$ 63.3968.25$53.89
11 декабря 2015 года в 13:11

Борьба за выживание и мировое господство японской корпорации Softbank

Игра на опережение Масайоши Сана

Борьба за выживание и мировое господство японской корпорации Softbank

Основатель компании Softbank Масайоши Сан с детства стремился быть во всём первым и самым лучшим. Когда он решил стать предпринимателем, занятие для себя он выбирал такое, чтобы в течение десяти лет занять самую большую долю в Японии. К концу 90-х он стал одним из самых богатых людей планеты, но вместе с лопнувшим пузырём доткомов акции его компании Softbank рухнули. Сан потерял 98% состояния — от $76 млрд остался $1 млрд. Случай вошёл в историю как самая большая финансовая потеря одного человека. Тем не менее амбиций у Сана не убавилось — он начал инвестировать в новые сферы, использовать любую возможность стать первым. Он отыграл свои позиции на японском рынке, а в этом году нанял бывшего вице-президента Google и придумал план международной экспансии. «Секрет» рассказывает историю японца, замахнувшегося на мировое господство.

Детство и первый успех

В 2000 году Forbes внёс Сана в число десяти богатейших людей планеты, в 2014-м он оказался в списке самых влиятельных персон. Несмотря на это, за пределами Азии Сан не так уж известен. Чаще всего его представляют как инвестора Alibaba — Сан купил акции китайского интернет-магазина через год после его создания. Softbank владеет 32,4% акций ритейлера — это в четыре раза больше, чем у самого основателя Alibaba Джека Ма. Ещё его знают как человека, добившегося благосклонности Стива Джобса — компания Сана обошла более влиятельных конкурентов и стала эксклюзивным дилером Apple по продаже iPhone в Японии. Год назад журналисты снова предрекли гибель компании Сана, но капитализация Softbank в сентябре 2014 года увеличилась в 500 раз благодаря выходу Alibaba на IPO.

Сан родился в небольшом японском городе Тосу в бедной корейской семье. Отец зарабатывал ловлей рыбы. Тогда, в 60-е годы, корейцам жилось тяжело в Японии; Сан вспоминал, как одноклассники в школе бросали в него камни.

Когда Сану исполнилось 16 и пришло время поступать в университет, он решил полететь в Калифорнию. Мать плакала, говорила, что в Америке живут одни варвары. Отец не стал останавливать — он знал характер сына и дал немного денег в дорогу.

Сначала Сан поступил в колледж в Окленде, на программу изучения английского. Потом в престижный Университет Беркли на факультет компьютерных наук и экономики. Во время учёбы он продумывал бизнес-идеи. Решил запустить мультиязыковой словарь в электронной версии. Сан нанял студента, который ходил на лекции под его именем, в это время искал учёного, способного разработать такой словарь. Удачей стал договор о партнёрстве с физиком Форрестом Мозером, который изобрёл и сконструировал первый синтезатор речи в 1974 году. «Однажды он покорит всю Японию», — говорил Мозер жене, объясняя своё решение работать с Саном. В 20 с небольшим Сан нанимал программистов, обещая расплатиться с ними в будущем, денег у него тогда не было. Слово сдержал: через год продал словарь компании Sharp Electronics за $450 000 и выдал всем гонорары.

Первый миллион долларов Сан заработал тоже в Беркли. Он продавал в аренду местным кафе и барам игровые автоматы PacMan и Space Invaders.

Softbank: продажа софта

После учёбы Сан вернулся в Японию и не работал больше года. Родители снова переживали: не для того он учился, чтобы читать книги и ничего не делать. Но Сан не бездельничал, он искал идею, которая захватит его на ближайшие 50 лет. В голове роились десятки вариантов — от разработки софта до ухода за больными (его тесть был врачом). Он держал в голове список критериев, которым должен соответствовать бизнес. Условия были такие. Дело должно вдохновлять его самого, потому что иначе невозможно заниматься им долго. За десять лет он должен стать первым в выбранной нише, по крайней мере в Японии. Бизнес должен существовать на рынке, растущем минимум на 30–50% в год.

Он взял лист бумаги, нарисовал матрицу идей, поставил баллы и свои комментарии к каждой. Ниша софтверного бизнеса выглядела лучше других.

В 1981 году Сан запустил Softbank с двумя сотрудниками на частичной занятости и снял небольшой офис. Как-то утром он принёс туда две коробки из-под яблок и встал на них, чтобы зачитать речь. Он сказал: «Вы должны слушать меня, потому что я президент компании. Через пять лет я заработаю $75 млн. Мы станем первыми среди дистрибуторов софта в Японии». Сотрудники стояли с открытым ртом, а через несколько дней уволились.

Никто не хотел заключать договор с неизвестной компанией. Когда Cану позвонил человек по имени Джошин Денки и предложил приехать в другой город Японии Осаку, тот сказал, что слишком занят. На самом деле у него просто не было денег. Только потом Сан узнал, что Денки — владелец третьего дилера электроники в Японии. Он открыл компьютерный магазин и нуждался в программах.

Денки сам приехал в Токио на встречу с Саном. Молодой предприниматель нагло заявил: для работы с Softbank дилеру придётся перестать работать с другими поставщиками. Он говорил: «Если вы хотите быть лидером в области продаж компьютеров, вам надо работать с лидером в области дистрибуции софта. А это я». Наглость сработала.

После этого случая Cан приходил в магазины электроники и говорил: «Вы знаете компанию Джошина Денки? Они крупнейшие дилеры компьютеров в Японии. Знаете, почему они так успешны? У них есть софт! А у меня на него эксклюзивные права». После этого все хотели работать с Саном. За год выручка Softbank взлетела с $10 000 до $2,3 млн в месяц.

К 1984 году, когда Сану исполнилось 27, Softbank занял половину японского рынка софтверных продаж. Основатель тем временем исследовал новые ниши. Он искал компании, которые могут принести ему прибыль. К началу 90-х он вложился в сотни компаний, но большинство их названий сегодня никому ничего не скажут.

Softbank, задуманный как дистрибутор софта, быстро превратился в конгломерат самых разных компаний.

Фотография: Bloomberg/Getty Images

Softbank: издатель и оператор связи

Ещё в 80-х предприниматель начал издавать журналы — Oh!PC и Oh!MZ — о софте и компьютерах. Раз в две недели компания выпускала новый номер тиражом 50 000 экземпляров, но 85% из них возвращались на склады Softbank — читатели не покупали такую прессу. Реклама тоже продавалась туго, каждый месяц эти два журнала съедали всю прибыль софтверного бизнеса.

Но Сан не мог взять и закрыть их — тогда бы все решили, что у него проблемы. «Мы продолжали терять деньги, что я мог сделать?» — вспоминал он в одном из интервью. Однажды Сан решил, что в последний раз попытается сделать журнал успешным. Если не выйдет, закроет его немедленно. Он потратил оставшиеся деньги на телерекламу, сделал журналы вдвое толще, цену оставил такую же и напечатал в два раза больше — 100 000. За три дня весь тираж раскупили, журналы были спасены и просуществовали до начала нулевых.

В 1995 году Сан купил крупнейший издательский дом, который выпускал периодику о компьютерах и технологиях Ziff-Davis (туда входил, например, журнал PC Magazine). Покупка обошлась в $2 млрд и сделала Сана одним из самых влиятельных людей в сфере IT-медиа.

В 2000 году, незадолго до того, как лопнул пузырь доткомов, Сан заявил, что хочет купить сотового оператора Vodafone Japan за $15 млрд. Он планировал соревноваться с крупнейшим конкурентом — NTT Docomo. Через несколько дней акции Softbank рухнули и Сан потерял 98% своего состояния. Шесть лет спустя сделка всё же состоялась, на покупку сотового оператора пришлось взять кредит. К тому моменту NTT DoCoMo и KDDI контролировали 80% японского рынка связи, а Vodafone терял деньги. Cан запустил рекламу, героем которой была говорящая собака по имени Отосан. Из года в год выпускались новые ролики, которые получали награды, а Отосан стала любимицей нации (по статистике, японцы любят собак больше, чем кошек). Кроме того, компания понизила цены, чтобы переманить клиентов конкурентов. Аналитики предсказывали кончину Softbank, но вместо этого Сан превратил SoftBank Mobile (так стал называться Vodafone Japan) в прибыльную телеком-компанию.

Сан настойчив и умеет заглядывать в будущее — он пришёл к Стиву Джобсу за два года до старта продаж первого iPhone и уговорил главу Apple стать партнёрами. Как ему это удалось?

Он приехал в штаб-квартиру Apple с эскизами, на которых был изображён плеер iPod, дополненный функциями телефона. Джобс сказал: «Маса, мне не нужна твоя схема, у меня есть своя!» Сан ответил: «Когда у тебя появится свой продукт, отдай его мне, я буду торговать им в Японии». Джобс сказал: «Маса, ты сумасшедший. Мы о нём ещё никому не говорили, но ты первый, кто пришёл ко мне. Я отдам его тебе». После запуска iPhone в Японии эти телефоны продавал только Сан, причём сразу с контрактом своего сотового оператора. Это помогло ему нарастить абонентскую базу с 16 млн до 35 млн человек.

Сан рисковал, сделав ставку на iPhone. Финансисты твердили, что американский телефон не приживётся на японском рынке, который предпочитал свои продукты иностранным. Но iPhone обошёл конкурентов, став в Японии самым популярным смартфоном.

В 2012 году компания пошла на ещё более рискованный шаг — Softbank приобрёл 80% четвёртого оператора связи США Sprint за $21 млрд. Sprint стремительно терял клиентов и последние десять лет терпел убытки. После покупки стоимость Softbank упала, акции оператора, напротив, поднялись. Сан использовал японский опыт: снижал цены, чтобы не растерять клиентскую базу и привлекать новых абонентов.

Глобальная идея заключалась в том, чтобы победить американских гигантов — AT&T и Verizon. Для этого он собирался купить ещё одного оператора T-Mobile и объединить его со Sprint. Но американские власти отказались даже рассматривать заявку на сделку. Сан приводил цифры: несмотря на то что Америка является лидером во многих областях, страна сильно отстаёт по скорости связи от Японии и ряда других стран. Позже Сан говорил, что недооценка регуляторов стала одной из его главных ошибок в жизни.

Аналитики снова обрушились с критикой: бороться за лидерство на американском рынке — совсем не то что на японском. «Это как когда бедные дети дерутся с богатыми, — парировал Сан в одном из интервью — Иногда у бедных больше смелости, чтобы победить».

Softbank: инвестор

Поиск компаний, которые превратятся в гигантов, — страсть предпринимателя. Однажды руководитель Ziff-Davis Эрик Хаппо представил Сана основателю Yahoo! Джерри Янгу, который искал $5 млн на развитие поисковика. Сан предложил $100 млн. Янг пытался объяснить, что ему не нужно так много, Сан ответил: «Всем нужны $100 млн» — и забрал себе больше трети компании. Но главным успехом Сана называют сделку с Alibaba в 2000 году, когда Softbank получил 32,4% — сейчас его доля в четыре раза больше, чем у Ма. В прошлом году журналисты снова писали о смерти Softbank, а потом Alibaba совершила самое успешное IPO в истории и доля Softbank стала стоить $75 млрд.

Сан принимает решения мгновенно. Основатель брокерской компании ETrade вспоминал, как Сан предложил ему $400 млн после одного звонка. Правда, как и у многих других портфельных компаний Сана, после покупки стоимость ETrade падала и достигла $3 за акцию, в то время как в середине 1999-го стоила $60.

Через венчурный фонд Softbank Capital, а также его подразделения Softbank UK Ventures и Europe Ventures Сан инвестировал во многие успешные компании. Он вложился в Buzzfeed, Huffington Post, Zynga и другие.

Купив телеком-компании Cable and Wireless и Japan Telecom, Softbank стал крупнейшим провайдером интернета в Японии. Теперь Сану нужно международное признание. Его можно добиться через приобретение лидеров. В этом году Cан назначил президентом компании Никеша Арору, бывшего топ-менеджера Google, фактически сделав его своим преемником. Арора закрыл Softbank Capital, заявив, что теперь компания фокусируется на устойчивых проектах, которые быстро смогут стать гигантами, и вкладывает большие деньги в меньшее количество компаний. Осенью Softbank инвестировал $1 млрд в корейский интернет-магазин Coupang, самую быстрорастущую компанию в мире, что должно помочь международной экспансии. В сентябре Softbank вложил $1 млрд в финансовый сервис SoFi, который хочет стать «Uber в финансовых услугах», а также в Snapdeal, крупнейший интернет-магазин Индии. Между 2009 и 2014 годом капитализация SoftBank выросла на 557%. Он стал четвёртой быстрорастущей компанией в мире и третьей публичной компанией в Японии (после Toyota и Mitsubishi UFJ Financial).

Фотография: Bloomberg/Getty Images

Недавно Softbank вложился в транспортные сервисы Ola, GrabTaxi и Didi Kuaidi, три главных конкурента Uber в Индии. «На этом рынке могут быть два доминирующих игрока, и мы надеемся, что вторым станет один из наших проектов», — говорит Арора.

Softbank 2.0: роботы и солнечная энергия

Cан верит, что искусственный интеллект будет превосходить человеческий уже через 50 лет. Его бизнес-план рассчитан на 300 лет вперёд, и он всё время думает, каким будет Softbank в будущем.

В этом году SoftBank Robotics представил первого эмоционального робота Pepper. Вместе с ним компания развивает партнёрскую программу — доступ для разработчиков приложений, дизайнеров роботов и продаж для бизнеса. Продажи запустились 1 декабря, но приём заявок остановили через минуту — компания планировала принять предзаказ только на десять роботов. «Люди называют других роботами, когда у тех нет эмоций, нет сердца. Впервые в истории мы создали робота с сердцем и эмоциями», — говорит Сан. В будущем он планирует продавать 1000 роботов в месяц. Кроме того, SoftBank подключит Pepper к своим сотовым сетям, и владельцы будут вносить абонентскую плату ($120 в месяц) — покупать возможность общения с железным другом.

После землетрясения и цунами в Фукусиме в 2011 году Сан обещал обеспечить мобильной связью и интернетом всех пострадавших от землетрясения. Он поручил SoftBank покрыть стоимость жизни 1200 жителей пострадавшего города Тамура. Он также начал строить солнечные электростанции — в Индии совместно с тайваньской Foxconn и индийской Bharti Enterprises — и Японии. Стоимость проекта оценивали в $20 млрд.

То, что происходит с Softbank сейчас, Сан называет переходным периодом. Годовой отчёт 2015-го представляет новую стратегию компании — Softbank 2.0, реализацией которой займётся Арора. «Мы верим, что наше будущее будет строиться вместе с компаниями, прокладывающими инновации в новых областях», — говорит он.

Сейчас Сану 58, и он рассчитывает уйти на пенсию в 60. Впрочем, несколько лет назад основатель Uniqlo Тадаси Янай заявил, что уйдёт на пенсию в 2014-м. Он искал преемника, но не нашёл того, кто мог бы лучше него справиться с работой. Возможно, и Сан не отпустит Softbank. «За 35 лет мы стали огромной японской компанией. Теперь переходим на вторую стадию и превратим её в глобального игрока, который останется на долгие годы», — говорится в послании Сана.

Источники: WSJ, The Economist, WSJ, HBR, Fortune, NYTimes, Forbes, Wired, Quarz, Hottopics

Фотография на обложке: Bloomberg / Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров