$ 63.9168.50$53.00
27 августа 2015 года в 17:50

«В кризисе предприниматели виноваты сами»

Как нытики и паникёры расписываются в неэффективности

«В кризисе предприниматели виноваты сами»

Девальвация рубля и снижение покупательной способности населения ударили по российским компаниям. Многие предприниматели в социальных сетях и в интервью признаются, что экономическая ситуация ставит их бизнес на грань выживания. Генеральный директор сервиса для фрилансеров Fl.ru Владимир Тарханов считает страх и панику неуместными, ведь в проблемах компании всегда виноват её руководитель, а не кризис или другие внешние факторы.

Больше всех из-за курса рубля паникуют те, кто не может регулировать своё потребление, и те, кто подозревает, что не сильно нужны компании. Если говорить о бизнесе, то здесь такая же история: паникуют те, кто работает неэффективно. Иногда я консультирую другие компании и отчётливо вижу, что об эффективности деятельности многие задумываются, лишь когда начинаются проблемы. Когда всё идёт хорошо, люди бездумно тратят деньги и время на новые проекты вместо того, чтобы искать способы сделать это без привлечения дополнительных ресурсов и найма новых людей. Пока проблем с деньгами нет, все закрывают глаза на хаос вокруг.

Давайте говорить откровенно, это не первый кризис в России. И курс резко меняется далеко не первый раз. Почему же никто не задумался ещё до кризиса о том, что ситуация может измениться в любой момент? Предприниматель или руководитель компании должен продумывать подобные обстоятельства заранее. Но большинство предпочитает перекладывать ответственность на кризис, на правительство или на внешних врагов. А ведь в своём кризисе предприниматели виноваты сами.

Довольно распространена практика, когда крупные компании хотят организовать у себя новое направление и почему-то уверены, что не прогадают: сразу отводят гигантский бюджет, руководителя назначают хорошо знакомого, а не того, кто умеет работать в этом направлении. На фоне гигантской материнской компании убытки поначалу не замечают, а когда замечают, не сильно волнуются на этот счёт и списывают на развитие. А потом происходит коллапс, и неожиданно для себя компания несёт гигантские потери и увольняет сотни людей. Потом все пытаются понять, кто же виноват: отдел продаж, производство или ещё кто-то. Но дочерняя компания продолжает жрать деньги — ведь бюджет выделен до конца года и он должен быть потрачен, несмотря ни на что.

Эти проблемы всплывают рано или поздно, но в кризис это происходит быстрее и заметнее. В спокойные времена такие компании могут терпеть убытки годами. Я зачищал компании, генерившие десятки миллионов убытков. Основная проблема в том, что наша экономика направлена на формирование больших бюджетов и их трату. Оценка ситуации происходит раз в год — это минимальный период. К этому моменту все деньги сведены и образовывается гигантская дыра в бюджете. Так работает вся экономика, даже в средних компаниях. Никто не отслеживает эффективность той или иной организации оперативно, пока она не принесла гигантские убытки.

Когда я начал руководить Fl.ru, в ней числилось 85 сотрудников, компания работала в ноль или в небольшой минус. Мы начали смотреть, как лучше организовать деятельность, — в результате сейчас у нас работает десять человек, при этом процессы идут быстрее и у компании есть большой запас по прибыли. Да, наша деятельность никак не зависит от валютных закупок, но если бы она зависела, то прибыль лишь немного бы уменьшилась. Угрозы существованию бы не было.

Когда кризис усугубится, никто не умрёт. Пройдут какие-то увольнения, компании перестроят свою деятельность, неэффективные компании закроются, так как не смогут больше кормиться кредитами и займами. Я в этом проблемы не вижу. Уволенные в итоге всё равно куда-то устроятся, а на рынке появятся новые компании. Кризис — это просто изменения. И всем надо мириться с ними и приспосабливаться к ним.

Обсудить ()
Новости партнеров