$ 64.1568.47$54.46
03 декабря 2015 года в 14:43

Как Цукерберг определил ценности своего поколения

И почему это скажется на российском бизнесе

Как Цукерберг определил ценности своего поколения

Facebook, который посещают в месяц 1,5 млрд человек по всему миру, нечасто удостаивается доброго слова. Пользователи предъявляют к нему массу претензий: от сомнительных («заменяет реальное общение») до весьма серьёзных (об использовании личных данных). Агрессивная монетизация при и без того гигантских доходах не прибавила очков основателю и CEO Facebook Марку Цукербергу. Тем интереснее то, с каким теплом было принято заявление, которое он и его жена Присцилла Чан, опубликовали в понедельник.

В форме длинного письма своей новорождённой дочери молодые родители объявили о создании организации Chan Zuckerberg Initiative, в которую пообещали безвозмездно передать 99% принадлежащих им акций Facebook. Цукерберг подчеркнул, что речь не о разовом пожертвовании, а о процессе длиною в жизнь. Супруги намерены посвятить себя борьбе с неравенством.

Миллиардер рассказал, что выбрал для пожертвования форму коммерческой организации, так как некоммерческая форма не позволила бы ему самому решать, на что тратить эти средства, и, например, заниматься лоббизмом. Кажется, ещё совсем недавно подобное заявление породило бы бурю возмущения и призывы к правоохранителям защитить демократию от злого гения. Но сегодня такой выбор оказался понятен и близок очень многим.

Этот выбор отражает ценности, которые, по мнению многих социологов, свойственны поколению миллениалов. Его представители разменяли четвёртый десяток и становятся значимой частью экономически активного населения мира. В частности, новое поколение относится к благотворительности иначе, чем их родители. Они больше не ощущают потребность вернуть долг обществу, их не трогает знаменитое give back. Вместо этого они ощущают потребность give forward — сделать вклад в лучшее настоящее и будущее, но очень ответственный.

Будучи сами немного миллениалами и разрабатывая наш продукт для жертвователей и создателей некоммерческих и краудфандинговых проектов, мы изучали эти тренды и, конечно, рады получать подтверждение своих догадок. Современные молодые люди не готовы отдать и закрыть глаза. Для них важен эффект от оказанного пожертвования. Не удивительно, что миллениалы не особенно доверяют институту благотворительности в существующем виде. Размер пожертвований от частных лиц в США, упав в кризис, так и не вернулся к прежнему уровню. Благотворительные организации видят происходящее и понимают причины, но многие всё ещё надеются «продать» новому поколению так хорошо работавший раньше give back.

A few weeks before Max’s birth, Priscilla and Mark took a morning to reflect and record their hopes for their daughter and all children of her generation.

Posted by Chan Zuckerberg Initiative on 1 декабря 2015 г.

Изменить такое отношение к благотворительности вряд ли удастся. Это лишь часть мировоззрения нового поколения, выросшего в технологичном мире, где практически побеждён голод и решение глобальных проблем уже не кажется недоступным идеалом. Новые возможности меняют наше представление о жизненных целях, бизнесе и собственности. Как показывает пример не только Цукерберга, но и других богатых людей, в том числе и в России, — больше не принято копить капитал, чтобы оставить его своим детям. Капиталу можно найти применение сейчас, чтобы оставить детям лучший мир.

Современное устройство венчурного рынка интересным образом способствует тому, чтобы молодые люди с новаторскими идеями обустройства мира получали в своё распоряжение достаточные средства для глобальных экспериментов. Исследования политических убеждений жителей Кремниевой долины показывают, что предпринимателей и инвесторов объединяет уверенность в том, что в мире нет борющихся групп с собственными интересами — наши интересы общие, даже если мы видим разные пути их достижения. Всё чаще представители этой среды признают, что максимизация прибыли акционеров не является для них приоритетом.

Крупнейший краудфандинговый ресурс Kickstarter одним из первых подкрепил разговоры делом, изменив форму собственности на public benefit corporation. Это коммерческая структура, а следовательно, её владельцы должны платить налоги, так же как и Цукерберг. Рамки бизнеса и благотворительности размываются, а существующие формы организационного устройства и формы собственности уже отстают от ценностей общества.

Всё это звучит как новости с другой планеты, о чём с горечью написали почти все русскоязычные комментаторы заявления Марка и Присциллы. Но в этой горечи содержится забавный парадокс: если бы жителям «нашей планеты» не были близки ценности той, другой, то и горевать было бы не о чем.

Ставить максимизацию прибыли своей жизненной целью никогда не считалось приличным в российском обществе. Очень давно мы в этом не совпадали с остальным миром, что было нашей слабой стороной. Но то, что сто лет назад было причиной отставания, возможно, обернётся преимуществом в наши дни.

Нам неведомы проблемы Цукерберга — платить ли налоги, занимаясь благотворительностью. Мы привыкли жить без такого выбора и налоговых поблажек. Быть может, поэтому российские некоммерческие организации часто действуют современнее, чем американские, и лучше понимают потребности нового поколения жертвователей. Они предлагают выбор из целевых проектов, позволяют отправить деньги напрямую нуждающемуся и стараются отчитываться о собранных и потраченных деньгах в реальном времени. Подобные практики — до сих пор редкость в США, но их активно внедряют представители новой разновидности некоммерческих стартапов, которые привлекают пропитанный ценностями миллениалов венчурный капитал.

Ценности нового поколения, которые так наглядно продемонстрировал вчера Марк Цукерберг, разделяют и российские бизнесмены, о чём свидетельствуют их благотворительные проекты. Фонд «Династия» Зимина, Никола-Ленивец и «Йополис» Максима Ноготкова, миллионный дар «Википедии» и студенческие гранты Павла Дурова, Breakthrough Initiative Юрия Мильнера. Всё это проекты, чьи инициаторы очень внимательны к тому, какое влияние на будущее окажет их личный вклад, и верны теме, которая вызывает их личный интерес, где их участие может быть действительно эффективным. Они скорее инвесторы, чем плательщики дани обществу.

Именно такие проекты сейчас вызывают наибольший резонанс, получают поддержку и вовлеченность аудитории, что в неменьшей, а возможно, и большей степени, чем вложенные деньги, способствует успешной реализации цели. Это хорошо понимает создатель крупнейшей социальной сети, и потому, запуская новое благое дело, которое хочет полностью контролировать, он старается заручиться поддержкой максимального числа людей.

И в этом трагедия отечественного бизнеса. Самые недоверчивые миллениалы точно говорят по-русски. Получить поддержку на родине всегда было сложно, а в последние пару лет — почти невозможно. Но этот вызов, быть может, позволит именно нам найти такие решения проблемы доверия, которыми будет пользоваться весь мир.

Фотография на обложке: Mark Zuckerberg / Facebook

Обсудить ()
Новости партнеров