лондон. В Европе было больше мобильных операторов, чем в Штатах, между ними существовала конкуренция за пользователей и партнёров. Уже в начале нулевых операторы предоставляли возможность отправлять SMS для оплаты различных услуг.

Ванг решил, что необходимо создать алгоритм, который будет описывать пики частот аудиосигнала, анализировать их и сравнивать с имеющейся картотекой описаний, тогда получится определить прослушанную мелодию. Чтобы воплотить идею, требовались деньги, и первый миллион долларов партнёры заняли у родственников и друзей. Идеей заинтересовались главы звукозаписывающих студий EMI и EMG, экс-глава British Telecom. В 2001-м у стартапа появился крупный венчурный инвестор — Аджей Чодхури из IDG Ventures Europe, большой любитель музыки. «Мы встречались с людьми из четырёх крупнейших операторов, они отказывали, но мы не сдавались», — рассказывает Бартон. Главный аргумент от Shazam звучал так: «Вы же не хотите быть единственным оператором в стране, который не умеет распознавать музыку?».

В 2002 году Shazam заработал в Лондоне. 15 лет назад он был совсем не похож на технологию, которую сегодня используют миллионы владельцев смартфонов. Чтобы узнать название и исполнителя песни, нужно было набрать номер 2580, поднести динамик к источнику звука и подождать несколько секунд. Спустя некоторое время приходила SMS с данными о мелодии и предложением скачать рингтон за несколько пенсов. Так Shazam начал зарабатывать первые деньги.

В 2004 году Shazam запустился в США в сотрудничестве с оператором AT&T, а дальше начались шесть сложных лет. В одном интервью Бартон признал, что сервис опередил своё время, для эры кнопочных телефонов он был слишком сложным. Бартону приходилось увольнять сотрудников, в том числе близких друзей, и постоянно искать всё новых инвесторов, готовых поверить в идею.

Переход на смартфоны

Слева направо: Филип Ингельбрехт, Эйвери Ванг, Крис Бартон, Дхирай Мукхерджи

Слева направо: Филип Ингельбрехт, Эйвери Ванг, Крис Бартон, Дхирай Мукхерджи

© © Pioneers.io

iPhone изменил мир, людей и судьбу сервиса распознавания музыки. С запуском App Store летом 2008 года Shazam переродился. Осенью 2008-го появился Shazam для Android, через год — для Windows Mobile. К декабрю 2009-го Shazam скачали 10 млн раз в 150 странах мира. В 2011 году компания впервые раскрыла выручку — $20 млн в год.

Сегодня в компании из основателей остался только Ванг. CEO стал Рич Райли, прежде много лет проработавший в Yahoo!. Принцип работы Shazam не изменился — сервис по-прежнему помогает распознавать музыку. Изменилась модель монетизации. Теперь Shazam торгует мелодиями. Кроме того, сервис научился распознавать не только музыку, но и изображения. В 2013 году Shazam начал работать с рекламодателями и предлагать разные услуги и кампании. Например, новозеландская Air New Zealand сделала платье из посадочных талонов, просканировав которые с помощью Shazam путешественники могли выиграть поездку в Лос-Анджелес. Реклама приносит сервису серьёзный доход, каждая рекламная кампания в прошлом году стоила от $75 000 до $200 000 и длилась несколько месяцев.

Сканируемое будущее

В 2014 году Shazam подписал соглашение с Warner Music Group, согласно которому та получила доступ к базе данных Shazam. Компании стали доступны данные о том, в какое время аудитория Shazam слушала ту или иную песню, сколько раз, какая часть мелодии больше всего привлекает слушателей. Музыкальные лейблы используют эту информацию для работы с новыми музыкантами, когда пытаются создать новый хит. В 2015 году Shazam называл сотрудничество с лейблами главным способом монетизации, выручка от этого направления составила $300 млн.

В мае 2015 года Shazam ввёл функцию визуального распознавания изображений. Наводя камеру на картину или QR-код, у пользователя появлялось рекламное предложение компании. Среди клиентов Shazam: The Walt Disney Company, Evian, The Warner Bros., журнал Esquire, The Wall Street Journal и Time.

Shazam распознаёт трек, но прослушать внутри приложения можно только отрывок песни. Чтобы услышать мелодию целиком, нужно перейти в приложение партнёра, например Apple Music. В России интересы Shazam представляет британская рекламная компания Brainient Russia — по их данным, в стране сервисом пользуется 35 млн человек. В августе 2016 года партнёром Shazam стал российский сервис Zvooq, кнопка сервиса интегрирована в интерфейс Shazam и даёт возможность пользователям прослушать интересующую их песню целиком. Shazam также ведёт переговоры с «Яндекс.Музыкой».

Shazam стал нарицательным именем, так же как когда-то Xerox. Сервисы, использующие схожий с Shazam алгоритм, называют «шазамами для чего-то» — например, есть уже шазам для шрифтов, мебели и одежды. Компания и сама собирается стать шазамом для всего на свете и придумать алгоритмы по распознаванию видео, текстов, а также начать зарабатывать на рекомендательных сервисах внутри приложения. Ещё один вектор развития — выход на развивающиеся рынки и внедрение сервиса на сторонних платформах, например, социальных медиа, чтобы пользователям было удобнее шазамить онлайн.

Фотография на обложке: Shazam