$ 64.1568.47$53.94
03 августа 2015 года в 13:12

Ближе к людям: Почему медиапроектам больше не нужны сайты

Паблик-чаты, подкасты и Instagram как новые источники информации

Ближе к людям: Почему медиапроектам больше не нужны сайты

По подсчётам Global Web Index, пользователи интернета в 2014 году в среднем проводили в социальных сетях сто минут ежедневно. За это время можно узнать не только новости друзей, коллег и соседей, но и получить исчерпывающую информацию о главных событиях дня в мире. Этим пользуются СМИ и наращивают собственные сообщества в твиттере и фейсбуке. Но пока традиционные СМИ подстраиваются под новую модель потребления информации, возникают медиапроекты, которые не тратят время на создание своей платформы: они идут ближе к читателю, обосновываются в его френдленте и не заставляют переходить по ссылкам. «Секрет» разобрался в феномене медиа, которым не нужны сайты.

Как это работает

«Сегодня я запускаю новостной сервис, формат которого вытеснит традиционные СМИ», — в июне анонсировал запуск Falconwing News Рикард Фальквинге, основатель Пиратской партии Швеции, занимающей два места в Европарламенте. У сервиса нет сайта: весь контент публикуется исключительно в социальных сетях, а новостные сообщения сокращаются до минимума и размещаются на картинках. Пока медиа ориентируется на страны Евросоюза, но в будущем планирует стать глобальным. Монетизировать его собираются с помощью рекламы (тоже на картинках). Несмотря на амбиции и популярность новоиспечённого главного редактора, за полтора месяца существования в твиттере Falconwing News лишь тысяча подписчиков. Как бы ни сложилась судьба этого сервиса, он стал одним из первых медиа, переориентировавшихся на новый формат потребления информации.

Функционал Facebook, Tumblr, YouTube, Pinterest, Instagram, публичных чатов в Viber, Telegram и Zello позволяет любому быстро создавать и агрегировать контент, а также получать доступ к широкой аудитории. Статистика подтверждает: пользователи хотят использовать соцсети как источник новостей. Взять хотя бы Tumblr: около четверти микроблогов сервиса информационные, а это более 61 млн страниц. У страницы на фейсбуке BreakingNews нет сайта, зато есть более 2 млн подписчиков.

Согласно исследованиям Pew Research Center, в 2015 году 63% пользователей Facebook и Twitter воспринимают социальные медиа как главный источник новостей. Больше всего информационным сообщениям в социальных сетях доверяют люди среднего возраста.

Учёные Висконсинского университета в своём исследовании проводят параллель между распространением любительских онлайн-СМИ в социальных сетях и политическим режимом. По их мнению, новостные медиа в социальных сетях в демократических странах скорее исключение из правил, популярность таких проектов больше характерна для стран с авторитарным режимом — у жителей страны появляется запрос на альтернативные точки зрения. Примерами таких информационных ресурсов можно назвать проект африканских активистов SwaziLeaks, который в инстаграме и твиттере рассказывает о коррумпированности королевской семьи Свазиленда.

Возможностями социальных сетей в полной мере пользуются традиционные СМИ: после военного переворота в Таиланде работать в стране иностранным изданиям стало особенно сложно. Во избежание блокировки сайта служба BBC запустила в фейсбуке новостную страницу на тайском языке.

Когда городские власти Детройта были вынуждены признать дефолт, жители города — преимущественно афроамериканского происхождения — записывали подкасты, где делились новостями и предлагали помощь нуждающимся. А во время протестов в американском Фергюсоне пользователи Reddit собирали в единую трансляцию сообщения очевидцев из социальных сетей. Тогда она стала одним из главных источников информации о происходящем для всех пользователей интернета.

Инвестиции

За последние несколько лет новостными сервисами без сайтов заинтересовались инвесторы. Тому доказательство — проект NowThis News c более чем миллионом подписчиков в одном только фейсбуке. Формат — информационные видео длиной не больше минуты о главных событиях дня. Его запустили бывшие топ-менеджеры Huffington Post — Кеннет Лерер и Эрик Хиппо. Развитием стартапа занимается около 30 человек с опытом работы в Vice, New York Magazine, Newsweek, The Daily Beast и MTV. Непосредственно контент создаёт команда новостников из телеканала NBC, который стал одним из пяти инвесторов. Зарабатывает проект на рекламных видеозаписях (KFC, Disney). В конце прошлого года NowThis News привлёк $6 млн инвестиций от немецкого медиаконцерна Axel Springer, выпускающего газеты Bild и Die Welt.

Но не все новые медиа оправдывают ожидания инвесторов. Месяц назад закрылся новостной проект Circa — мобильное приложение со срочными новостями, изложенными простым языком. При желании читатели могли подписаться на какой-нибудь из сюжетов и получать уведомления об обновлениях. Планировалось монетизировать проект с помощью партнёрских текстов и рекламных баннеров. Многообещающий стартап в 2012 году привлёк $5,7 млн от 37 инвесторов, среди которых фонды Quotidian Ventures, Advancit Capital, Fenox Venture Capital, Telegraph Hill Capital. Но, по словам сооснователя компании Мэтта Гэллигана, ему так и не удалось монетизировать проект. Чтобы увеличить трафик, в начале этого года новостной сервис даже запустил сайт, но увеличить аудиторию это не помогло.

Кто делает это в России

В России тоже растёт количество пабликов и чатов с собственным контентом и чётко очерченной аудиторией. «Секрет» поговорил с создателями некоторых из них.

Newочём
8092 подписчика

Артём Слободчиков
Создатель

Мы запустили проект в ноябре 2014 года. Каждый день мы составляем подборку из пяти материалов зарубежных СМИ, устраиваем голосование и переводим 1–2 статьи, победившие в нём.

Всего в проекте 12 человек, включая меня: за некоторыми исключениями мы не разделены на специализации вроде редактора, переводчика, менеджера по контенту — это позволяет достичь определённой гибкости. Примерный круг интересов наших пользователей нам известен (наука, массовая культура, обстоятельные эксплейны обо всём), и при составлении подборок я опираюсь на него, скажем, процентов на 80%. Но какие-то нестандартные тематики, к которым люди не привыкли, мы вбрасываем, особенно если материалы хорошие или инфоповод резонансный. Например, мы переводили рецензию The Guardian на «Левиафана», а недавно у нас вышел 28-страничный лонгрид о том, как компания Electronic Arts «потеряла свою душу», — он поставил рекорд по лайкам и репостам.

Мы никогда не будем переводить статьи из жёлтых и ангажированных изданий вроде Russia Today. Монетизировать проект мы собираемся, но пока живём на пожертвования, хотя их не очень много. Планируем кампанию на Boomstarter. Собранные деньги пойдут на оплату труда команды, поскольку работаем мы очень много.

Будущее у новостных проектов без сайтов прекрасное, «Лентач» вполне показателен в этом плане. Сейчас люди присутствуют в социальных сетях гораздо больше, чем в остальном интернете, поэтому им гораздо удобнее читать о произошедшем оттуда, не переходя на внешние сайты. Мы надеемся в итоге создать что-то серьёзное и масштабное, поэтому будем понемногу выходить на коммерческие рельсы.

Свободные новости
240 702 подписчика

Кирилл Хрусталёв
Создатель

Проект запустили в 2010 году. Тогда это был просто паблик, куда мы собирали всё, что показалось нам интересным на просторах СМИ. Такой агрегатор интересных статей и блогов. Сейчас мы производим свой видеоконтент — снимаем репортажные ролики о нарушенных правах граждан, вопиющих случаях беспредела, а также выпускаем ролики в рамках проекта «Монитор», который учит граждан определять долю пропаганды в сюжетах государственных телевизионных каналов. «Свободные новости» — это исключительно волонтёрская история. Администраторы в течение дня вычитывают всё самое интересное и решают, что ставить в ленты наших пабликов, — «Свободные новости» есть во всех соцсетях.

Принцип отбора новостей: реальная важность, понятная аналитика, доходчивое разъяснение, честная гражданская позиция. Мы либеральный паблик (не путайте со СМИ — мы не СМИ), поэтому мы никогда не поставим в ленту нелиберала или псевдолиберала. Основной источник для нас — ресурсы, которые долгим и упорным трудом заработали свою репутацию. Ставим и подающие надежды. Не ссылаемся на тех, кто себя дискредитировал и забыл, что такое принципы журналистики.

Проект монетизировать не собираемся. Для нас это хобби, проявление гражданской позиции. Принципиально не ставим рекламу в паблике, чтобы нашим читателям было максимально комфортно. В тех случаях, когда нам нужна помощь на развитие проекта, мы обращаемся прямо к нашим читателям. Вот нужно нам было видеооборудование для нашей репортажной группы: мы попросили денег — и наша аудитория скинулась.

Новостные паблики в соцсетях, которые не привязаны к своим сайтам, — это, с одной стороны, преимущество, а с другой — это довольно потолковые проекты со своим пределом развития.

Plus Size Magazine
76 200 подписчиков

Елена Грачёва
Создатель

Запуск Plus Size Magazine состоялся одновременно с запуском паблик-чатов в Viber в ноябре 2014 года (Елена занимается связями с общественностью в российском отделении Viber, но Plus Size Magazine — её личный проект. — _Прим. ред._). Наш паблик-чат — это постоянный диалог и комментарии от инсайдеров индустрии plus size. Этот диалог и есть наш уникальный контент. Он очень интересен обычным читателям и участникам зарождающейся в России индустрии plus size — от производителей одежды до моделей и байеров.

Лучше всего в чате работает интерактив с нашими читателями: Plus Size Magazine проводит кастинги среди читательниц и организовывает показы с их участием при поддержке брендов Kiabi, La Redoute, Svesta. Под брендом Plus Size Fashion Weekend мы каждый сезон организовываем показы — ближайший будет уже в ноябре.

Паблик-чаты позволяют прекрасно коммуницировать с читателями. На основе фидбэка мы запустили два социальных проекта: бесплатно обучаем читательниц моделингу и организуем их общение с диетологами, тренерами, косметологами. Plus Size Magazine уже успешно монетизируется благодаря рекламе и поддержке наших мероприятий крупными брендами одежды. Так, например, магазин «Полный Fashion» зафиксировал рост продаж на 10% после одного размещения в чате.

Фотография на обложке: David Paul Morris/Bloomberg via Getty Images

Обсудить ()
Новости партнеров