$ 63.9168.50$53.93
27 октября 2015 года в 15:52
Партнерский материал

Аптечная сеть в «советском» формате

Франшиза «Советской аптеки» завоевывает рынок

Аптечная сеть в «советском» формате

Открытие собственного бизнеса неизбежно связано с рисками даже в стабильной экономической ситуации, а во время кризиса страх потерять свои вложения может заставить молодого предпринимателя отказаться от идеи начать собственное дело. В такой обстановке, с одной стороны, намного больше шансов выжить на рынке в условиях жёсткой конкуренции получают франшизы уже известных брендов, пользующихся доверием покупателей. С другой стороны, реализация товаров с неэластичным спросом стабильно приносит прибыль, поскольку они остаются востребованными, даже когда на всём остальном приходится экономить.

В начале 2015 года на российском рынке появилась франшиза «Советская аптека», которая отвечает обоим этим соображениям. Аптечная сеть входит в состав зарегистрированной на Кипре группы компаний Pharma Invest Capital, генеральным поставщиком выступает фирма Pharma Distribution Group — крупный импортёр и дистрибутор лекарственных средств на территории России и стран СНГ. После пяти лет успешной реализации своей деятельности на рынке оптовых закупок компания захотела завоевать и розничную торговлю.

Бренд аптечной сети формата «дискаунтер» под названием «Советская аптека» детально разрабатывался на протяжении девяти месяцев. В основу его концепции легло предоставление населению большого выбора лекарств по «советским», то есть доступным, ценам. Ведущая роль в ассортименте отводится лекарствам из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, цены на которые регулирует государство. Франчайзер выступает против продвижения медикаментов, чья дороговизна является следствием агрессивной маркетинговой стратегии производителей, и стремится заменить их качественными, дешёвыми и по-настоящему эффективными аналогами.

Несмотря на то что конкуренция в низком ценовом сегменте аптечного рынка очень высока, Pharma Distribution Group уверена, что их подход к франчайзинговой модели развития бизнеса выгодно отличает «Советскую аптеку» от конкурентов. «Безусловно, наша маркетинговая политика отличается от большинства аптечных сетей в России, она более жёсткая, более активная, — рассказывает директор по маркетингу Светлана Никишина. — В отличие от наших конкурентов, сокращающих бюджеты на развитие и потенциальную лояльность потребителей в попытках пережить кризис, мы, наоборот, стремимся развиться и занять свою долю рынка в эконом-сегменте».

Как правило, покупатель франшизы вынужден платить компании роялти или вступительный взнос за право пользоваться торговой маркой и технологиями известного бренда. Отличительной особенностью «Советской аптеки» является то, что ни паушального взноса, ни ежемесячной платы за франшизу нет. Интерес головной компании холдинга заключается в том, что, увеличивая количество реализуемого товара, она получает больше возможностей договариваться о скидках у производителей. Партнёры же получают собственного дистрибутора с разветвлённой логистической сетью по всей России и сопровождение опытных специалистов на всех этапах ведения бизнеса.

Ещё одним преимуществом бренда «Советской аптеки» служит собственное программное обеспечение, созданное на базе разработок зарубежных партнёров компании. ПО позволяет автоматизировать работу аптеки и значительно сократить издержки: система учитывает востребованность тех или иных товаров и формирует заказ на следующий месяц в зависимости от полученных данных. Таким образом, владелец аптеки избегает нехватки препаратов, которые пользуются наибольшим спросом, или, наоборот, необходимости избавляться от товаров с истёкшим сроком годности. «Благодаря нашей системе автоматизации процесс заказа товара в аптеке и доставка его занимают в каждом регионе не более суток, — подчёркивает начальник департамента продаж по ЦФО Александр Скорин. — У нас почти в каждом областном центре имеются партнёрские склады, что облегчает доставку товара прямо в аптеку». Автоматизация бизнес-процессов минимизирует издержки, что, в свою очередь, позволяет реализовывать лекарства по более низким ценам.

За полгода активного наступления франшизы на фармацевтический рынок было открыто 56 точек. «Советские аптеки» работают в 38 городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Тверь, Астрахань, Калугу, Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Краснодар и Екатеринбург. Своей очереди ждут несколько аптечных магазинов на Дальнем Востоке России, в том числе во Владивостоке и на острове Сахалин. Несколько предпринимателей заинтересовались мастер-франшизой, которая даёт право на открытие точек на всей территории одного региона. «Признаюсь, после запуска франчайзингового проекта мы не ожидали такого спроса на открытие аптек под нашим брендом. Во-первых, он новый и малоизвестный, а во-вторых, всё-таки кризис заставляет инвесторов хорошо подумать, прежде чем вкладывать деньги, — откровенничает руководитель отдела регионального развития Татьяна Мельникова. — Однако, как оказалось, мы попали в точку — бренд сильный и запоминающийся, проект оказался проработан до мелочей, и потенциальным инвесторам вся информация доступна и открыта».

Для запуска своей «Советской аптеки» необходимо быть собственником или арендатором торгового помещения с площадью не менее 34 кв. м. После заполнения заявки на сайте компании её консультанты определяют, отвечает ли точка всем требованиям. В Pharma Distribution Group строго относятся к соблюдению всех фармацевтических стандартов, ведь от этого зависит репутация всего бренда «Советская аптека». «Не скрою, мы многим отказываем в партнёрстве и открытии аптек, так как детально подходим к каждому потенциальному партнёру, начиная от обычной беседы и вплоть до проверки нашей службой безопасности, — рассказывает Мельникова. — Потому что имидж и репутация нашей аптечной сети – это важная составляющая в доверии наших партнёров к нам, и её подорвать нам никак нельзя».

Первоначальные инвестиции в запуск аптеки составляют от 1,5 млн до 3 млн рублей в зависимости от площади помещения. В эту сумму входит получение фармацевтической лицензии, торговая мебель, подключение ПО и обучение персонала, медицинское оборудование и начальное товарное наполнение аптеки.

«Мы под ключ лицензируем аптеки для наших партнёров и в каждом регионе сталкиваемся с различными сложностями — в частности, там не всегда рады новой аптечной сети. Естественно, наши конкуренты, у которых, возможно, имеется административный ресурс, пытаются как-то притормозить наше активное развитие, — сетует директор по лицензированию аптек Ирина Максимчук. — А иногда просто в каком-нибудь регионе по-иному трактуют закон о лицензировании, тем самым вставляя нам палки в колёса Но в наших аптеках строго соблюдаются все нормы, и мы всё равно укладываемся в срок».

Наличие единственного генерального поставщика позволяет всем аптекам бренда следить за качеством реализуемого товара, а также экономит время на оформление и получение заказа. Ассортимент аптек включает в себя больше 7000 различных позиций, из которых складывается «золотая аптечная матрица». Согласно бизнес-плану при средней наценке в 20–22%, «Советская аптека» через 10–12 месяцев полностью окупается и начинает приносить прибыль.

Руководитель инвестпроектов НИУ «Высшая школа экономики» Мария Марчукова оценивает франшизу как «довольно инвестпривлекательный проект», который за полгода своего существования «уже вырос на серьёзный уровень». Создатели аптечной сети на достигнутом останавливаться не намерены: к концу года они рассчитывают на 100 работающих точек, через год это количество должно увеличиться втрое, а к 2020 году, по словам директора по развитию Дмитрия Агафонова, стратегическим инвестором намечено открыть 2500 «Советских аптек» по всей России.

Читать по теме

Новости партнеров