$ 63.3968.25$53.00
23 декабря 2015 года в 19:00

Предприниматели года в России — 2015

Лидеры и претенденты

Предприниматели года в России — 2015

«Секрет» продолжает подводить итоги 2015 года, рассказывая о его главных героях и самых важных событиях. Российская экономика летит под откос, оправдывая худшие прогнозы конца прошлого года. Бизнесу приходится меняться, чтобы выстоять. Некоторые предприниматели делают это настолько успешно, что их компании и проекты даже в кризис растут. Мы вспоминаем, за кем в этом году наблюдать было интереснее всего.

Год назад у Telegram было 35 млн активных пользователей в месяц, летом 2015-го — уже 60 млн. Если темпы роста не изменились (в мае Дуров сообщал, что каждый день к Telegram подключаются 220 000 новых юзеров), сейчас активная аудитория сервиса должна насчитывать уже около 100 млн человек.

17 декабря интернет-провайдеры Бразилии заблокировали WhatsApp — один из местных судов вынес соответствующее предписание в рамках полицейского расследования (мессенджер отказался предоставить властям данные неких пользователей). Блокировка действовала всего 12 часов, однако этого было достаточно, чтобы Telegram получил 5,7 млн новых пользователей.

Павел Дуров говорит, что Telegram всегда будет бесплатным, но скоро, по его словам, сервис начнёт зарабатывать на сторонних разработчиках. Предприниматель рассказал «Секрету», что он сам оценивает возможную стоимость своего проекта в $3–4 млрд — сославшись на предложения, которые ему поступали. При этом он подчеркнул, что по крайней мере в ближайшее время привлекать инвестиции Telegram не собирается.

В ноябре темп роста выручки крупнейшей в России продуктовой сети «Магнит» замедлился до 16,95% год к году — в октябре продажи выросли на 19,36%. Это самый медленный рост за последние десять лет (компания ежемесячно отчитывается об объёмах продаж с 2006 года).

«Магнит» стал лидером российского продуктового ритейла в 2013 году, когда компании Галицкого удалось обогнать главного конкурента — X5 Retail Group. «Мы 15 лет гнались за ними — Фридман (X5 Retail Group входит в "Альфа-Групп" Михаила Фридмана. — Прим. «Секрета») сформировал у нас комплекс неудачников, — вспоминал бизнесмен в одном из интервью. — Мы всегда были вторые, бежали за ними, и вот уже близки — но тут у них происходит очередная сделка по покупке новой сети».

Спустя полтора года в роли догоняющего — уже X5 Retail Group (выручка компании в этом году растёт быстрее, чему «Магнита»). Исход гонки неочевиден. «Магнит» открывает больше магазинов, а в следующем году собирается выйти в интернет. В начале декабря представители компании рассказали, что в Краснодаре началось тестирование онлайн-продаж — сервисом в закрытом режиме пользуются 100 сотрудников «Магнита».

Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук всегда сторонилась публичности. Она очень редко общается с журналистами, не выступает на профессиональных форумах, в интернете нет её фотографий. При этом её интернет-магазин одежды — номер один в России в своём сегменте (и третий — среди всех онлайн-ритейлеров). Одновременно Wildberries является и самым быстрорастущим игроком — в прошлом году выручка магазина удвоилась и превысила 23,4 млрд рублей.

В середине 2000-х бизнес Wildberries начинался с торговли вещами из немецких каталогов Quelle и Otto (первый склад Бакальчук организовала в собственной квартире), спустя десять лет в интернет-магазине представлено более 1000 брендов и 100 000 моделей. Пять лет назад Wildberries открыл первый центр самовывоза, сегодня их почти 200 в сотне российских городов.

«Наша модель называется "кузькина мать невероятной мощности"», — говорил в интервью «Секрету» совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин в середине этого года. Один из крупнейших российских онлайн-ритейлеров (годовой оборот — около $1 млрд) мечтает стать русским Amazon (примерно $89 млрд) и всерьёз готовится к IPO в Нью-Йорке или Лондоне уже в 2016 году.

«Ниша крупного маркетплейса в России свободна, а зарубежные примеры показывают перспективность этой стратегии: услуги маркетплейса приносят Amazon уже 40% выручки, китайскому JD — 40%, — объясняет Дмитрий Костыгин. — Мы хотели бы довести долю выручки от организации продаж товаров сторонних игроков до этого уровня. И у нас есть все шансы».

Объём инвестиционной программы «Юлмарта» на 2016 год — 6 млрд рублей, её цель — удвоение продаж по итогам года. Основные направления — инфраструктура и логистика (компания, в частности, хочет построить 1 млн кв. м центров выдачи заказов), а также офлайновая розница.

В прошлом году продажи мебельных магазинов Hoff составили 11,3 млрд рублей. В этом году, по словам одного из основателей компании Михаила Кучмента, ожидается рост на 25%. IKEA, с которой конкурирует Hoff, растёт медленнее, в прошлом году её рублёвая выручка увеличилась всего на 14%.

Бывшие акционеры «М.Видео» Александр Зайонц и Михаил Кучмент решили заняться мебелью в 2008 году. Несколько лет партнёры пытались развивать в России франшизу австрийской мебельной компанией Kika, но в итоге пришли к тому, что эффективнее будет строить собственный бренд и самостоятельно определять ассортимент.

«Рынок падает, а мы увеличиваем долю на нём», — говорил Кучмент в недавнем интервью «Секрету». Предприниматель уверен, что быстрого выхода из кризиса, как это было в 2008 году, не будет — чтобы выстоять, компании придётся меняться. Одним из сильных качеств Hoff Кучмент называет низкую зависимость от прямого импорта: с прошлого года его долю в продажах удалось снизить в три раза — до 10%.

Основатель компании Dodo Pizza Фёдор Овчинников поставил на 2015 год очень амбициозную цель — заработать за 12 месяцев миллиард рублей. Времени в итоге потребовалось даже немного меньше: счётчик на сайте Dodo Pizza показал заветную цифру вечером 18 декабря. Ещё в 2011 году у Фёдора Овчинникова, археолога по образованию и бывшего нацбола, была единственная пиццерия в родном Сыктывкаре, спустя пять лет Dodo Pizza — одна из самых успешных российских франшиз (всего более 70 пиццерий).

В прошлом году в компанию Овчинникова готовы были вкладываться венчурные фонды, но предприниматель отказался от всех предложений и начал привлекать деньги небольших частных инвесторов (более 130 человек вложили почти 120 млн рублей). В планах на следующий год — начало работы в США (в мае Dodo Pizza запустила пилотный проект в небольшом городе Оксфорд в штате Миссисипи) и Китае. «Честно говоря, я думаю, что именно этот год будет ключевым для нашей компании и очень сложным с точки зрения экономики, — пишет Овчинников на своей странице в Facebook. — Я думаю, что нас ждёт сильнейший экономический кризис за последние 20 лет, но мы должны продолжить развитие и рост, несмотря ни на что».

В 23 года основатель холдинга Like Аяз Шабутдинов является совладельцем двух десятков компаний, развивающихся по модели франшизы. В прошлом году предприниматель заработал 30 млн рублей чистой прибыли.

Среди проектов Шабутдинова — экстремальные туры для предпринимателей, курсы английского, парикмахерские, тюнинг-ателье и фотошколы, но главные и самые масштабные — хостелы, с которых он начинал в 2012 году, лично сколачивая мебель, и федеральная сеть кофеен Coffee Like.

«Ну как-как, берёшь и делаешь» — так Аяз Шабутдинов формулировал свой главный бизнес-принцип в интервью «Секрету» в июне этого года. В то, что эта формула работает, верит огромное количество людей. Главный канал привлечения новых франчайзи — паблик Шабутдинова в социальной сети «ВКонтакте», на который подписаны 165 000 человек.

21 декабря число просмотров 17-го эпизода анимационного сериала «Маша и медведь» на YouTube перевалило за 1 млрд. Это не просто самое популярное российское видео в истории — такими результатами не могут похвастаться даже Disney или Nickelodeon.

В сентябре «Известия» рассказали, что московская студия «Анимаккорд» закроет «Машу и медведя» из-за нехватки денег. Генеральному директору студии Дмитрию Ловейко пришлось объяснять, что с финансами у «Анимаккорда» всё в порядке (производство одной серии «Маши и медведя» обходится в $300 000), не хватает — профессиональных кадров. В итоге сериал всё-таки продлили на третий сезон, и в ноябре вышел его первый эпизод (в общей сложности уже 53-й), который уже посмотрели более 29 млн человек.

«Анимаккорд» не раскрывает финансовые показатели. Согласно экспертным оценкам реклама на YouTube приносит студии до $1,5 млн в месяц. Годовая прибыль от продажи сувенирной продукции («Анимаккорд» активно продаёт лицензии), по словам Дмитрия Ловейко, в следующем году достигнет $15 млн — при выручке в $300 млн.

В этом году основатель компании «Связной» Максим Ноготков решил начать всё сначала — и уехал в Калифорнию. «Мне в последнее время интересно всё, что связано с развитием человека и с созданием нового качества взаимоотношений между людьми, — говорил он в одном из недавних интервью. — В этой сфере я сейчас буду делать больше, чем один проект. Их будет как минимум два, может быть, даже три».

Проиграв битву за контроль над «Связным», Ноготков, по его словам, не разуверился в собственных силах и рассчитывает построить международный бизнес. Отъезд из России он объясняет тем, что именно в Кремниевой долине — идеальные условия для запуска интернет-стартапа, но, кроме того, оговаривается, что ему «не нравится то, что происходит в России» и что «агрессия, самоизоляция и конфликт с западным миром — это путь в никуда».


Итоги года — 2015

7 самых дорогих зрелищ и представлений 2015 года

Самые быстрорастущие стартапы 2015 года

Реформаторы, менявшие мир в 2015 году

Как изменится наша жизнь в 2016 году: Главные экономические тренды

Это провал: Главные бизнес-неудачи года

Владимир Милов: Люди перестают верить, что станет лучше

Андрей Мовчан. Почему Россия прокрастинирует и чем это кончится

_Предприниматели года в России

Россияне, поразившие мир в 2015 году

Предприниматели года в мире: 2015

10 бизнес-скандалов года

Самые успешные герои поп-культуры — 2015

10 изобретений, поразивших мир в 2015 году


Обсудить ()
Новости партнеров