$ 64.1568.47$54.46
03 декабря 2015 года в 16:12

Тёмные волокна: Кому «Телеком биржа» сдаёт в аренду километры кабеля

И зарабатывает сотни миллионов рублей

Тёмные волокна: Кому «Телеком биржа» сдаёт в аренду километры кабеля

Финансист Александр Вахтин и выпускник бизнес-школы «Сколково» Василий Пименов занимаются на московском рынке телекоммуникационных услуг малопонятным для обычного человека бизнесом. Их компания «Телеком биржа» сдаёт в аренду «тёмные волокна» компаниям, которым нужна качественная бесперебойная и безопасная связь. За последние четыре года предприниматели проложили под улицами Москвы 1000 км собственной оптоволоконной сети, которая не загружена огромным количеством сервисов, как, например, у сотовых операторов или интернет-провайдеров. Сейчас «Телеком биржа» обслуживает более 200 крупных клиентов, среди которых много известных банков, десять московских дата-центров (центров хранения и обработки данных), сотовые операторы, а также компании с большим объёмом трафика — например Mail.Ru Group, «ВКонтакте» или РБК. В 2015 году выручка «Телеком биржи» составит около 400 млн рублей.

Осечка

Александр Вахтин закончил технический факультет в Бауманке и экономический — в технологическом университете имени Циолковского. Параллельно он работал в финансовом департаменте АФК «Система», потом возглавил бухгалтерию одного из девелоперских проектов холдинга. Карьеру связиста Вахтин начал в финансовом блоке оператора связи «Синтерра», там он и познакомился с Василием Пименовым, работавшим в «Гарс Телеком». Сейчас обе компании приобретены «Мегафоном», а в 2007–2009 годах они снимали сливки на новом рынке — рынке корпоративных услуг связи.

Именно в недрах «Гарса» зародилась идея создания «Телеком биржи» — онлайн-площадки, где операторы могли бы обмениваться ресурсами. Речь шла о каналах, портах, кабелях, оборудовании. Согласно данным «СПАРК-Интерфакс» компания была зарегистрирована на сотрудника «Гарс Телеком» Михаила Сергеева. Инвестиции в проект составили 1 млн рублей, а отбить их планировалось за счёт процента от сделок. Однако ничего не получилось. «Люди заходили на площадку, но рынок оказался слишком закрытый — игроки привыкли решать вопросы по звонкам знакомым», — вспоминает Пименов. В результате площадку сделали бесплатной и оставили как информационный ресурс.

Фотография: Kataklinger/Depositphotos

Спрос на волокно

Возрождение «Телеком биржи» началось в 2011 году. Развитие дата-центров вызвало скачок спроса на ёмкие резервированные каналы связи и так называемые «тёмные волокна». Это заметили предприимчивые связисты.

В основе оптического волокна — прозрачный материал (стекло, кварц), по которому информация передаётся в форме световых импульсов. «Тёмным волокном» называют резервные волокна, то есть не несущие света. Чтобы получить качественную связь, потенциальному заказчику достаточно арендовать всего пару жил внутри кабеля, а ограничения по скорости и шифрованию будут зависеть лишь от устанавливаемого оборудования.

Клиенты требовали от дата-центров быструю и качественную передачу данных, защищённую связь и не падающий интернет. Однако анализ рынка показал, что доступность подобных услуг оставляла желать лучшего. Операторы связи использовали сети в первую очередь под свои собственные услуги. Единственным крупным поставщиком волокна был телекомпровайдер «Мастертел», проложивший 8000 км кабеля в Москве и Санкт-Петербурге. «Факт нехватки свободных ёмкостей под землёй умело использовался владельцами сетей для повышения арендных платежей, которые никем не регулируются», — вспоминает представитель «Акадо Телеком» Денис Рычка. Его компания построила собственную сеть для обслуживания 1 млн абонентов, которые могут пользоваться услугой электронных платежей. «Подобное взаимодействие возможно лишь при наличии собственных, а не арендованных ресурсов, что объясняется высокими требованиями безопасности», — уверен Рычка.

С ним согласилось большинство ведомств, госорганов и банков, которые предпочли построить свои собственные сети. Однако закопанные непрофильные активы втянули многие компании в огромные операционные затраты. По словам Вахтина, проложить 1 км кабеля стоит 300 000 рублей, а его обслуживание обходится около 6000 рублей в месяц, деньги нужно платить Московской городской телефонной сети — именно в её канализации в большинстве случаев тянут сети. К тому же избавиться от них довольно затруднительно: нужно либо демонтировать кабель (стоимость демонтажа составляет примерно половину цены прокладки), либо продать его кому-то, что для непрофильных компаний слишком сложно. «Поэтому под землёй сейчас огромное количество неиспользуемых кабелей», — утверждает Вахтин.

Альтернативный рынок

Ниша была почти свободна, и друзья предложили альтернативу: арендовать инфраструктуру у «Телеком биржи», у которой на тот момент были все лицензии в области связи. Клиентов ждать не пришлось. «Мы очень удивились, но первые клиенты, уже обжёгшиеся на строительстве своих сетей, были готовы компенсировать вплоть до половины всех затрат на строительство кабелей», — вспоминает Пименов. Из дата-центров первым вложился в инфраструктуру «Даталайн», для них было построено 100 км волокна и 5 км телефонной канализации. По результатам все клиенты дата-центра получили доступ к практически любым телеком-услугам. Следующим крупным заказчиком стал системный интегратор «Крок» и его клиенты. По словам руководителя службы эксплуатации сети дата-центров «Крок» Александра Ашавского, его компанию подкупило гибкое ведение бизнеса и ценовая политика. Собственные первоначальные инвестиции «Телеком биржи» составили 15 млн рублей, затем сеть строилась за счёт операционной прибыли компании.

Фотография: Kataklinger/Depositphotos

За три года «Телеком биржа» проложила 1000 км кабеля ёмкостью 144 волокна, организовала узлы связи во всех коммерческих дата-центрах и точки присутствия в офисах многих крупных компаний. 87% сети идёт по канализации ОАО «МГТС», 13% примерно поровну распределены между ГУП «Москоллектор» и ГУП «Гормост». У «Телеком биржи» около 200 крупных клиентов, из которых значимая часть — финансовые структуры. Например, Тинькофф-банк, у которого всё обслуживание происходит в онлайне: для него было задействовано 200 км кабеля. Mail.Ru Group диверсифицировал риски и перевёл 50% оптических телекоммуникаций в Москве из «Мастертела» на «Телеком биржу». «Мы были и остаёмся довольны качеством услуг Мастертела, однако работа с одним-единственным поставщиком — всегда определённый риск для бизнеса», — рассказывает Владимир Габриелян, вице-президент и технический директор Mail.Ru Group. В «Мастертеле» не стали комментировать ситуацию, однако в 2008 году один из основателей компании Михаил Белов публично заявлял, что «конкурентов в перспективе они не ожидают». Выход на рынок «Телеком биржи» совпал с появлением первых убытков у «Мастертела». Согласно СПАРК в 2012 году выручка этой компании составила 791 млн рублей, а чистый убыток — 5 млн рублей.

Вахтину и Пименову принадлежит больше половины «Телеком биржи», оставшейся частью владеет первый инвестор компании, его имя партнёры не раскрывают. Согласно СПАРК выручка «Телеком биржи» в 2014 году составила 175 млн рублей, чистая прибыль — 38,5 млн рублей. Вахтин добавил, что выручка год к году удваивается и в 2015 году должна составить около 400 млн рублей. Больше половины компания зарабатывает на аренде волокна, остальное приносят каналы и порты в интернет. «Волокно в основном нужно компаниям с большой проходимостью трафика, компании же поменьше, чтобы не переплачивать, используют просто каналы, которые ограничены пропускной способностью», — соглашается генеральный директор TMT Consulting Константин Анкилов. По подсчётам TMT Consulting, если рассматривать общий рынок аренды волокна и каналов в Москве, то крупными игроками на нём остаются федеральные операторы связи, а его объём в 2014 году составил 15 млрд рублей.

Перспективы

В этом году Вахтин и Пименов стали успешно развивать смежный бизнес — инжиниринговую компанию, которая занимается прокладкой оптоволокна сторонним заказчикам. В основном это операторы связи, которые точно знают, зачем им кабели связи. «Корпоративных заказчиков мы стараемся отговаривать от строительства в пользу аренды», — поясняет Пименов. Выручка дочки в прошлом году достигла 100 млн рублей. В перспективе предприниматели присматриваются к рынку Московской области, где сейчас активно растёт спрос на качественные услуги связи. Однако строить сети в полях недёшево: 1 км кабеля стоил бы 1,5 млн рублей, а окупаемость проектов — больше пяти лет.

Фотография на обложке: предоставлена пресс-службой «Телеком биржи»

Обсудить ()
Новости партнеров