$ 64.1568.47$53.94
29 января 2016 года в 13:30

«Игра на понижение»: 7 бизнес-уроков из популярного фильма

Как анализировать ситуацию

«Игра на понижение»: 7 бизнес-уроков из популярного фильма

Уже неделю в российском прокате идёт «Игра на понижение» — фильм о причинах мирового финансового кризиса 2008 года и о людях, которые сумели предсказать катастрофу и заработать на ней. Сюжет основан на бестселлере Майкла Льюиса «Большая игра на понижение». Герои — реальные инвесторы и банкиры с Уолл-стрит — действуют неординарно и получают шанс заработать на приближающемся кризисе. «Секрет» выбрал, чему у них стоит поучиться предпринимателям.

Изучайте детали, которые остальные считают неважными

Основатель хедж-фонда Scion Capital Майкл Бэрри предсказал мировой финансовый кризис, когда заперся в кабинете и изучил тысячи страниц документов, в которые до него никому не приходило в голову заглянуть. В начале фильма он заявляет новому сотруднику, что хочет получить информацию обо всех кредитах, которыми обеспечены низкокачественные ипотечные облигации, и тот удивляется заданию — их же миллионы, и никто никогда ими не интересовался. «Вот именно», — отвечает Бэрри и проводит следующие несколько дней, просматривая данные по каждому кредиту.

Кроме него такое внимание договорам по кредитам уделяли только юристы, которые их составляли. И поэтому Бэрри одним из первых увидел приближение мирового финансового кризиса — он выяснил, что число «токсичных» кредитов растёт. Кредиторы выдавали займы людям, которые были не в состоянии вернуть деньги, причём позволяли им платить только проценты. Обвал рынка недвижимости был неминуем.

Хотите оценить рынок, свои перспективы или конкурентов? Не ленитесь и проштудируйте всю доступную информацию, даже если её очень много. И обязательно читайте мелкий шрифт.

Презентуйте сложные вещи эффектно и метафорически

Переполненный бар, пьяные банкиры — в такой обстановке главный трейдер Deutsche Bank Джаред Веннетт (в книге и в жизни — Грег Липманн) слышит о безумце, который ходит по банкам и скупает дефолтные свопы (финансовые инструменты, страхующие от невыплаты по долгам) на низкокачественные ипотечные облигации. Липманн вслед за Майклом Бэрри решает сделать ставку на обвал рынка недвижимости, но для этого ему нужны партнёры из хедж-фонда. Он приходит к основателю Frontpoint Partners Марку Бауму (в книге и в жизни — Стив Айсман). Как убедить инвестора играть против рынка, который называют самым стабильным?

Веннетт достаёт игру «Дженга» — деревянные бруски, их надо выстроить в башню, а затем вынимать по одному. Цифры и факты, которыми сыплет Веннетт, сопровождаются вытаскиванием брусков из башни, символизирующей постройку из ипотечных облигаций класса BBB (кредитный рейтинг со средним уровнем надёжности, в облигации низшего класса инвестировать не рекомендуется). Конец презентации — и «Дженга» рушится. Аллегория яснее некуда — облигации превратятся в проблемные, как только 16% заёмщиков из ипотечного пула не выплатят долги. Вряд ли Веннетту удалось бы достичь такой степени драматизма, просто рисуя схемы на доске.

Режиссёр фильма «Игра на понижение» Адам МакКей берёт пример со своего героя. Суть проблем с CDO (обеспеченные долговые облигации) он показывает на игре в казино, в которой участвуют актриса Селена Гомес и экономист Ричард Талер. Гомес делает ставку, а люди, столпившиеся около стола, начинают ставить на её выигрыш или проигрыш. Другие зрители спорят уже о ставках этих людей, а на их спор ставят остальные. В итоге изначальная ставка в миллион долларов может превратиться в ничем не обеспеченные миллиарды. Вряд ли вы сможете привлечь Селену Гомес для своих презентаций партнёрам или инвесторам, но если будете действовать по аналогии, то выделитесь среди конкурентов.

Проверяйте гипотезы на практике

Эффектное выступление Веннетта сподвигло Марка Баума проверить его теорию. Он не стал обращаться к экспертам и крупным игрокам рынка, а отправился к тем, на ком этот рынок держится. Проехавшись с риелтором по одному из престижных районов, Баум слышит, что почти все дома здесь взяты в ипотеку и владельцы скоро будут перепродавать их, так как не могут выполнить долговые обязательства. Поговорив с теми, кто выдаёт займы, Баум узнаёт, что они не сильно заботятся о платёжеспособности клиентов и выдают кредиты пачками, чтобы потом перепродать их банкам. Наконец, навестив стрип-бар и уединившись с проституткой, Баум понимает, что рынок недвижимости обречён.

«У меня пять домов», — заявляет Баум девушка, исполняя эротический танец. Она не в курсе, что её льготная ставка скоро исчезнет и за все дома придётся платить. Впрочем, заплатить она не сможет. Никто из экспертов, называющих ипотечный рынок стабильным, не оказывался в этой кабинке и не говорил с реальным заёмщиками, кредиты которых входят в облигации со средним уровнем надёжности. Спуститься на землю и пообщаться с обычными потребителями может быть очень полезно. Особенно если до вас это никому не приходило в голову.

Чётко понимайте выгоду своих партнёров

«Как ты ******* (проведёшь) нас?» — звонит один из сотрудников Баума Джареду Веннетту перед тем, как заключить с ним сделку. Тот отходит от тренажёра, смеётся и рассказывает, как заработает кучу денег и его партнёры в любом случае останутся в выигрыше. Как бы он ни повёл себя, у них всё равно останутся дефолтные свопы, а облигации рано или поздно окажутся мусором. Только после этого разговора Frontpoint Partners вступает в игру.

Этот эпизод занимает несколько минут, но урок очень важен — никогда не оценивайте сделки только по своей выгоде. Важно понимать, что получит ваш партнёр и как он может вас подставить, чтобы получить больше вас. Да, в бизнесе всё построено на взаимовыгодном сотрудничестве, но это не тот случай, когда стоит бросаться открывать подарок, только увидев его под ёлкой. Чем привлекательнее сделка — тем строже её нужно проверять.

Фотография: Jaap Buitendijk/Paramount Pictures

Не верьте в объективность

На каждом рынке есть независимые эксперты… на самом деле нет. Все всегда играют в своих интересах — в этом команда Марка Баума убеждается, когда приходит в рейтинговое агентство Standard & Poor’s. Кризис, которого ждали все поставившие на понижение, уже близко. Становится известно о невыплаченных кредитах, но рейтинги облигаций по-прежнему остаются высокими. Баум недоумевает — как так, ведь всё рушится, нужно присваивать этим бумагам высокую степень риска и прекращать ими оперировать. Топ-менеджер рейтингового агентства, женщина в перфорационных очках, в ответ на его претензии тихим голосом говорит, что если Standard & Poor’s оценит облигации ниже, то банки просто отнесут свои деньги через дорогу — в агентство Moody’s. И добавляет: «Только я вам этого не говорила». Помните, что любой бизнес — это прежде всего получение прибыли. Поэтому все данные от экспертов и игроков рынка стоит проверять самим (а это возвращает вас к первому уроку).

Не переоценивайте конкурентов

«Какие же они тупые», — повторяют герои фильма, оказавшись в Лас-Вегасе на ежегодной конференции по низкокачественным бумагам. Они поехали туда, чтобы пообщаться с участниками рынка ипотечных облигаций, но в разговорах обнаружили, что никто не подозревает о грядущем кризисе. Команда Марка Баума, а также молодые инвесторы Чарли Ледли и Джейми Май хотели понять, против кого они будут играть и как противники смогут их наколоть, но поняли, что соперники даже не думают о соревновании. Так что не тратьте слишком много времени на противодействие конкурентам — вполне возможно, они не стоят того.

Абсолютной уверенности не бывает

Когда Майкл Бэрри предлагал первым банкам выпустить дефолтные свопы на низкокачественные ипотечные облигации, их представители повторяли: «Вы уверены? Вы же понимаете, что этот рынок наиболее стабильный? Вы же знаете, что он никогда не падал?» За спиной Бэрри они разражались смехом, потому что были уверены: только что заключили самую выгодную сделку — Бэрри до конца жизни будет платить им по бумагам, ведь рынок недвижимости не обвалится. Но в 2008 году финансовая катастрофа надвинулась на эти банки. Бэрри заработал $100 млн для себя, $725 млн для своих инвесторов и закрыл свой фонд (как говорится в книге, он потерял интерес к финансовым рынкам и купил гитару).

Даже те, кто поставил на кризис, не могли быть абсолютно уверены в правильности своего предсказания. «Игра на понижение» кадр за кадром подчёркивает — никто не знал, когда произойдёт катастрофа. И поэтому в рискованные инвестиции надо вкладывать только те деньги, которые не понадобятся вам в ближайшее время. Даже если вы абсолютно уверены в выигрыше.

Фотография на обложке: Jaap Buitendijk / Paramount Pictures

Обсудить ()
Новости партнеров