$ 64.1568.47$53.94
01 июля 2015 года в 16:40

Ритейл по-кавказски: Как федеральные сети выходят в Чечню

Кто кормит и одевает Грозный

Ритейл по-кавказски: Как федеральные сети выходят в Чечню

Сеть гипермаркетов «Лента» намерена открыть первый магазин в Грозном в начале 2016 года. «Лента» — пионер среди крупных продовольственных ритейлеров, решившихся выйти на чеченский рынок. Впрочем, в июле в Грозном появится магазин товаров для дома сети «Уютерра». Уже пару лет в столице Чечни успешно работают магазины «Эльдорадо» и «Евросеть».

Несмотря на то что количество федеральных сетей в Чечне увеличивается с каждым годом, это всё же единичные случаи. «Секрет» разобрался, как в республике обстоят дела с предпринимательским климатом.

Кто не испугался

«Я не знаю, почему у нас так мало федеральных игроков. По-моему, многие люди телевизор давно не смотрели, не знают, что у нас самый мирный город! Единственная республика, где можно машину не запирать, а барсетку из машины никто не заберёт», — возмущается владелец супермаркета «Мигросс» (один из крупнейших в Грозном) Адлан Латаев. Четыре года назад он обращался в сеть «Магнит» с предложением открыть по франшизе их магазин в Грозном, но получил отказ. Латаев говорит, что в «Магните» не захотели работать с Чечнёй. «Дело в том, что Магнит не работает по франшизе», — объяснили «Секрету» в пресс-службе сети причину отказа Латаеву. Сегодня «Магнит» рассматривает Чеченскую Республику в качестве потенциальной площадки для развития, однако планы по развитию сети в отдельных регионах компания не раскрывает.

Первой федеральной сетью, вышедшей на рынок Чечни, стала «Эльдорадо». Вопрос экспансии в регион рассматривался несколько лет, и в 2013 году в Грозном открылся первый магазин. По словам директора по развитию сети «Эльдорадо» Карена Матевосяна, власти Чечни всячески способствуют приходу крупных компаний на местный рынок, чтобы нейтрализовать негативный имидж региона. Теперь грозненский магазин «Эльдорадо» — один из лучших в сети. Средний чек там существенно выше, чем в московских. Правда, это обусловлено традиционно высокой долей покупок в кредит.

Фотография: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Помимо «Эльдорадо» в Грозном работают «Спортмастер», «Техносклад», «Поиск», Adidas, «Евросеть» и некоторые другие компании.

У «Евросети» в Грозном работает два салона, один из которых — формата «дворец связи» (самый крупный формат сети, предполагающий площадь от 250 кв. м. и расширенный ассортимент. — Прим. ред.). «Мы довольны развитием нашего бизнеса в регионе, поэтому планируем открыть ещё несколько магазинов в Чечне, возможно, не только в Грозном», — рассказывает президент компании «Евросеть» Александр Малис. В интервью изданию «Вестник Кавказа» в 2013 году Малис поделился своими рассуждениями о положении дел на Кавказе: «Есть республики, где рынок очень серый, а есть республики, где рынок цивилизованный, и Чеченская относится к ним в большей степени». Этому, по словам Малиса, республика обязана Рамзану Кадырову.

Через неделю в главном торговом центре Грозного «Гранд-парк» откроется магазин сети «Уютерра». «Грозный считается городом с достаточно обеспеченным населением. При этом здесь крайне низкий уровень конкуренции. Грозный растёт, здесь строят новые дома, которые надо украшать, поэтому он был нам интересен», — признался «Секрету» совладелец «Уютерры» Александр Селиверстов.

Риски

«Чечня достигла больших успехов в подавлении подполья, восстановлении городов, исправлении своего имиджа и официальных экономических показателей», — говорится в отчёте «Чечня: внутреннее зарубежье», опубликованном ​Международной кризисной группой (ICG). Однако эта стабильность обманчива — по данным исследователей ICG, несмотря на официальный рост по многим показателям, «люди страдают от вопиющей коррупции» и от «вымогательства и неофициальных налогов и сборов».

По данным «Яндекс.Работы», средняя зарплата в Грозном сейчас 13 000 рублей в месяц. При этом в Чеченской Республике безработица составляет 17,8% — это один из самых высоких показателей по стране.

Участники рынка подчёркивают, что главные риски ведения бизнеса в Чечне связаны не с коррупцией. Матевосян из «Эльдорадо» указывает на традиционно повышенный уровень террористической опасности региона, который может отпугивать крупных игроков. По подсчётам издания «Кавказский узел», в 2014 году в Чечне на 15% выросло число жертв вооружённых конфликтов по сравнению с 2013 годом.

Ещё одна сложность при ведении бизнеса в республике связана с ментальными особенностями населения, касающимися в числе прочего вопросов трудовых взаимоотношений, подчёркивает Матевосян. Он не смог разъяснить, что имеет в виду, но, по мнению другого предпринимателя, работающего в Чечне и пожелавшего остаться неизвестным, национальная специфика действительно становится барьером для федеральных сетей. Они традиционно берут на работу сотрудников любого вероисповедания и происхождения, но в Чечне нужно менять стратегию, поскольку местные не захотят работать в смешанном коллективе.

Фотография: Марина Лысцева/TASS

Кроме того, ритейлерам сложно решать вопросы логистики. Продовольственная сеть «Дикси» не планирует выходить в Чеченскую Республику в ближайшее время из-за того, что республика находится слишком далеко от регионов, где уже представлены магазины сети. В «М.Видео» экспансию в Чечню рассматривают как отдалённую перспективу. «Недавно мы отрыли новый распределительный склад в Ростове-на-Дону, а значит, ситуация по доставке техники в города южного региона упростится. Естественно, мы будем рассматривать в том числе Чечню. Однако это вопрос перспектив — и неблизких: нам ещё необходимо изучить рынок», — рассказал руководитель PR-управления «М.Видео» Антон Пантелеев.

В сети «Связной» сдерживающим фактором называют небольшое количество крупных торговых центров с высоким трафиком. В городе всего несколько торговых центров. Местный предприниматель Зелим Абдулаев сам столкнулся с этой проблемой. В 2013 году он открыл круглосуточный магазин у дома «Палитра вкуса», вложения отбил через год и в целом доволен тем, как идёт торговля. Но открыть ещё один магазин не может — негде. «Если бы у меня была хорошая площадка, может быть, и открыл бы. Но точки разные. И найти в Грозном хорошее, подходящее помещение непросто», — вздыхает Абдулаев.

Как Грозный тратит деньги

За покупками жители чеченской столицы чаще всего отправляются на центральный рынок «Беркат» и в торговый центр «Гранд-парк». На рынок попадают товары, которые в республику ещё не привезли официально. Так, на «Беркате» грозненцы покупают товары, близкие по ассортименту «Уютерре».

«Пока мы не открылись, наш товар люди покупают на рынках, но мы рассчитываем, что вскоре все перейдут к нам», — говорит совладелец «Уютерры» Александр Селиверстов. Ассортимент магазина корректировали для Грозного незначительно — по оценкам «Уютерры», в Чечне постельное бельё и посуда будут пользоваться большим спросом, чем сувениры и безделушки.

Основательница сети «Империя штор» Сама Муртазалиева говорит, что ей удалось изменить привычки грозненцев: «В Грозном люди покупают однотипное во все комнаты — в основном, классические кружевные шторы. Мы им рассказываем, что можно в разные комнаты повесить и французские, и римские шторы. Это наших клиентов удивляет, но им нравится, и они приходят к нам снова и приводят родственников».

Одежду жители Грозного сейчас покупают в основном в торговых центрах. «На рынках всё еще кто-то одевается, но продавцы там всё время жалуются, что торговли у них нет с тех пор, как торговые центры открылись», — делится наблюдениями менеджер магазина Colin’s Аслан. Кроме Colin’s, в «Гранд-парке» есть ещё несколько сетевых магазинов одежды — Mexx, Benetton, O’stin, Lady & Gentleman City, Incity.

Фотография: Саид Царнаев/РИА Новости

В Colin’s средний чек составляет 3 000 рублей. По оценкам Аслана, продажи в Colin’s хорошие, покупают здесь в основном джинсы и рубашки. «Иногда нам присылают короткие шорты — женщины их не покупают, а мужики у нас по городу в шортах тоже не ходят. Мы пытаемся в Москве объяснять, что у нас такое не носят, чтобы нам не присылали».

Среди продуктовых магазинов в республике популярен формат магазинов у дома, где, по данным «Ленты», представлен весьма ограниченный ассортимент товаров, большей частью от местных производителей. Практически нет овощей, фруктов и мяса, потому что эти товары люди привыкли покупать на рынке. По наблюдениям Абдулаева из «Палитры вкуса», в других регионах России сейчас предпочитают всё диетическое, лёгкое, в то время как в Грозном — всё мясное, сытное, плотное.

«Когда женщина заходит, берёт на всю семью, а когда мужчины — берут кое-что, видимо, по заказу», — делится наблюдениями владелец супермаркета «Мигросс» Адлан Латаев. В своём магазине он проводит акции: в Рамадан раздаёт хлеб бесплатно, по пятницам дарит посетителям финики, а каждый вечер позволяет всем помолиться и выпить воды. «Мой бизнес на этом ничего не теряет. Людям помогать надо. На том свете мы найдём больше, чем здесь». В его супермаркете не продаются алкоголь и сигареты. Алкоголь, со слов Латаева, продаётся всего в одном магазине города, и тот не пользуется особой популярностью.

Прорыва у офлайн-ритейлеров не случилось — а вот у онлайн-ритейлеров, похоже, в Чечне дела идут отлично. По данным гендиректора аналитического агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, у крупнейших российских игроков онлайн-коммерции — например, у KupiVIP — Грозный входит в тройку городов с самым большим средним чеком.

Фотография на обложке: Валерий Мельников/РИА «Новости»

Обсудить ()
Новости партнеров