$ 63.8768.69$54.94
11 сентября 2015 года в 09:00

Никита Исаев. Почему страховщики идут на дно

Санкции и власти разрушают индустрию

Никита Исаев. Почему страховщики идут на дно

Санкции Запада только рикошетом ударили по рынку страхования, но проблем от этого меньше не стало. Государство начало тотальные чистки в отрасли, рынок пошёл на снижение. На днях Центробанк определил 92 страховые компании в группу высокой степени риска., новости об отзыве лицензий у страховщиков появляются каждый месяц. Единственный путь развития при таком раскладе — это расширение обязательного страхования, которое, может, и создаст искусственный стимул на какое-то время, но в целом приведёт к утрате страховой культуры. В сложившихся обстоятельствах почти не осталось времени, чтобы вернуть страховой рынок на путь свободной конкуренции.

Лучшее, конечно, позади

Прошлое десятилетие стало золотым веком для российских страховщиков. У людей начала формироваться настоящая страховая культура. Этому способствовало введённое в начале 2000-х обязательное страхование автогражданской ответственности и низкие тарифы. Видя, что при форс-мажоре на дороге страховщики действительно «разруливают» ситуацию и платят, люди постепенно начали «подстилать соломки» и в других случаях. Стало совершенно естественным оформлять не только ОСАГО, но и КАСКО. Выезжая куда-нибудь на отдых, люди покупали соответствующий полис, причём стали разбираться в нюансах, не жалея денег, например, на спортивную страховку.

Сами страховщики тоже чувствовали себя достаточно уверенно. Отношения с иностранными партнёрами были хорошими, всегда была возможность перестраховаться. Но вот летом 2014-го Россия получила первый пакет санкций, потом второй, третий. Под западный пресс попали банки и крупные корпорации, но это эхом аукнулось и на других рынках. Разделить риски с зарубежными партнёрами путём привлечения их средств и финансовых ресурсов стало невозможно. Иностранные перестраховочные компании получили фактический запрет на взаимодействие с российскими страховщиками.

В результате страховые компании, чтобы хоть как-то снизить опасность для себя, стали выставлять заградительные тарифы на многие услуги. К примеру, добровольная страховка машины резко подорожала в пять раз. Стоит ли объяснять, что 15% по КАСКО — это тариф, по которому люди не страхуются? Даже человек, чьи доходы много выше среднего, подумав, заплатить ли за полис полмиллиона рублей или положиться на авось, скорее всего, выберет последнее. То же относится к ставкам на другие продукты. Неудивительно, что все страховые портфели по обычным ставкам в одночасье стали убыточными.

Наиболее остро кризис ударил по услугам автострахования, страхования строительных рисков, ответственности производителей строительно-монтажных работ в связи с уменьшением ипотечного кредитования и т. д. В таких условиях для многих компаний средней руки стало проще добровольно свернуть бизнес и тихо уйти с рынка, не дожидаясь отзыва лицензии.

Чисто и конкретно

Решительные действия регулятора не заставили себя ждать. Центробанк действительно начал чистить страховой рынок, ужесточая требования к резервам, собственному капиталу, филиальной сети, статусу компании, отчётности и пр. Появилась тенденция к укрупнению и снижению количества игроков не только в банковском секторе, но и среди организаций, оказывающих прочие финансовые услуги, в том числе и страховые. По всем признакам сужение рынка продолжится и впредь. Это позволит консолидировать страховые портфели у крупных игроков, таких как «Росгосстрах» и «Согаз». В конечном счёте останется 200–300 крупных компаний против порядка 500 в настоящее время и 1 500 десять лет назад.

Чем это грозит? Во-первых, взятый госрегулятором курс на гигантизм — это прямая дорога к удорожанию сервиса. Расходы, как правило, аккуратно ложатся на плечи потребителей, чья страховая культура может снова пойти на спад. Во-вторых, общее снижение конкуренции ведёт к монополизации рынка крупными окологосударственными структурами, к снижению качества услуг, увеличению времени рассмотрения страховых случаев и судам, заваленным страховыми делами. Правда, повышения действующих ставок, наверное, ожидать не стоит. Страховщики и так уже перезаложились — все их риски и проблемы уже в цене. А вот падение объёмов страхового рынка при таких раскладах неминуемо.

Следующим шагом государства, которое, как правило, собственник не самый эффективный, предсказуемо может стать попытка придать страховому рынку новый импульс развития за счёт появления дополнительных обязательных видов страхования. Уже сейчас рассматривается вопрос обязать страховать опасные производства, особо опасные объекты и жилплощадь. В случае с недвижимым имуществом планируется создать некий аналог ОСАГО, только для владельцев квартир. Скорее всего, лицензии на страхование жилого фонда получат госкомпании.

Но сразу встаёт вопрос о льготах. Автомобиль по-прежнему есть далеко не в каждой семье. И, как ни крути, для большинства россиян, особенно в глубинке, это всё-таки роскошь, а не средство передвижения. С квартирами ситуация иная. И здесь обязательное страхование неминуемо будет воспринято как дополнительные поборы со стороны государства. Вопрос о льготах для социально незащищённых слоёв населения возникнет автоматически. Придётся разрабатывать приемлемые тарифы, привязывать страховой процент к МРОТ и размеру пенсии. Одним словом, так или иначе подстраиваться под финансовые возможности людей, а это уже обратный удар по бизнесу.

Какой-то эффект такая обязаловка даст в краткосрочной перспективе. Именно так в своё время было с ОСАГО, разогревшим страховой рынок. Ведь обязательное страхование — это своеобразная приманка для продажи других страховых продуктов. Однако общая покупательная способность граждан в кризисных условиях и так резко пошла на спад, так что эффект может оказаться малозаметным.

Развилка

Сейчас страховщики подошли к судьбоносной развилке. Либо мы полностью передаём государству контроль над страхованием и вводим регулирование тарифа, либо оставляем рынок в покое и он сам формирует цены. В первом случае конкуренция погибнет, а рост цен на страховые услуги будет упираться только в размах государственных «хотелок». Эта дорога может привести к весьма убогой форме, где мы получаем плановую экономику, в которой неконкурентоспособные страховые тарифы не дают возможности сокращать расходы на страхование в принципе и ведут предприятия в долговую яму. Так с рынка уйдут оставшиеся коммерческие структуры, разбежавшаяся инфляция ударит по платёжеспособному спросу и т. д. Уберечь от апокалиптичного сценария может только жёсткое тарифное регулирование и механизм дотаций для приоритетных отраслей. Тогда бизнес мог бы чётко планировать свой финансовый результат.

Другой вариант — надо перестать уничтожать рынок. Если мы выбираем рыночный подход, то необходимо оставлять высокую конкурентную среду, ужесточать требования к государственному капиталу, допускать участие иностранного капитала в страховых компаниях, как то предписывают нормы ВТО. Чтобы на выходе получить качественный страховой продукт, это нужно делать уже сейчас. В противном случае будет поздно.

Фотография на обложке: Jason deCaires Taylor/ www.underwatersculpture.com

Обсудить ()

Читать по теме

Новости партнеров