$ 63.3067.21$54.33
14 января 2016 года в 17:55

Баня и снег: Туристические компании о том, как им помог кризис

Опыт отеля, турклуба и фермерского хозяйства

Баня и снег: Туристические компании о том, как им помог кризис

По данным Ассоциации туроператоров России, рост турпотока на все российские курорты в новогодние каникулы составил 6–10% по сравнению с 2015 годом. Выездной турпоток снизился на 30–35%. Краснодарский край принял 340 000 туристов в новогоднюю ночь, на 90–100% оказались заполнены отели Красной Поляны. 130 000 туристов посетили Казань, 36 000 — Великий Устюг. «Секрет» поговорил с тремя компаниями, чей доход и количество гостей выросли за 2015 год и новогодние праздники 2016 года о том, как изменился туристический поток.

«Дом на Байкале»

Что это: экоотель в сибирской тайге, на берегу Байкала.
Стоимость: 1800 рублей в сутки.

Супруги Игорь и Валентина Степаненко — владельцы небольшого отеля на берегу Байкала. Их бизнесу уже четыре года, но именно в сезоне-2015 они ощутили приток туристов. «Путешественников стало больше, и по сравнению с прошлым годом наши доходы выросли примерно на 25%», — говорит Валентина Степаненко. Новогодние праздники тоже прошли успешно. В прошлом году в период с 31 декабря по 9 января отель был заполнен на 33%, в 2016-м — на 70%. Новогодняя выручка по сравнению с 2015 годом выросла в три раза (владельцы подняли цены на каникулы).

«Дом на Байкале» не рассчитан на массового туриста. Деревянный дом находится в глубине национального парка, вокруг тайга, а из кранов льётся артезианская вода. До берега озера — десять минут ходьбы. Есть Wi-Fi, мангалы, беседка, парковка. Ценник демократичный: двухместный номер стоит 1800 рублей в сутки. Средний ценник на байкальских турбазах — 3000 рублей за двухместный номер, частный дом со всеми удобствами — от 4000 рублей в день за семью или компанию из четырёх человек.

Супруги Степаненко родом из Сибири, но в юности они перебрались в столицу. Игорь работал в сфере строительства, Валентина — преподавателем музыки (она пианист по образованию), потом в библиотеке. Спустя 30 лет пара решила вернуться на родину: по наследству Игорю перешёл кусок земли на берегу Байкала. В бизнес было вложено около 2 млн рублей из своих сбережений — на участке не было ни воды, ни электричества. Строительство было сложным. Сначала вырубили кустарник и выровняли участок, затем завезли из Иркутска стройматериалы, провели канализацию, прорыли артезианскую скважину глубиной 42 м, поставили на паях с соседями трансформаторную подстанцию, заказали два «КамАЗа» чернозёма, чтобы посадить деревья и устроить огород.

Клиенты отеля — в основном сибиряки и гости из регионов: из Хабаровска, Владивостока, Перми, Омска, Саратова. Основные каналы продвижения на данный момент — сайт отеля, сарафанное радио и booking.com, кроме того, клиентов периодично приносит паблик «ВКонтакте». Турагентствам работать с «Домом на Байкале» неинтересно — разместить в нём можно слишком мало гостей.

Гостей из Москвы и Петербурга ощутимо меньше, и объяснение здесь простое: человек, который готов потратить 20 000 — 25 000 рублей на авиабилет, выбирает жильё с большим количеством удобств (в «Доме на Байкале» — один санузел на три комнаты). Расширение с прицелом на таких гостей — следующий этап развития экоотеля. В 2016 году Степаненко собираются построить русскую паровую баню и второй гостевой корпус, рассчитанный на более требовательных клиентов, с небольшим рестораном на первом этаже.

Турклуб «Пик»

Что это: профессиональные гиды организуют походы по Камчатке, Крыму, Алтаю, Байкалу, Кавказу и другим местам.
Стоимость туров: от 1900 до 26 500 рублей.

«Резкий скачок доллара в прошлом году очень плохо сказался на наборе групп в далёкие походы: по Таиланду, Шри-Ланке, Индонезии, Непалу и другим странам. А из-за закрытия Турции и Египта мы были вынуждены временно остановить свои походы по Ликийской тропе и Синайскому полуострову, — рассказывает Валентин Афанасьев, основатель турклуба Пик. — Однако вместо заграницы наши туристы стали интересоваться поездками по Камчатке, Крыму, Кавказу и другим регионам. Многие стали думать о серьёзных восхождениях, например на Эльбрус».

Туристический клуб «Пик» основали Валентин и Татьяна Афанасьевы. Начальные вложения в проект были минимальными — порядка 50 000 рублей на пару палаток, котлы и прочее снаряжение. В первых поход по маршруту Архыз — Красная Поляна Афанасьевы отправились в августе 2008 года с дюжиной друзей из университета. К следующему походу количество участников выросло в три раза. Когда желающих стало слишком много, путешественники придумали набирать несколько параллельных групп. Сегодня в турклубе работают 40 инструкторов, которые возят туристов по всему миру. В 2015 году клуб организовал 87 походов, в которых участвовали 1603 путешественника (в 2013-м — 51 поход, в 2014-м — 64 похода).

Все новогодние маршруты турклуба были укомплектованы задолго до праздников, пришлось даже остановить набор. Всего было шесть групп по 15–25 человек по направлениям: горный парк Рускеала, хаски-тур в Карелии, Чудское озеро. В 2015 году на январских праздниках туристов было меньше — группы не заполнялись до конца.

Афанасьевы решили сделать ставку на современный подход к путешествиям и на молодёжную аудиторию. Они тщательно составляют программу маршрутов (в том числе развлекательную — придумывают конкурсы), кормят туристов экологичной едой (например, сами фасуют супы для походов — без пищевых добавок), не экономят на сухофруктах и дорогой тушёнке, при этом лояльны к вегетарианцам. Все гиды прошли школу инструкторов пешего туризма, курсы первой медицинской помощи и курсы МЧС.

Стоимость походов по России — от 1900 рублей за прогулку выходного дня на выходные (пятница-воскресенье) до 26 500 рублей за 14-дневное восхождение на Эльбрус, высочайший пик Европы. На Камчатке у «Пика» — одно из самых выгодных предложений на рынке. Местные фирмы берут с желающих посмотреть на вулканы клиентов по 50 000 — 60 000 рублей (не считая авиабилеты), турклуб предлагает аналогичные экскурсии за 26 000. «Мы можем позволить себе такие цены за счёт размера групп — в среднем 20–25 человек, — объясняет Валентин. — Планы на 2016 год у нас серьёзные: будем активно развивать направление на Эльбрус, постараемся организовать волонтёрскую уборку его склонов. А ещё акцентируем внимание на двух-трехдневные походы по России и сплавы по рекам».

«Марк и Лев»

Что это: посёлок с несколькими фермерскими хозяйствами, где можно купить экопродукты и посетить мастер-классы.
Стоимость туров: от 1300 рублей.

«Внутренний туризм рос в последнее время, но не так интенсивно. За 2015 год у нас значительно прибавилось количество гостей, которые раньше самостоятельно путешествовали по Европе, а сейчас обратили взоры на Россию и строят свои маршруты через нас, — рассказывает Анна Богомолова, продюсер проектов «Марк и Лев». В поселке можно записаться на мастер-класс (по выпечке хлеба, приготовлению пастилы и сыроварению) или организовать поездку на молочную ферму, небольшую частную пивоварню и производство цельнозерновой муки

«Марк и Лев» — проект девелоперской компании «Юнипаркс», в 2011 году она занялась строительством фермерских домов в Тульской области по проекту архитектора Елены Макаровой. В 2014 году при разросшемся хозяйстве появился ресторан, в котором готовят из местных продуктов. Инвестиции в ресторан составили 27 млн рублей, деньги были потрачены на оборудование, подбор персонала и рекламу. Ещё 20 млн рублей были вложены в ферму и кооператив «Марк и Лев» (покупка земли и сельхозтехники, строительство внешних инженерных сетей — электричество, газ, водопровод). Стоимость тура с посещением фермерского хозяйства стартует от 1300 рублей. Купить туры можно на сайте турпроекта «Сила села» (входит в кооператив «Марк и Лев») и в дачном отеле «Велегож парк». Агентских договоров у фермеров пока нет.

В новогодние праздники выручка ресторана выросла на 20% по сравнению с прошлым годом. Впрочем, как отмечает управляющий ресторана Глеб Минаев, гости тратили средства разумно и экономно: было заказано минимум алкоголя. Средний чек не превышал 2500 рублей.

Агротурами проекта «Сила села» гости интересовались, но не покупали. Помешали сильные морозы. У партнёров — в дачном отеле «Велегож парк» — все виллы с 28 декабря по 10 января были заняты и оплачены ещё в сентябре-октябре 2015 года. То есть в праздники отель был заполнен на 100% (в прошлом году — на 60%).

Фотография на обложке: турклуб «Пик»

Обсудить ()
Новости партнеров